ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9805
Скачиваний: 30
Глава 10
ОХРАНА ТРУДА
10.1 Понятие охраны труда
Термин «охрана труда» используется в нескольких аспектах:
1) в широком смысле по охраной труда понимается защита трудовых прав,
т. е. одна из функций трудового права;
2) это один из принципов трудового права;
3) ТК определяет охрану труда как систему общественных отношений (ст. 209):
охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в про-
цессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-
экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические,
лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
4) охрана труда также элемент трудового правоотношения, характеризующий
взаимные права и обязанности сторон по обеспечению сохранения жизни
и здоровья работника в процессе производственной деятельности;
5) понятие «охрана труда» применяется также для обозначения той части
норм трудового права, которая непосредственно предназначена служить
целям охраны здоровья и жизни работников от опасностей и вредностей,
которые могут иметь место в процессе производственной деятельности.
Существуют следующие группы норм, составляющие данный институт:
• нормы, регулирующие планирование, организацию и финансирование
охраны труда;
• правила по технике безопасности и производственной санитарии;
• специальные правила об охране труда женщин и подростков, лиц, за-
нятых в особых условиях;
• нормы, определяющие организацию и порядок надзора и контроля за
охраной труда;
132
РАЗДЕЛ II. Особенная часть трудового права
• нормы смежных отраслей права: уголовная ответственность за нару-
шение правил охраны труда, возмещение вреда, причиненного жизни
и здоровью, применение мер административной ответственности за
нарушение правил охраны труда.
10.2 Организация охраны труда
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством
РФ непосредственно или по его поручению уполномоченным министерством
в сфере труда и другими органами. В соответствии со ст. 216 ТК отраслевые мини-
стерства, принимая нормативные правовые акты, обязаны согласовывать их с упол-
номоченным министерством в области охраны труда, а также координировать свою
деятельность с уполномоченным органом.
Одним из направлений государственной политики в области охраны труда яв-
ляется государственная экспертиза условий труда, обязанность по осуществлению
которой возлагается на Федеральную службу по труду и занятости. Целями госу-
дарственной экспертизы являются:
• оценка качества проведения аттестации рабочих мест;
• оценка соответствия проектов строительства и технического переоснаще-
ния государственным нормативным требованиям;
• оценка фактических условий труда, в том числе предшествовавших несчаст-
ному случаю на производстве.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Аттестация рабочих мест — это система анализа и оценки всех
мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо
следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно
находятся под контролем работодателя.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Аттестация проводится в целях:
• выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;
• осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие
с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оцен-
ку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабо-
чих мест, уровня обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты
и проводится периодически исходя из изменения условий и характера труда.
Для организации и проведения аттестации издается приказ работодателя, в со-
ответствии с которым создаются аттестационная комиссия и, при необходимости,
комиссии в структурных подразделениях, назначаются председатель аттестацион-
ной комиссии, члены комиссии и ответственный за составление, ведение и хране-
ние документации по аттестации рабочих мест по условиям труда, а также опре-
деляются сроки и график проведения работ по аттестации.
Глава 10. Охрана труда
133
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В состав аттестационной комиссии организации включаются спе-
циалисты служб охраны труда, организации труда и заработной
платы, руководители подразделений организации, медицинские
работники, представители профсоюзных организаций.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Обязательной переаттестации подлежат рабочие места:
• после замены производственного оборудования;
• при изменении технологического процесса;
• при реконструкции средств коллективной защиты;
• по требованию государственных контрольных органов при выявлении на-
рушений в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
При отнесении условий труда к вредным рабочее место не может
быть аттестовано до приведения в соответствие с нормативными
правовыми актами по охране труда и с указанием соответствую-
щего класса и степени вредности. При отнесении условий труда
к опасным рабочее место признается не аттестованным и подле-
жит незамедлительному переоснащению или ликвидации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Результаты аттестации оформляются в карте аттестации рабочего места по
условиям труда. Информация о результатах аттестации рабочих мест доводится до
сведения работников организации. Документы аттестации рабочих мест по усло-
виям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в те-
чение 45 лет.
Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда
несет руководитель организации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В целях обеспечения охраны труда в организациях численностью
более 50 человек создается служба по охране труда и вводится
должность специалиста по охране труда. В организациях, где чис-
ленность работников менее 50 человек, решение о создании служ-
бы по охране труда принимает работодатель с учетом специфики
деятельности организации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основными задачами службы охраны труда являются:
• организация и координация работы по охране труда на предприятии;
• контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых
актов по охране труда работниками предприятия;
• совершенствование профилактической работы по предупреждению произ-
водственного травматизма, профессиональных и производственно-обуслов-
ленных заболеваний и улучшению условий труда;
• консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.
134
РАЗДЕЛ II. Особенная часть трудового права
В организациях, где служба по охране труда не создана, в случае необходи-
мости приглашаются на договорной основе специалисты в области охраны труда
(ст. 217 ТК РФ).
В организациях по инициативе работодателя или представительного органа
работников на паритетных началах может быть создан комитет (комиссия) по
охране труда. Комитет организует совместные действия работодателя и работников
по обеспечению требований охраны труда и предупреждению производственного
травматизма (ст. 218 ТК РФ).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ответственность за состояние охраны труда возлагается на первых
руководителей организации (цехов, отделов и т. д.).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Частью системы организации охраны труда является обучение по охране труда
и профессиональная подготовка по охране труда (ст. 225 ТК РФ). Все работники
организации, в том числе ее руководитель, работодатели-индивидуальные пред-
приниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний
требований охраны труда в порядке, определенном Правительством Российской
Федерации.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на дру-
гую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить ин-
структаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и прие-
мам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Для лиц, посту-
пающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соот-
ветствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор,
работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения
работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой
деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки
знаний требований охраны труда.
Для обеспечения охраны труда необходимы денежные средства и материаль-
ные ресурсы, в связи с чем создаются специальные фонды ОТ:
1) федеральный;
2) региональный;
3) муниципальный;
4) локальный.
Централизованные фонды формируются за счет:
• целевых ассигнований, устанавливаемых бюджетами;
• части средств локальных фондов;
• сумм штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушение законода-
тельства об охране труда;
• добровольных отчислений организаций и юридических лиц.
Локальные фонды финансирования мероприятий по улучшению условий охра-
ны труда формируются за счет ежегодно отчисляемых средств в размерах и поряд-
ке, определяемых коллективным договором, но в организациях (за исключением
Глава 10. Охрана труда
135
ФУП и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы
затрат на производство продукции (работ, услуг).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Средства ФОТ расходуются исключительно на улучшение усло-
вий труда, оздоровление работников. Организации, использующие
данные средства не по назначению, полностью возмещают израс-
ходованные средства и, кроме того, могут быть привлечены к от-
ветственности (штрафы в федеральный фонд оплаты труда).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10.3 Основные положения охраны труда по технике
безопасности и производственной санитарии
Общие нормы межотраслевого характера издаются в централизованном поряд-
ке на федеральном уровне в соответствии с ТК РФ на основании Постановления
Правительства РФ:
• уполномоченным министерством;
• Госстандартом (ГОСТ ССБТ — государственные стандарты системы стан-
дартов безопасности труда);
• Министерством регионального развития (СНиП);
• Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и бла-
гополучия человека — Главным государственным санитарным врачом (са-
нитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН);
• МЧС — нормы пожарной безопасности.
Кроме этого, на основе общих норм принимаются и действуют отраслевые
нормы по охране и типовые инструкции по технике безопасности, утверждаемые
федеральными министерствами, правила безопасности (ПБ), правила устройства
и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), а также
локальные технологические нормы.
Основные положения включают:
1) нормы проектирования и содержания производственных зданий, сооруже-
ний, помещений и оборудования (СНиП, СанПиН, правила пожарной без-
опасности и др.), которыми определяются объемы производственных по-
мещений на одного работника, ширина проходов, лестничных пролетов,
требования к строительным и отделочным материалам производственных
зданий, нормативы размещения объектов со значительным тепловыделени-
ем, уровнем громкости и т. п.;
2) нормы переноски и передвижения тяжестей, которые дифференцированы
в зависимости от пола, возраста и интенсивности труда;
3) нормы о предварительных и периодических медицинских осмотрах, кото-
рые имеют две цели: