ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9816
Скачиваний: 30
106
РАЗДЕЛ II. Особенная часть трудового права
подход нельзя признать правильным. Под оплатой труда следует
понимать систему отношений, связанных с установлением и осу-
ществлением работодателем выплаты заработной платы работни-
кам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными
актами, КД, соглашениями, локальными актами и трудовым дого-
вором.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8.2 Принципы правового регулирования заработной
платы
Принципы правового регулирования заработной платы — это основные начала,
определяющие направления деятельность государства, органов социального парт-
нерства, работодателя по установлению и применению норм права с целью дости-
жения наибольшего соответствия размеров заработной платы количеству и каче-
ству затраченного труда, а также формированию материальной заинтересованно-
сти работника и улучшению результатов труда.
Все принципы регулирования заработной платы можно разделить на две груп-
пы: общие и частные. Общие касаются всего института заработной платы; част-
ные — принципы отдельных субинститутов. К общим принципам относятся:
1. Единство и дифференциация заработной платы. Принцип единства призван
создать общие для всех работников гарантии в области заработной платы к кото-
рым, в частности, относятся:
а) установление минимального размера заработной платы, который имеет га-
рантийный характер. Как установлено ст. 133, минимальный размер опла-
ты труда устанавливается федеральным законом на все территории РФ и не
может быть менее величины прожиточного минимума. Однако в силу ст.
421 ТК, порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до уровня про-
житочного минимума будут определяться специальным федеральным за-
коном. В соответствии со сложившейся судебной практикой минимальная
заработная плата работников организаций, расположенных в районах Край-
него Севера и приравненных к ним местностях, в смысле ст. 129 ТК РФ
не должна включать в свой состав районный коэффициент и надбавку за
стаж работы в данных районах или местностях, т. к. последние являются
специальной гарантией именно для этих категорий;
б) ограничение удержаний из заработной платы и ее правовая защита;
в) обеспечение выплаты заработной платы преимущественно в денежной фор-
ме и ограничение ее выплаты в натуральной.
Дифференциация заключается в обеспечении регулирования оплаты труда
с учетом специфических условий труда в отдельных отраслях хозяйства:
• в зависимости от интенсивности труда;
• в зависимости от условий труда (нормальные, тяжелые, вредные, особо
вредные, тяжелые, особо тяжелые);
• от квалификации работника;
• от природно-климатических условий.
Глава 8. Заработная плата
107
2. Оплата по труду.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заработная плата работника зависит только от его квалификации,
сложности выполняемой работы, количества и качества затрачен-
ного труда и не ограничивается максимальным размером. Соглас-
но Конвенции МОТ №95 «О защите заработной платы» (1949 г.)
за равный труд должна устанавливаться равная отплата. При этом
любая дискриминация при установлении или изменении размеров
заработной платы запрещается (ст. 132).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Гарантированности выплаты заработной платы. Речь идет о своевременно-
сти и выплате заработной платы в полном размере. Работодатель и его предста-
вители, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы, несут от-
ветственность в соответствии с ТК и другими федеральными законами. Кроме
этого, к данному принципу относится запрещение цессии в отношении заработной
платы. Указанная гарантия предусмотрена ст. 10 Конвенции МОТ №95 «О защи-
те заработной платы» (1949), которая была ратифицирована СССР и обязательна
для России. В соответствии со ст. 10 Конвенции №95 заработная плата может
явиться объектом ареста или цессии лишь в форме и пределах, предписываемых
национальным законодательством. Поскольку соответствующие законодательные
положения отсутствуют, надо полагать, что в настоящее время уступка права тре-
бования невыплаченной (задержанной) заработной платы невозможна.
4. Повышение уровня реального содержания заработной платы и ее индексация
в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация заработ-
ной платы производится на каждом уровне правового регулирования независимо.
На федеральном уровне индексация осуществляется в соответствии с индексом
инфляции в объеме, определяемом на эти цели законом о федеральном бюджете
на соответствующий финансовый год. Аналогичный механизм закреплен на реги-
ональном, муниципальном и локальном уровнях. Вместе с тем какой-либо четкой
периодичности индексации или соотношения с показателями инфляции законода-
тельством не устанавливается.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Определение понятие «индексация» в законодательстве сейчас нет.
Но можно использовать определение, содержавшееся в Законе РФ
от 24 октября 1991 года №1799-1 «Об индексации денежных дохо-
дов и сбережений граждан в РСФСР». Индексация (ст. 1) — уста-
новленный государством механизм увеличения денежных доходов
и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен.
Цель индексации — поддержание покупательной способности де-
нежных доходов и сбережений граждан. Индексация может соче-
таться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами госу-
дарственного регулирования доходов населения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
108
РАЗДЕЛ II. Особенная часть трудового права
К частным принципам института заработной платы можно отнести принцип
гарантированности оплаты при отступлении от обычных условий, принцип повы-
шенной результативности результатов труда в субинституте премирования и другие.
Таким образом, правовое регулирование заработной платы — это деятельность
государственных органов, профсоюзов, организаций по установлению и примене-
нию норм права с целью достижения наибольшего соответствия размеров зара-
ботной платы количеству и качеству затраченного труда, а также формированию
материальной заинтересованности работника и улучшению результатов труда.
8.3 Методы правового регулирования заработной
платы
Методы находятся в зависимости от уровня и субъекта правотворчества и уп-
равления хозяйством. Различные авторы по-разному формулируют методы регули-
рования, но сходятся в том, что речь идет о сочетании методов государственного
нормирования заработной платы (централизованный) и метода локального норми-
рования (децентрализованный).
С начала 20-х годов государство стало вмешиваться в регулирование заработ-
ной платы, однако до начала 30-х годов преобладал договорный метод. Впослед-
ствии была осуществлена полная централизация вопросов установления и расчета
заработной платы. Этот период продолжался до начала 90-х годов, когда возник-
ла необходимость в реформировании института заработной платы и перехода на
новые механизмы правового регулирования.
В настоящее время государство постепенно отходит от детальной регламента-
ции оплаты труда, ограничивая свое влияние следующими моментами (ст. 130):
1) Установлением федеральным законом МРОТ и обеспечением индексации
заработной платы.
2) Установлением базовых окладов для учреждений, финансируемых из фе-
дерального, регионального и местного бюджетов.
3) Правительством РФ устанавливаются и разрабатываются типовые нормы
труда для однородных работ.
4) Определением порядка тарификации работ и должностей.
5) Установлением оплаты труда при отклонении от условий, определяемых
тарифами.
6) Ограничением выплаты заработной платы в натуральной форме и удержа-
ний из заработной платы.
7) Закреплением ответственности работодателя за нарушение требований тру-
дового законодательства по оплате труда и др.
На уровень работодателя соответственно передано решение таких вопросов, как:
• установление систем заработной платы;
• определение размеров тарифных ставок и разрядов (кроме бюджетных ор-
ганизаций);
• введение доплат и надбавок к тарифным ставкам;
• разработка и введение положений о премировании;
Глава 8. Заработная плата
109
• определение повышенных (по сравнению с минимальными стандартами)
размеров заработной платы при выполнении работ в условиях, отклоняю-
щихся от нормальных;
• индексация заработной платы и другие.
8.4 Нормирование оплаты труда. Тарифная система
и ее элементы
В большинстве случаев в структуре заработной платы заключены две части:
основная (базовая или тариф) — гарантированный размер оплаты труда — и пере-
менная (дополнительная).
Такое деление предполагает необходимость существования нормирования
оплаты труда как системы отношений по установлению и выплате заработной пла-
ты. При этом правовое регулирование оплаты труда и нормирование осуществля-
ется при помощи:
1) тарифных нормативных актов (тарифно-квалификационных справочников);
2) тарифных ставок (окладов, базовых окладов);
3) установленных требований по профессиональной подготовке и уровню ква-
лификации, которые необходимы для осуществления соответствующей про-
фессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп);
4) нормирования труда (норм выработки, норм времени и норм обслуживания);
5) системы доплат и надбавок. Это элементы тарифной системы, призван-
ные обеспечить дополнительную дифференциацию оплаты труда. Допла-
ты играют роль компенсатора работы в особых условиях труда (вредных,
тяжелых, в ночное время и т. п.). Надбавки всегда рассматривались как
стимулирующие выплаты, отражающие более высокие способности работ-
ника сверх установленных квалификационных требований (за классность,
за непрерывный трудовой стаж, за выслугу лет, за интенсивность и т. п.).
В некоторых случаях в нормативных правовых актах надбавки именуются
«повышающими коэффициентами к заработной плате». Доплаты и надбав-
ки могут устанавливаться либо в процентном отношении к ставке (окладу),
либо в твердых денежных суммах;
6) установления мер дополнительного вознаграждения по результатам работы
(премирование).
Существует 2 сферы, где осуществляется подобное регулирование: бюджетная
и внебюджетная. В обеих сферах система нормирования (тарифная система, си-
стема должностных (базовых) окладов) имеет свое применение, однако некоторые
моменты различаются. Кроме того, во внебюджетной сфере может применяться
бестарифная (нетарифная) система оплаты труда.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тарифная система оплаты труда — совокупность нормативов,
с помощью которых осуществляется дифференциация оплаты
труда работников различных категорий (ст. 143).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
110
РАЗДЕЛ II. Особенная часть трудового права
Существует два типа тарифной системы:
1) Тарифная система, основанная на тарифной сетке.
2) Тарифная система, основанная на схемах должностных окладов.
Тарифная система, основанная на тарифной сетке, включает в себя несколько
элементов:
а) тарифно-квалификационные справочники;
б) тарифные сетки (кроме бюджетных учреждений с 1 декабря 2008 г.);
в) тарифные ставки (оклады);
г) доплаты и надбавки.
Тарифно-квалификационные справочники содержат перечни профессий, спе-
циальностей или видов работ и их квалификационные характеристики в отдельных
отраслях хозяйства. Эти справочники необходимы:
1) для осуществления тарификации работ, т. е. отнесения видов труда к та-
рифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от
сложности труда;
2) для отнесения работ или должностей к какому-либо разряду. Тарифный
разряд — величина, отражающая сложность труда и квалификацию работ-
ника. Квалификационный разряд — величина, отражающая уровень про-
фессиональной подготовки работника.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Существует
Единый
тарифно-квалификационный
справочник
(ЕТКС) работ и профессий рабочих, содержащий характеристики
общеотраслевых профессий, работ и должностей, а также отрасле-
вых профессий, работ и должностей. Последний разделен на Вы-
пуски (около 70) по отраслям экономики. Кроме этого, действует
Квалификационный справочник должностей руководителей, спе-
циалистов и других служащих.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тарифная сетка — совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должно-
стей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных ха-
рактеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Коэффициент уста-
навливает отношение ставки данного разряда к ставке первого разряда. При этом
соотношение тарифных ставок крайних разрядов называют диапазоном тарифной
сетки.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тарифная ставка — фиксированный размер заработной платы
работника за выполнение норм труда (трудовых обязанностей)
определенной сложности (квалификации) за единицу времени без
учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат
(ст. 129).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .