Файл: Трудовое право - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9816

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

106

РАЗДЕЛ II. Особенная часть трудового права

подход нельзя признать правильным. Под оплатой труда следует
понимать систему отношений, связанных с установлением и осу-
ществлением работодателем выплаты заработной платы работни-
кам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными
актами, КД, соглашениями, локальными актами и трудовым дого-
вором.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8.2 Принципы правового регулирования заработной
платы

Принципы правового регулирования заработной платы — это основные начала,

определяющие направления деятельность государства, органов социального парт-
нерства, работодателя по установлению и применению норм права с целью дости-
жения наибольшего соответствия размеров заработной платы количеству и каче-
ству затраченного труда, а также формированию материальной заинтересованно-
сти работника и улучшению результатов труда.

Все принципы регулирования заработной платы можно разделить на две груп-

пы: общие и частные. Общие касаются всего института заработной платы; част-
ные — принципы отдельных субинститутов. К общим принципам относятся:

1. Единство и дифференциация заработной платы. Принцип единства призван

создать общие для всех работников гарантии в области заработной платы к кото-
рым, в частности, относятся:

а) установление минимального размера заработной платы, который имеет га-

рантийный характер. Как установлено ст. 133, минимальный размер опла-
ты труда устанавливается федеральным законом на все территории РФ и не
может быть менее величины прожиточного минимума. Однако в силу ст.
421 ТК, порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до уровня про-
житочного минимума будут определяться специальным федеральным за-
коном. В соответствии со сложившейся судебной практикой минимальная
заработная плата работников организаций, расположенных в районах Край-
него Севера и приравненных к ним местностях, в смысле ст. 129 ТК РФ
не должна включать в свой состав районный коэффициент и надбавку за
стаж работы в данных районах или местностях, т. к. последние являются
специальной гарантией именно для этих категорий;

б) ограничение удержаний из заработной платы и ее правовая защита;

в) обеспечение выплаты заработной платы преимущественно в денежной фор-

ме и ограничение ее выплаты в натуральной.

Дифференциация заключается в обеспечении регулирования оплаты труда

с учетом специфических условий труда в отдельных отраслях хозяйства:

• в зависимости от интенсивности труда;

• в зависимости от условий труда (нормальные, тяжелые, вредные, особо

вредные, тяжелые, особо тяжелые);

• от квалификации работника;

• от природно-климатических условий.


background image

Глава 8. Заработная плата

107

2. Оплата по труду.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заработная плата работника зависит только от его квалификации,
сложности выполняемой работы, количества и качества затрачен-
ного труда и не ограничивается максимальным размером. Соглас-
но Конвенции МОТ №95 «О защите заработной платы» (1949 г.)
за равный труд должна устанавливаться равная отплата. При этом
любая дискриминация при установлении или изменении размеров
заработной платы запрещается (ст. 132).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3. Гарантированности выплаты заработной платы. Речь идет о своевременно-

сти и выплате заработной платы в полном размере. Работодатель и его предста-
вители, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы, несут от-
ветственность в соответствии с ТК и другими федеральными законами. Кроме
этого, к данному принципу относится запрещение цессии в отношении заработной
платы. Указанная гарантия предусмотрена ст. 10 Конвенции МОТ №95 «О защи-
те заработной платы» (1949), которая была ратифицирована СССР и обязательна
для России. В соответствии со ст. 10 Конвенции №95 заработная плата может
явиться объектом ареста или цессии лишь в форме и пределах, предписываемых
национальным законодательством. Поскольку соответствующие законодательные
положения отсутствуют, надо полагать, что в настоящее время уступка права тре-
бования невыплаченной (задержанной) заработной платы невозможна.

4. Повышение уровня реального содержания заработной платы и ее индексация

в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация заработ-
ной платы производится на каждом уровне правового регулирования независимо.
На федеральном уровне индексация осуществляется в соответствии с индексом
инфляции в объеме, определяемом на эти цели законом о федеральном бюджете
на соответствующий финансовый год. Аналогичный механизм закреплен на реги-
ональном, муниципальном и локальном уровнях. Вместе с тем какой-либо четкой
периодичности индексации или соотношения с показателями инфляции законода-
тельством не устанавливается.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Определение понятие «индексация» в законодательстве сейчас нет.
Но можно использовать определение, содержавшееся в Законе РФ
от 24 октября 1991 года №1799-1 «Об индексации денежных дохо-
дов и сбережений граждан в РСФСР». Индексация (ст. 1) — уста-
новленный государством механизм увеличения денежных доходов
и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен.
Цель индексации — поддержание покупательной способности де-
нежных доходов и сбережений граждан. Индексация может соче-
таться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами госу-
дарственного регулирования доходов населения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

108

РАЗДЕЛ II. Особенная часть трудового права

К частным принципам института заработной платы можно отнести принцип

гарантированности оплаты при отступлении от обычных условий, принцип повы-
шенной результативности результатов труда в субинституте премирования и другие.

Таким образом, правовое регулирование заработной платы — это деятельность

государственных органов, профсоюзов, организаций по установлению и примене-
нию норм права с целью достижения наибольшего соответствия размеров зара-
ботной платы количеству и качеству затраченного труда, а также формированию
материальной заинтересованности работника и улучшению результатов труда.

8.3 Методы правового регулирования заработной
платы

Методы находятся в зависимости от уровня и субъекта правотворчества и уп-

равления хозяйством. Различные авторы по-разному формулируют методы регули-
рования, но сходятся в том, что речь идет о сочетании методов государственного
нормирования заработной платы (централизованный) и метода локального норми-
рования (децентрализованный).

