ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8092
Скачиваний: 5
7.3 Налоговая ответственность
141
7.2.3.5 Сокрытие денежных средств либо имущества
организации или индивидуального предпринимателя, за счет
которых должно производиться взыскание налогов и (или)
сборов (ст.199.2 УК РФ)
Общественная опасность подобных противоправных действий заключается
в том, что они посягают на установленный порядок налогообложения и препят-
ствуют нормальной деятельности налоговых органов по взысканию недоимок по
налогам и сборам. В отличие от преступлений, предусмотренных ст. ст. 198, 199
и 199.1 УК РФ, преступное поведение направлено не на уклонение от уплаты нало-
гов (сборов) или на неисполнение обязанностей по их удержанию и перечислению,
а имеет своей целью непогашение недоимки, которая образовалась в результате
неисполнения соответственно налогоплательщиком (плательщиком сбора), нало-
говым агентом указанных обязанностей.
Объективная сторона преступления выражается в сокрытии денежных средств
или имущества налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента, за
счет которых должно производиться взыскание причитающихся с него налогов
или сборов.
Субъект преступления специальный, который непосредственно определен в ст.
199.2 УК РФ. В частности, таковым может являться собственник или руководитель
организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой орга-
низации, либо индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона данного преступления сводится к прямому умыслу.
Преступник понимает, что, скрывая денежные средства и имущество, препятству-
ет взысканию недоимки и желает наступления общественно опасных последствий
в виде неуплаченных налогов и сборов.
7.3 Налоговая ответственность
7.3.1 Понятие, функции и признаки налоговой ответственности
Традиционно в теории права выделяют административную, уголовную, дис-
циплинарную, гражданскую и материальную ответственность. Налоговой ответ-
ственности присущи все основные признаки юридической ответственности, а именно:
• она является средством охраны правопорядка;
• состоит в применении мер государственного принуждения;
• наступает за нарушение правовых норм;
• является последствием виновного деяния;
• состоит в применении санкций и связана с отрицательными последстви-
ями материального или морального характера, которые правонарушитель
должен претерпеть;
• реализуется в соответствующих процессуальных формах.
Учитывая систему финансового права и вхождение в качестве подотрасли на-
логового права, необходимо подчеркнуть, что налоговая ответственность — разно-
142
Глава 7. Ответственность за нарушение
законодательства о налогах и сборах
видность финансово-правовой. Правовая природа ответственности за нарушения
законодательства о налогах и сборах неразрывно связана с финансово-правовой
ответственностью и местом последней в системе юридической ответственности.
Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характери-
зуется всеми признаками, свойственными финансово-правовой ответственности:
1) основана на государственном принуждении и представляет конкретную
форму реализации санкций, установленных финансово-правовыми нормами;
2) наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего
признаки налогового правонарушения;
3) субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
могут быть организации и физические лица;
4) для правонарушителя налоговая ответственность выражается в определен-
ных отрицательных последствиях имущественного характера;
5) налоговая ответственность реализуется в процессуальной форме.
Вместе с тем налоговая ответственность имеет определенную специфику, обу-
словленную особенностями налоговой деятельности государства и механизмом
правового регулирования налоговых отношений. Выделение налоговой ответствен-
ности в самостоятельный вид финансово-правовой ответственности обусловлено
и выделением НК РФ процессуальных норм, регулирующих производство по де-
лам о налоговых правонарушениях.
В связи с этим налоговая ответственность характеризуется рядом особенностей:
• применение ответственности урегулировано нормами налогового права;
• основанием ответственности является налоговое правонарушение;
• данная ответственность состоит в применении к нарушителю специальных
санкций — штрафов, поэтому она носит исключительно имущественный
характер, причем взыскание происходит, как правило, в денежной форме;
• размер санкций так или иначе увязан с размером «налогового ущерба» для
бюджета в объемном выражении — суммы штрафов зависят, как правило,
от суммы недоимки;
• субъектами данной ответственности являются налогоплательщики и лица,
способствующие уплате налогов;
• к налоговой ответственности привлекают специальные органы — налоговые.
Налоговую ответственность можно рассматривать в нескольких аспектах.
