Файл: Налоговое право РФ - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7439

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1.3 Источники налогового права

21

1) Источники налогового права регулируют общественные отношения, со-

ставляющие предмет налогового права. Предмет налогового права служит
правообразующим фактором правотворчества в налоговой сфере.

2) Источники налогового права принимаются только теми органами государ-

ства или местного самоуправления, правотворческая компетенция которых
прямо предусмотрена НК РФ.

3) Налоговое право, являясь кодифицированной подотраслью финансового

права, регулируется не только НК РФ. Источники налогового права ха-
рактеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения
властей и федеративной природой российского государства. Налоговый ко-
декс использует обобщенное понятие «законодательство о налогах и сбо-
рах», особенностью которого является включение не только законов в соб-
ственном смысле, но и других нормативных правовых актов.

Развитие федеративных начал в построении российского государства обуслов-

ливает и сложную разветвленную систему источников налогового права, в которой
выделяются правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней.

1.3.3 Федеральные нормативные правовые акты в системе
источников налогового права

Согласно п. «и» ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов на-

логообложения и сборов находится в совместном ведении Федерального центра
и субъектов РФ. Такое разграничение предметов ведения и полномочий наделяет
Россию компетенцией по правовому регулированию тех сфер налоговой деятель-
ности, которые относятся к ее исключительному ведению или к предмету совмест-
ного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

1.3.3.1 Конституция РФ как источник налогового права

В правовой системе Российской Федерации, как и любого государства, осо-

бое место занимает Конституция. Высшая юридическая сила Конституции РФ
в иерархии источников налогового права обусловлена свойствами Основного зако-
на, отличающими его от актов текущего законодательства.

Конституция РФ определяет исходное начало, отправную точку налогового

права — обязанность каждого платить законно установленные налоги (ст. 57).

Экономико-правовые основы налоговых отношений основаны на принципе

единства экономического пространства (ст. 8), закрепленном в первой главе Кон-
ституции РФ, регулирующей основы конституционного строя, и на принципе за-
прета установления препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг
и финансовых ресурсов (ст. 74).

Направляющее воздействие Конституции РФ осуществляется принципами-за-

коноположениями (т. е. нормами, содержащими в себе только некоторую общую
идею) и принципами-нормами (т. е. нормами, не требующими принятия специаль-
ных законов). Последняя группа принципов обладает четко вырженньм регулятив-
ным потенциалом.


background image

22

Глава 1. Общие положения налогового права Российской Федерации

Конституция РФ содержит концентрированное нормативное выражение право-

вых начал налоговых отношений. Основной закон не может и не должен стремить-
ся к всеохватывающему детальному регулированию, поскольку сущность любой
конституции главным образом выражается в стабильности и долгосрочности.

Посредством развития конституционных основ налогообложения в процессе

федерального, регионального и муниципального правотворчества совершенствует-
ся механизм правового регулирования налоговых отношений, реализуются обще-
правовые принципы в налоговом праве.

1.3.3.2 Налоговый кодекс РФ — основной источник налогового
права

Структура федеральных нормативных правовых актов о налогах и сборах включает

НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ занимает ведущее место в системе источников налогово-

го права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства
о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нор-
мативные правовые акты этой сферы могут быть приняты только при условии
соответствия Кодексу.

Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей Часть первая НК РФ принята

Федеральным законом от 31 июля 1998 г. 146-ФЗ

1

. Она состоит из семи разделов,

в которых регулируются отношения, составляющие основу всей налоговой систе-
мы. Разделы включают в себя главы (20 глав), главы — статьи (142 статьи).

В разделе I «Общие положения» закреплены основные начала (принципы) на-

логообложения, источники правовых норм о налогах и сборах, основные понятия,
система налогов и сборов.

Раздел II посвящен правам и обязанностям участников налоговых отношений —

налогоплательщиков и налоговых агентов, а также их представителей. Основы пра-
вового статуса налоговых и таможенных органов, органов внутренних дел рас-
сматриваются в разделе III. В шести главах раздела IV — самого большого в НК
РФ — устанавливаются общие правила исполнения обязанности по уплате налогов
и сборов. Налоговой отчетности и налоговому контролю посвящен раздел V. Виды
налоговых нарушений и ответственность за их совершение установлены в разделе
VI. Раздел VII регулирует вопросы обжалования актов налоговых органов, дей-
ствий их должностных лиц.

Частью второй НК РФ урегулирован порядок исчисления и уплаты конкрет-

ных налогов: федеральных, региональных, местных. Главы части второй НК РФ
объединены в разделы, объединяющие налоги одного уровня. Самостоятельный
раздел посвящен регулированию специальных налоговых режимов.

Налоговый кодекс РФ рассчитан на применение в качестве нормативного пра-

вового акта прямого действия, исключающего, как правило, детализацию или разъ-
яснение подзаконными нормативными актами.

Налоговый кодекс РФ — основа законодательства РФ о налогах и сборах. Осталь-

ное законодательство принимается только в соответствии с НК РФ.

1

СЗ РФ, 1998. №31. Ст. 3824.


background image

1.3 Источники налогового права

23

1.3.3.3 Иные федеральные нормативно-правовые акты

В систему источников налогового права также входят налоговые законы обще-

го действия. К таким законам относятся нормативные правовые акты, регулирую-
щие правовой статус налоговых органов, какой-либо группы налогоплательщиков
или налогообложения определенного вида имущества. Необходимость принятия
федеральных законов о налогах и сборах предусмотрена целым рядом статей НК
РФ. К таким нормативным правовым актам относится, в частности, Закон РФ от
21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»

1

, Федеральный

закон РФ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

2

и т. д.

В систему источников налогового права федерального уровня входят также

подзаконные нормативные правовые акты о налогах и сборах, изданные органа-
ми исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов.
К числу органов, наделенных правом налогового нормотворчества, относятся Пре-
зидент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
и др. Названные органы издают нормативные правовые акты по вопросам, связан-
ным с налогообложением и сборами только в предусмотренных законодательством
случаях. При этом нормативные правовые акты Президента РФ и органов испол-
нительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах
и сборах, т. е. не могут детализировать законодательные нормы, регулирующие по-
рядок и условия уплаты налогов, а также вводить новые или изменять, дополнять
существующие налоги и сборы.

Грубое нарушение процедуры принятия нормативных правовых актов, регу-

лирующих налоговые отношения, служит основанием для признания такого акта
ничтожным. В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 №763 «О по-
рядке опубликования и вступления в законную силу актов Президента Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти» все ведомственные акты, затрагива-
ющие права граждан и организаций, должны быть зарегистрированы в Министер-
стве юстиции РФ. Акты о налогах и сборах, не отвечающие названному требова-
нию, а также не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых
последствий, поскольку не считаются вступившими в законную силу, и не могут
являться юридическими фактами для регулирования налоговых правоотношений.

Следовательно, подзаконный нормативный акт о налогах и сборах, затрагиваю-

щий права или обязанности фискально обязанных лиц, приобретает юридическую
силу только при одновременном соблюдении следующих условий:

а) соответствии НК РФ и иным законам о налогах и сборах;

б) официальном опубликовании;

в) осуществлении процедуры регистрации в Министерстве юстиции РФ.

1

Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991. №15. Ст. 492.

2

СЗ РФ, 1996. №48. Ст. 5369.


background image

24

Глава 1. Общие положения налогового права Российской Федерации

1.3.4 Нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления в системе
источников налогового права

Правовой статус субъектов Федерации наделяет их законодательные (предста-

вительные) и исполнительные органы власти правом в пределах своей компетен-
ции принимать законы и иные нормативно-правовые акты, устанавливающие нор-
мы налогового права. Законодательство субъектов Федерации о налогах и сборах
состоит из законов и иных нормативных правовых актов, принятых по вопросам
налогообложения.

На муниципальном уровне нормативные правовые акты о местных налогах

и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления,
а в случаях, предусмотренных НК РФ, муниципальные исполнительные органы
имеют право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с на-
логообложением.

