Файл: Налоговое право РФ - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8092

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

7.3 Налоговая ответственность

141

7.2.3.5 Сокрытие денежных средств либо имущества
организации или индивидуального предпринимателя, за счет
которых должно производиться взыскание налогов и (или)
сборов (ст.199.2 УК РФ)

Общественная опасность подобных противоправных действий заключается

в том, что они посягают на установленный порядок налогообложения и препят-
ствуют нормальной деятельности налоговых органов по взысканию недоимок по
налогам и сборам. В отличие от преступлений, предусмотренных ст. ст. 198, 199
и 199.1 УК РФ, преступное поведение направлено не на уклонение от уплаты нало-
гов (сборов) или на неисполнение обязанностей по их удержанию и перечислению,
а имеет своей целью непогашение недоимки, которая образовалась в результате
неисполнения соответственно налогоплательщиком (плательщиком сбора), нало-
говым агентом указанных обязанностей.

Объективная сторона преступления выражается в сокрытии денежных средств

или имущества налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента, за
счет которых должно производиться взыскание причитающихся с него налогов
или сборов.

Субъект преступления специальный, который непосредственно определен в ст.

199.2 УК РФ. В частности, таковым может являться собственник или руководитель
организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой орга-
низации, либо индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона данного преступления сводится к прямому умыслу.

Преступник понимает, что, скрывая денежные средства и имущество, препятству-
ет взысканию недоимки и желает наступления общественно опасных последствий
в виде неуплаченных налогов и сборов.

7.3 Налоговая ответственность

7.3.1 Понятие, функции и признаки налоговой ответственности

Традиционно в теории права выделяют административную, уголовную, дис-

циплинарную, гражданскую и материальную ответственность. Налоговой ответ-
ственности присущи все основные признаки юридической ответственности, а именно:

• она является средством охраны правопорядка;

• состоит в применении мер государственного принуждения;

• наступает за нарушение правовых норм;

• является последствием виновного деяния;

• состоит в применении санкций и связана с отрицательными последстви-

ями материального или морального характера, которые правонарушитель
должен претерпеть;

• реализуется в соответствующих процессуальных формах.

Учитывая систему финансового права и вхождение в качестве подотрасли на-

логового права, необходимо подчеркнуть, что налоговая ответственность — разно-


background image

142

Глава 7. Ответственность за нарушение

законодательства о налогах и сборах

видность финансово-правовой. Правовая природа ответственности за нарушения
законодательства о налогах и сборах неразрывно связана с финансово-правовой
ответственностью и местом последней в системе юридической ответственности.

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характери-

зуется всеми признаками, свойственными финансово-правовой ответственности:

1) основана на государственном принуждении и представляет конкретную

форму реализации санкций, установленных финансово-правовыми нормами;

2) наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего

признаки налогового правонарушения;

3) субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах

могут быть организации и физические лица;

4) для правонарушителя налоговая ответственность выражается в определен-

ных отрицательных последствиях имущественного характера;

5) налоговая ответственность реализуется в процессуальной форме.

Вместе с тем налоговая ответственность имеет определенную специфику, обу-

словленную особенностями налоговой деятельности государства и механизмом
правового регулирования налоговых отношений. Выделение налоговой ответствен-
ности в самостоятельный вид финансово-правовой ответственности обусловлено
и выделением НК РФ процессуальных норм, регулирующих производство по де-
лам о налоговых правонарушениях.

В связи с этим налоговая ответственность характеризуется рядом особенностей:

• применение ответственности урегулировано нормами налогового права;

• основанием ответственности является налоговое правонарушение;

• данная ответственность состоит в применении к нарушителю специальных

санкций — штрафов, поэтому она носит исключительно имущественный
характер, причем взыскание происходит, как правило, в денежной форме;

• размер санкций так или иначе увязан с размером «налогового ущерба» для

бюджета в объемном выражении — суммы штрафов зависят, как правило,
от суммы недоимки;

• субъектами данной ответственности являются налогоплательщики и лица,

способствующие уплате налогов;

• к налоговой ответственности привлекают специальные органы — налоговые.

Налоговую ответственность можно рассматривать в нескольких аспектах.