1) Во-первых, в качестве реакции государства на нарушение законодательства
о налогах и сборах, выражающейся в обязанности виновного лица претер-
певать карательные меры государственно-принудительного воздействия за
совершенное деяние в форме имущественных лишений.
2) Во-вторых, налоговая ответственность может определяться как исполне-
ние юридической обязанности на основе государственного принуждения.
Так, в целях обеспечения выполнения публичной обязанности по уплате
налогов и сборов и возмещения ущерба, понесенного казной в результате
ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения
в связи с несоблюдением законных требований государства.
7.3 Налоговая ответственность
143
Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими ис-
полнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате нало-
гов, т. е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и непол-
ной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополни-
тельные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в вы-
боре принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости,
соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.
Наличие либо отсутствие государственного принуждения определяет факт су-
ществования налоговой ответственности. Налоговая ответственность не связыва-
ется только с неблагоприятными последствиями для правонарушителя, которые
наступают в результате совершенного им нарушения законодательства о налогах
и сборах. Карательные механизмы в налоговой ответственности существуют па-
раллельно с правовосстановительными, поскольку государству важно не только
наказать нарушителя налогового законодательства, но и восстановить публичные
имущественные интересы, компенсировать возникший ущерб.
Налоговую ответственность следует отличать от иных мер государственного
принуждения: мер безопасности, мер пресечения, мер защиты и т. д.
Таким образом, налоговая ответственность существует в двух формах: кара-
тельной (штрафной) и правовосстановительной (компенсационной).
Налоговая ответственность является развитием, «продолжением» материаль-
ного налогового правоотношения, которое реализуется посредством особой про-
цессуальной формы. Ответственность за нарушения законодательства о налогах
и сборах составляет часть механизма правового регулирования налоговых отно-
шений и проявляется в виде наложения запретов. Запрещая нарушать законода-
тельство о налогах и сборах, государство возлагает на субъектов налогового права
обязанность воздерживаться от совершения определенных действий либо, напро-
тив, не бездействовать, а активно реализовывать возложенные обязанности.
Следовательно, налоговая ответственность существует в рамках охранитель-
ного правового института, регулирующего общественные отношения налоговой
сферы посредством установления запретов. Однако налоговая ответственность не
полностью совпадает с охранительным правоотношением, возникшим в результате
налогового правонарушения. Охранительные правоотношения по своему составу
и объему шире налоговой ответственности. Налоговая ответственность характери-
зует содержание правоохранительных отношений, прежде всего, с позиций пра-
вового статуса правонарушителя, его обязанностей, возникающих в результате со-
вершенного налогового правонарушения. Вместе с тем налоговая ответственность
существует и реализуется только в рамках охранительных правоотношений.
Юридическим фактом, порождающим охранительные налоговые правоотно-
шения, является нарушение законодательства о налогах и сборах. В связи с этим,
налоговая ответственность имеет три основания:
1) формальное (нормативное), выражающееся в наличии системы норм за-
конодательства о налогах и сборах, устанавливающих составы налоговых
правонарушений, права и обязанности участников охранительного налого-
вого правоотношения, регулирующих ответственность за нарушение норм
налогового права, принципы, порядок и процессуальную форму привлече-
ния к налоговой ответственности;
144
Глава 7. Ответственность за нарушение
законодательства о налогах и сборах
2) фактическое, представляющее совершение субъектом налогового права
противоправного деяния, нарушающего нормы законодательства о налогах
и сборах;
3) процессуальное, заключающееся в вынесении уполномоченным органом
(налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов
или таможенными органами) решения о наложении санкции за совершен-
ное правонарушение.
Наступление налоговой ответственности возможно только при наличии всех
перечисленных оснований и в строго определенной последовательности: норма
права — налоговое правонарушение — применение санкции.
Следовательно, к охранительным относятся все правоотношения, возникаю-
щие в связи с нарушением их участниками законодательства о налогах и сборах,
а также с привлечением виновного к ответственности. В рамках охранительных
правоотношений реализуются санкции, установленные налоговыми нормами.
В правоотношении, складывающемся относительно налоговой ответственно-
сти, принимают участие как минимум две стороны: государство в лице компе-
тентных органов, указанных в налоговом законодательстве, и правонарушитель.