Развивая положения Конституции РФ, НК РФ (ст. 12) и Бюджетный кодекс

РФ (п. 1 ст. 64) прямо запрещают субъектам Федерации и органам местного са-
моуправления вносить элементы новизны в налоговую систему России. Следо-
вательно, относительно установления региональных и местных налогов и сборов
региональное и муниципальное правотворчество носит усеченный (ограниченный)
характер и распространяется только на сферу введения налогов, отнесенных НК
РФ к региональным или местным.

Таким образом, нормативные правовые акты данного уровня имеют следую-

щие характерные признаки: обязательное соответствие НК РФ; пространственная
ограниченность их юридической силы — действуют в границах соответствующего
субъекта Федерации или муниципального образования; обязательность для испол-
нения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями, расположенными в ука-
занных границах; необходимость регистрации со стороны федеральных органов
государственной власти (Министерства юстиции РФ); возможность их обжалова-
ния субъектами налогового права в судебном порядке или опротестования в по-
рядке прокурорского надзора.

1.3.5 Акты судебных органов

1.3.5.1 Решения Конституционного Суда РФ в системе
правового регулирования налоговых отношений

В юридической литературе до настоящего времени продолжаются дискуссии

о юридической природе решений Конституционного Суда РФ. Существует мнение,
возможно и необходимо отнести акты Конституционного Суда к источникам пра-
ва, включая налоговое

1

. Не вступая в дискуссию относительно данного вопроса,

следует признать, что акты, издаваемые Конституционным судом РФ, оказывают
существенное влияние на регулирование налоговых отношений и поэтому рассмат-
риваются в данной работе в разделе «Источники налогового права».

1

Налоговое право России: учебник для вузов / отв. ред. д. ю. н., проф. Ю. А. Крохина. М. 2003.

С. 125.


background image

1.3 Источники налогового права

25

Определяя юридическую природу решений Конституционного Суда РФ, следу-

ет учитывать, что он является судебным органом конституционного контроля (ст. 1
Федерального конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституцион-
ном Суде Российской Федерации»

1

). В соответствии с конституционной системой

разделения властей он не относится к правотворческим органам. Но особенно-
сти правовой природы и юридической силы решений Конституционного Суда РФ
определяются не тем, обладает ли он правотворческими функциями, а спецификой
его собственных конституционно-контрольных полномочий. Их природа такова,
что правовые позиции Конституционного Суда РФ, выраженные по итогам рас-
смотрения дела в его постановлении или определении, имеют общеобязательный
характер, нередко обладают нормативностью и соответственно могут признаваться
источниками права. Причем в данном случае речь идет не только о так называемом
«негативном правотворчестве», когда Конституционный Суд РФ признает некон-
ституционным определенное положение нормативного акта, в силу чего оно утра-
чивает силу. Нередко Суд выступает и «позитивным законодателем», формулируя
правовые позиции нормативного характера, имеющие общеобязательный характер.

Юридическая природа решений Конституционного Суда РФ решающим обра-

зом связана с получающими отражение в соответствующих решениях правовыми
позициями Конституционного Суда РФ. Само по себе понятие «правовая позиция»
применительно к Конституционному Суду РФ имеет легальное, законодательное
закрепление (ст. 73 Федерального конституционного закона «О Конституционном
Суде Российской Федерации»). Однако содержание этого понятия, его юридиче-
ская природа не раскрываются.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В связи с этим, представляется возможным дать определение
понятия правовых позиций Конституционного Суда РФ как ар-
гументированных, получающих обоснование в процедуре консти-
туционного правосудия оценок и интерпретационных представ-
лений по вопросам права в рамках решения, принятого по итогам
рассмотрения конкретного дела.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Основные принципы и критерии налогообложения, ответственности за нало-

говые правонарушения, выработанные в решениях Конституционного Суда, полу-
чают дальнейшую реализацию в правоприменительной практике и в новом нало-
говом законодательстве Российской Федерации.

1.3.5.2 Акты иных судебных органов

Вопрос о судебной практике как источнике права является дискуссионным.

Однако нельзя не признать, что решения высших судебных органов — Верховного
Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федера-
ции имеют самое непосредственное влияние на практику применения норматив-
ных актов о налогах и сборах.

1

СЗ РФ, 1994. №13. Ст. 1447.