1) Во-первых, в качестве реакции государства на нарушение законодательства

о налогах и сборах, выражающейся в обязанности виновного лица претер-
певать карательные меры государственно-принудительного воздействия за
совершенное деяние в форме имущественных лишений.

2) Во-вторых, налоговая ответственность может определяться как исполне-

ние юридической обязанности на основе государственного принуждения.
Так, в целях обеспечения выполнения публичной обязанности по уплате
налогов и сборов и возмещения ущерба, понесенного казной в результате
ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения
в связи с несоблюдением законных требований государства.


background image

7.3 Налоговая ответственность

143

Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими ис-

полнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате нало-
гов, т. е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и непол-
ной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополни-
тельные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в вы-
боре принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости,
соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.

Наличие либо отсутствие государственного принуждения определяет факт су-

ществования налоговой ответственности. Налоговая ответственность не связыва-
ется только с неблагоприятными последствиями для правонарушителя, которые
наступают в результате совершенного им нарушения законодательства о налогах
и сборах. Карательные механизмы в налоговой ответственности существуют па-
раллельно с правовосстановительными, поскольку государству важно не только
наказать нарушителя налогового законодательства, но и восстановить публичные
имущественные интересы, компенсировать возникший ущерб.

Налоговую ответственность следует отличать от иных мер государственного

принуждения: мер безопасности, мер пресечения, мер защиты и т. д.

Таким образом, налоговая ответственность существует в двух формах: кара-

тельной (штрафной) и правовосстановительной (компенсационной).

Налоговая ответственность является развитием, «продолжением» материаль-

ного налогового правоотношения, которое реализуется посредством особой про-
цессуальной формы. Ответственность за нарушения законодательства о налогах
и сборах составляет часть механизма правового регулирования налоговых отно-
шений и проявляется в виде наложения запретов. Запрещая нарушать законода-
тельство о налогах и сборах, государство возлагает на субъектов налогового права
обязанность воздерживаться от совершения определенных действий либо, напро-
тив, не бездействовать, а активно реализовывать возложенные обязанности.

Следовательно, налоговая ответственность существует в рамках охранитель-

ного правового института, регулирующего общественные отношения налоговой
сферы посредством установления запретов. Однако налоговая ответственность не
полностью совпадает с охранительным правоотношением, возникшим в результате
налогового правонарушения. Охранительные правоотношения по своему составу
и объему шире налоговой ответственности. Налоговая ответственность характери-
зует содержание правоохранительных отношений, прежде всего, с позиций пра-
вового статуса правонарушителя, его обязанностей, возникающих в результате со-
вершенного налогового правонарушения. Вместе с тем налоговая ответственность
существует и реализуется только в рамках охранительных правоотношений.

Юридическим фактом, порождающим охранительные налоговые правоотно-

шения, является нарушение законодательства о налогах и сборах. В связи с этим,
налоговая ответственность имеет три основания:

1) формальное (нормативное), выражающееся в наличии системы норм за-

конодательства о налогах и сборах, устанавливающих составы налоговых
правонарушений, права и обязанности участников охранительного налого-
вого правоотношения, регулирующих ответственность за нарушение норм
налогового права, принципы, порядок и процессуальную форму привлече-
ния к налоговой ответственности;


background image

144

Глава 7. Ответственность за нарушение

законодательства о налогах и сборах

2) фактическое, представляющее совершение субъектом налогового права

противоправного деяния, нарушающего нормы законодательства о налогах
и сборах;

3) процессуальное, заключающееся в вынесении уполномоченным органом

(налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов
или таможенными органами) решения о наложении санкции за совершен-
ное правонарушение.

Наступление налоговой ответственности возможно только при наличии всех

перечисленных оснований и в строго определенной последовательности: норма
права — налоговое правонарушение — применение санкции.

Следовательно, к охранительным относятся все правоотношения, возникаю-

щие в связи с нарушением их участниками законодательства о налогах и сборах,
а также с привлечением виновного к ответственности. В рамках охранительных
правоотношений реализуются санкции, установленные налоговыми нормами.

В правоотношении, складывающемся относительно налоговой ответственно-

сти, принимают участие как минимум две стороны: государство в лице компе-
тентных органов, указанных в налоговом законодательстве, и правонарушитель.
Между названными субъектами складываются охранительные налоговые правоот-
ношения, в которых государство выступает в качестве управомоченной стороны,
а правонарушитель — обязанной. Субъектом материального правоотношения нало-
говой ответственности является государство в целом, а не налоговые или иные
уполномоченные органы. Права и обязанности государства и правонарушителя
неразрывны и составляют содержание правоотношения налоговой ответственности.

Право государства применять к нарушителю налогового законодательства ме-

ры государственно-правового принуждения (меры ответственности) предполагает
возникновение у правонарушителя обязанности претерпевать эти меры. Приме-
нение налоговой ответственности является одновременно правом и обязанностью
государства, поскольку даже в тех случаях, когда правонарушитель добровольно
перестает совершать налоговое правонарушение (например, встает на учет в нало-
говом органе после истечения установленного срока), государство не утрачивает
права на применение соответствующих мер налоговой ответственности.

Однако наделение государства правом принуждать к несению налоговой ответ-

ственности не означает вседозволенности. Обе стороны охранительного правоот-
ношения могут действовать только в границах законодательства о налогах и сбо-
рах, а реализация налоговой ответственности возможна исключительно на основе
конкретных норм НК РФ, устанавливающих ответственность за определенные пра-
вонарушения.

Охранительные налоговые правоотношения имеют юридическое и фактиче-

ское содержание. Юридическое содержание заключается в возможности государ-
ства совершать определенные действия в качестве управомоченного лица и необ-
ходимости определенных действий нарушителя налогового законодательства, Фак-
тическое содержание составляют сами действия участников охранительного пра-
воотношения, направленные на реализацию предоставленных прав и возложенных
обязанностей.

Объектом правоотношения налоговой ответственности является правовой ста-

тус нарушителя законодательства о налогах и сборах. Изменения правового статуса


background image

7.3 Налоговая ответственность

145

нарушителя налогового законодательства происходят с помощью лишений и огра-
ничений имущественного характера, определенных мерой налоговой ответствен-
ности. Различное соотношение лишений и ограничений характеризуют изменения
статуса нарушителя законодательства о налогах и сборах.

Налоговая ответственность выполняет определенные цели, которые прямо в на-

логовом законодательстве не указаны, но выводятся из целей и задач самого НК
РФ. Нормативным порядком определены основные начала законодательства о на-
логах и сборах (ст. 3 НК РФ), посредством решения которых достигаются цели
налоговой ответственности. Предостерегая организации и физические лица от со-
вершения противоправных деяний в налоговой сфере, налоговая ответственность
преследует две цели:

1) охранительную, посредством которой ограждает общество от нежелатель-

ных ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов госу-
дарства;

2) стимулирующую, посредством которой поощряет правомерное поведение

субъектов налогового права.

Цели налоговой ответственности реализуются в функциях. Функции отражают

предназначение налоговой ответственности, поэтому тесно связаны с применени-
ем налоговых санкций и социальными последствиями их применения. В меха-
низме правового регулирования налоговых отношений ответственность выполняет
1) юридическую и 2) социальную функции.

1) Юридическая функция проявляется в двух аспектах: а) правовосстанови-

тельном (компенсационном) и б) штрафном (карательном).

• Правовосстановительный характер налоговой ответственности обу-

словлен имущественными отношениями между публичным и част-
ным субъектами, объектом которых является налог. Ответственность
налогоплательщика за нарушение своей обязанности по своевремен-
ной и полной уплате налогов преследует цель восстановить имуще-
ственные интересы государства, компенсировать казне причиненные
убытки.

• Сущность штрафного характера налоговой ответственности заключа-

ется в неблагоприятных имущественных лишениях, претерпеваемых
нарушителем законодательства о налогах и сборах. Посредством ре-
ализации штрафной функции создается режим правового урона, за-
ключающийся в применении санкции к субъекту налогового правона-
рушения.

2) Социальная функция налоговой ответственности выражается в профилак-

тике налоговых правонарушений посредством побуждения субъектов на-
логового права соблюдать нормы налогового права. Реализуется же соци-
альная функция путем общей и частной превенции.

Общая превенция преследует цель предотвратить совершения налоговых пра-

вонарушений всеми субъектами налогового права. Частная превенция направлена
к индивидуально-определенному субъекту налогового права и заключается в том,