Между названными субъектами складываются охранительные налоговые правоот-
ношения, в которых государство выступает в качестве управомоченной стороны,
а правонарушитель — обязанной. Субъектом материального правоотношения нало-
говой ответственности является государство в целом, а не налоговые или иные
уполномоченные органы. Права и обязанности государства и правонарушителя
неразрывны и составляют содержание правоотношения налоговой ответственности.
Право государства применять к нарушителю налогового законодательства ме-
ры государственно-правового принуждения (меры ответственности) предполагает
возникновение у правонарушителя обязанности претерпевать эти меры. Приме-
нение налоговой ответственности является одновременно правом и обязанностью
государства, поскольку даже в тех случаях, когда правонарушитель добровольно
перестает совершать налоговое правонарушение (например, встает на учет в нало-
говом органе после истечения установленного срока), государство не утрачивает
права на применение соответствующих мер налоговой ответственности.
Однако наделение государства правом принуждать к несению налоговой ответ-
ственности не означает вседозволенности. Обе стороны охранительного правоот-
ношения могут действовать только в границах законодательства о налогах и сбо-
рах, а реализация налоговой ответственности возможна исключительно на основе
конкретных норм НК РФ, устанавливающих ответственность за определенные пра-
вонарушения.
Охранительные налоговые правоотношения имеют юридическое и фактиче-
ское содержание. Юридическое содержание заключается в возможности государ-
ства совершать определенные действия в качестве управомоченного лица и необ-
ходимости определенных действий нарушителя налогового законодательства, Фак-
тическое содержание составляют сами действия участников охранительного пра-
воотношения, направленные на реализацию предоставленных прав и возложенных
обязанностей.
Объектом правоотношения налоговой ответственности является правовой ста-
тус нарушителя законодательства о налогах и сборах. Изменения правового статуса
7.3 Налоговая ответственность
145
нарушителя налогового законодательства происходят с помощью лишений и огра-
ничений имущественного характера, определенных мерой налоговой ответствен-
ности. Различное соотношение лишений и ограничений характеризуют изменения
статуса нарушителя законодательства о налогах и сборах.
Налоговая ответственность выполняет определенные цели, которые прямо в на-
логовом законодательстве не указаны, но выводятся из целей и задач самого НК
РФ. Нормативным порядком определены основные начала законодательства о на-
логах и сборах (ст. 3 НК РФ), посредством решения которых достигаются цели
налоговой ответственности. Предостерегая организации и физические лица от со-
вершения противоправных деяний в налоговой сфере, налоговая ответственность
преследует две цели:
1) охранительную, посредством которой ограждает общество от нежелатель-
ных ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов госу-
дарства;
2) стимулирующую, посредством которой поощряет правомерное поведение
субъектов налогового права.
Цели налоговой ответственности реализуются в функциях. Функции отражают
предназначение налоговой ответственности, поэтому тесно связаны с применени-
ем налоговых санкций и социальными последствиями их применения. В меха-
низме правового регулирования налоговых отношений ответственность выполняет
1) юридическую и 2) социальную функции.
1) Юридическая функция проявляется в двух аспектах: а) правовосстанови-
тельном (компенсационном) и б) штрафном (карательном).
• Правовосстановительный характер налоговой ответственности обу-
словлен имущественными отношениями между публичным и част-
ным субъектами, объектом которых является налог. Ответственность
налогоплательщика за нарушение своей обязанности по своевремен-
ной и полной уплате налогов преследует цель восстановить имуще-
ственные интересы государства, компенсировать казне причиненные
убытки.
• Сущность штрафного характера налоговой ответственности заключа-
ется в неблагоприятных имущественных лишениях, претерпеваемых
нарушителем законодательства о налогах и сборах. Посредством ре-
ализации штрафной функции создается режим правового урона, за-
ключающийся в применении санкции к субъекту налогового правона-
рушения.
2) Социальная функция налоговой ответственности выражается в профилак-
тике налоговых правонарушений посредством побуждения субъектов на-
логового права соблюдать нормы налогового права. Реализуется же соци-
альная функция путем общей и частной превенции.
Общая превенция преследует цель предотвратить совершения налоговых пра-
вонарушений всеми субъектами налогового права. Частная превенция направлена
к индивидуально-определенному субъекту налогового права и заключается в том,