С начала 20-х годов государство стало вмешиваться в регулирование заработ-

ной платы, однако до начала 30-х годов преобладал договорный метод. Впослед-
ствии была осуществлена полная централизация вопросов установления и расчета
заработной платы. Этот период продолжался до начала 90-х годов, когда возник-
ла необходимость в реформировании института заработной платы и перехода на
новые механизмы правового регулирования.

В настоящее время государство постепенно отходит от детальной регламента-

ции оплаты труда, ограничивая свое влияние следующими моментами (ст. 130):

1) Установлением федеральным законом МРОТ и обеспечением индексации

заработной платы.

2) Установлением базовых окладов для учреждений, финансируемых из фе-

дерального, регионального и местного бюджетов.

3) Правительством РФ устанавливаются и разрабатываются типовые нормы

труда для однородных работ.

4) Определением порядка тарификации работ и должностей.

5) Установлением оплаты труда при отклонении от условий, определяемых

тарифами.

6) Ограничением выплаты заработной платы в натуральной форме и удержа-

ний из заработной платы.

7) Закреплением ответственности работодателя за нарушение требований тру-

дового законодательства по оплате труда и др.

На уровень работодателя соответственно передано решение таких вопросов, как:

• установление систем заработной платы;

• определение размеров тарифных ставок и разрядов (кроме бюджетных ор-

ганизаций);

• введение доплат и надбавок к тарифным ставкам;

• разработка и введение положений о премировании;


background image

Глава 8. Заработная плата

109

• определение повышенных (по сравнению с минимальными стандартами)

размеров заработной платы при выполнении работ в условиях, отклоняю-
щихся от нормальных;

• индексация заработной платы и другие.

8.4 Нормирование оплаты труда. Тарифная система
и ее элементы

В большинстве случаев в структуре заработной платы заключены две части:

основная (базовая или тариф) — гарантированный размер оплаты труда — и пере-
менная (дополнительная).

Такое деление предполагает необходимость существования нормирования

оплаты труда как системы отношений по установлению и выплате заработной пла-
ты. При этом правовое регулирование оплаты труда и нормирование осуществля-
ется при помощи:

1) тарифных нормативных актов (тарифно-квалификационных справочников);

2) тарифных ставок (окладов, базовых окладов);

3) установленных требований по профессиональной подготовке и уровню ква-

лификации, которые необходимы для осуществления соответствующей про-
фессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп);

4) нормирования труда (норм выработки, норм времени и норм обслуживания);

5) системы доплат и надбавок. Это элементы тарифной системы, призван-

ные обеспечить дополнительную дифференциацию оплаты труда. Допла-
ты играют роль компенсатора работы в особых условиях труда (вредных,
тяжелых, в ночное время и т. п.). Надбавки всегда рассматривались как
стимулирующие выплаты, отражающие более высокие способности работ-
ника сверх установленных квалификационных требований (за классность,
за непрерывный трудовой стаж, за выслугу лет, за интенсивность и т. п.).
В некоторых случаях в нормативных правовых актах надбавки именуются
«повышающими коэффициентами к заработной плате». Доплаты и надбав-
ки могут устанавливаться либо в процентном отношении к ставке (окладу),
либо в твердых денежных суммах;

6) установления мер дополнительного вознаграждения по результатам работы

(премирование).

Существует 2 сферы, где осуществляется подобное регулирование: бюджетная

и внебюджетная. В обеих сферах система нормирования (тарифная система, си-
стема должностных (базовых) окладов) имеет свое применение, однако некоторые
моменты различаются. Кроме того, во внебюджетной сфере может применяться
бестарифная (нетарифная) система оплаты труда.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Тарифная система оплаты труда — совокупность нормативов,
с помощью которых осуществляется дифференциация оплаты
труда работников различных категорий (ст. 143).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

110

РАЗДЕЛ II. Особенная часть трудового права

Существует два типа тарифной системы:

1) Тарифная система, основанная на тарифной сетке.

2) Тарифная система, основанная на схемах должностных окладов.

Тарифная система, основанная на тарифной сетке, включает в себя несколько

элементов:

а) тарифно-квалификационные справочники;

б) тарифные сетки (кроме бюджетных учреждений с 1 декабря 2008 г.);

в) тарифные ставки (оклады);

г) доплаты и надбавки.

Тарифно-квалификационные справочники содержат перечни профессий, спе-

циальностей или видов работ и их квалификационные характеристики в отдельных
отраслях хозяйства. Эти справочники необходимы:

1) для осуществления тарификации работ, т. е. отнесения видов труда к та-

рифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от
сложности труда;

2) для отнесения работ или должностей к какому-либо разряду. Тарифный

разряд — величина, отражающая сложность труда и квалификацию работ-
ника. Квалификационный разряд — величина, отражающая уровень про-
фессиональной подготовки работника.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Существует

Единый

тарифно-квалификационный

справочник

(ЕТКС) работ и профессий рабочих, содержащий характеристики
общеотраслевых профессий, работ и должностей, а также отрасле-
вых профессий, работ и должностей. Последний разделен на Вы-
пуски (около 70) по отраслям экономики. Кроме этого, действует
Квалификационный справочник должностей руководителей, спе-
циалистов и других служащих.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Тарифная сетка — совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должно-

стей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных ха-
рактеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Коэффициент уста-
навливает отношение ставки данного разряда к ставке первого разряда. При этом
соотношение тарифных ставок крайних разрядов называют диапазоном тарифной
сетки.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Тарифная ставка — фиксированный размер заработной платы
работника за выполнение норм труда (трудовых обязанностей)
определенной сложности (квалификации) за единицу времени без
учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат
(ст. 129).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .