ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9793
Скачиваний: 30
Глава 3. Источники (форма) трудового права
31
С точки зрения действия по кругу лиц:
• на акты общего действия;
• акты специального действия.
3.3 Историческая роль кодифицированных правовых
актов в регулировании отношений в сфере труда.
Особенности актов, содержащих нормы трудового права
Проводя исторический анализ законодательства о труде России, следует отме-
тить, что Россия стала одним из первых государств в мире, осуществившим ко-
дификацию трудового законодательства в форме единого кодифицированного акта
общего действия — Кодекса законов о труде 1918 года. Некоторые исследователи
истории права в качестве примера первого кодифицированного акта в сфере тру-
да называют Трудовой кодекс Франции 1910 года. Однако в этом случае следует
сделать несколько уточнений. Во-первых, он (в отличие от КЗоТ РСФСР 1918 го-
да) длительное время распространялся только на промышленных рабочих, а не на
всех лиц, осуществлявших наемный труд. Во-вторых, данный акт формировался
путем длительного эволюционного накопления нормативного материала, инкорпо-
рирования многочисленных законодательных и иных нормативных правовых ак-
тов о труде, но в первоначальном варианте регулировал только некоторые виды
отношений в сфере труда (порядок заключения индивидуального договора найма,
порядок увольнения, условия труда и некоторые другие).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Несмотря на достаточно недолгий период действия, КЗоТ 1918 го-
да заложил важнейшую для отрасли трудового права традицию
принятия кодифицированных актов в области регулирования тру-
довых и непосредственно связанных с ними отношений, которая
была сохранена и развита в кодексах 1922, 1971 и 2001 годов. Ис-
торически в России кодексы являются системообразующим эле-
ментом для отрасли трудового права, центральным звеном систе-
мы трудового права и законодательства, формирующим отрасле-
вые принципы и стандарты в правовом регулировании социально-
трудовых отношений. Трудовой кодекс РФ 2001 года не является
в этом плане исключением. Ценность действующего Трудового ко-
декса РФ заключается в юридическом закреплении (ст. 5) его вер-
ховенства по отношению к иным федеральным законам, содержа-
щим нормы трудового права. Трудовой кодекс РФ занимает, таким
образом, положение «первого среди равных» (primus inter pares),
являясь высшим нормативным правовым актом трудового законо-
дательства, базовым законом, своего рода «конституцией трудовых
отношений». ТК РФ играет системообразующую роль, выполняет
функцию координации действующих нормативных правовых ак-
тов в сфере труда.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
32
РАЗДЕЛ I. Общая часть трудового права
3.4 Международно-правовое регулирование
отношений в сфере труда
При рассмотрении данного вопроса, следует уделить внимание соотношению
внутреннего законодательства о труде и международных договоров Российской
Федерации в этой области, основываясь на положениях ст. 15 Конституции РФ
и Федерального закона от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах
Российской Федерации».
Нужно иметь в виду, что во всех случаях, когда идет речь о конвенциях МОТ
или иных международных договорах, юридическое значение для Российской Феде-
рации имеют лишь те из них, которые были ратифицированы в порядке, установ-
ленном законодательством. Следовательно, для России юридически обязательными
являются лишь те конвенции и иные международные акты, которые были ратифи-
цированы в разные годы СССР, а затем Российской Федерацией. Важнейшую роль
в обеспечении социально-трудовых прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц
без гражданства играют ратифицированные Россией конвенции МОТ, число кото-
рых невелико (около 70) в сравнении с объемом международных актов, принятых
под эгидой МОТ. Значение конвенций МОТ заключается в обеспечении действия
общепризнанных стандартов в области социально-трудовых отношений на тер-
ритории стран-участниц посредством реализации механизма их приоритета над
внутренним законодательством, как правило, закрепленного в конституциях госу-
дарств. Помимо конвенций МОТ издает также связанные с ними рекомендации,
которые, однако, не являются юридически обязательными для страны-участницы.
При изучении данного вопроса следует ознакомиться с содержанием ратифици-
рованных Россией конвенций и рекомендаций МОТ и проанализировать нормы
действующего законодательства о труде на предмет их соответствия требованиям
международных актов.
3.5 Локальные нормативные правовые акты
При анализе данного вопроса необходимо уяснить специфику и логику локаль-
ного нормотворчества как способа повышения эффективности правового регули-
рования, более точного отражения специфики труда, отдыха, расстановки кадров
у конкретного работодателя. Локальные нормативные правовые акты как резуль-
тат локального нормотворчества представляют собой первичный элемент системы
трудового законодательства и имеют ограниченную сферу действия — конкретного
работодателя (ст. 8 ТК РФ).
Говоря о видах локальных нормативных актов, следует уделить внимание их
различию по характеру и целевому назначению на акты организационного (пра-
вила внутреннего трудового распорядка, положения об охране труда, о премиро-
вании и т. п.) и технологического (маршрутные карты, технологические инструк-
ции и т. п.) характера. В отличие от локальных нормативных актов индивидуаль-
ные акты не содержат норм трудового права, а являются правоприменительными
актами (однократного действия), с которыми связывается либо движение товарно-
материальных ценностей в процессе производственной деятельности организации,
либо определенные последствия для индивидуального трудового правоотношения
(приказ о переводе на другую работу, приказ об увольнении и т. п.).
Глава 3. Источники (форма) трудового права
33
Следует обратить внимание и на порядок принятия локальных нормативных
актов. В настоящее время есть основания выделить 4 варианта принятия:
1) Локальный нормативный акт по общему правилу принимается работодате-
лем самостоятельно.
2) Локальный нормативный акт в случае создания у работодателя профсоюз-
ного органа (представительного органа работников) принимается с учетом
мнения данного органа. Суть данного порядка отражена в ст. 372 ТК РФ
и предполагает именно соблюдение процедуры учета мнения, что в даль-
нейшем обеспечивает законность локального нормативного акта.
3) Локальный нормативный акт в случае создания у работодателя профсоюз-
ного органа (представительного органа работников) может приниматься по
согласованию с этим органом, если данная процедура предусмотрена кол-
лективным договором или соглашением. К данному порядку по аналогии
может применяться ст. 372 ТК РФ в части регулирования процедуры согла-
сования. Однако последствия невыполнения данной процедуры со стороны
работодателя иные: локальный нормативный акт не имеет юридической си-
лы без согласования с органом.
4) Локальный нормативный акт может также являться приложением к коллек-
тивному договору, представляя при этом, в сущности, условия коллектив-
ного договора.
3.6 Принципы действия законов и иных актов,
содержащих нормы трудового права
Вопрос о принципах действия законодательства о труде в пространстве для
России как федеративного государства имеет существенное значение. Территори-
альный принцип действия нормативного правового акта означает распространение
его юридической силы в пределах территориальных границ деятельности соответ-
ствующего нормотворческого органа. Следовательно, существует четыре уровня
действия нормативных правовых актов в пространстве:
1) федеральный;
2) субъекта РФ;
3) муниципального образования;
4) организации.
Студентам необходимо проанализировать каждый из указанных уровней. При-
менительно к вопросу о действии нормативных правовых актов в пространстве
имеет значение проблема разграничения предметов совместного ведения Россий-
ской Федерации и ее субъектов (п. «к» ст. 72 Конституции РФ) по вопросам регули-
рования социально-трудовых отношений и компетенции нормотворческих органов
РФ и субъектов РФ. При подготовке к данному вопросу студентам необходимо
уделить внимание содержанию ст. 6 Трудового кодекса РФ.
При изучении вопроса о действии законодательства о труде по кругу лиц необ-
ходимо иметь в виду, что Трудовой кодекс РФ, законы и иные нормативные пра-
вовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех ра-
34
РАЗДЕЛ I. Общая часть трудового права
ботников, заключивших трудовой договор с работодателем, а также на всех рабо-
тодателей, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности,
с особенностями и исключениями, предусмотренными частями 4–6 ст. 11 Трудо-
вого кодекса РФ. Особенности правового положения в сфере труда отдельных ка-
тегорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совмести-
тельству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных
служащих и других), помимо соответствующих положений Трудового кодекса РФ
(раздел XII), также могут устанавливаться федеральными законами и иными нор-
мативными правовыми актами. Это, в частности, дает основание говорить о суще-
ствовании общего и специального трудового законодательства. В данном разграни-
чении имеется не только теоретическое, но и важное практическое значение, поз-
воляющее установить пределы действия общего и специального законодательства:
согласно конструкции, известной еще римскому праву, при возникновении колли-
зии между общим и специальным законом приоритет имеет специальный закон,
поскольку нормотворец сознательно вводит законные изъятия из общего правила.
Говоря о принципах действия законодательства о труде во времени, следует
уделить внимание содержанию ст. ст. 12, 423 и 424 ТК РФ. По общему правилу
законы и иные нормативные правовые акты действуют лишь на будущее время, то
есть распространяют свое действия на отношения, возникшие после введения их
в действие. Однако в процессе смены нормативного регулирования в ряде случаев
возможны так называемые эффекты «ретроактивности» и «ультраактивности» пра-
вовых норм. Первый означает допущение распространения действия вновь приня-
тых норм на общественные отношения, возникшие и существовавшие до вступле-
ния в силу новых норм, то есть то, что в теории права принято называть «обратной
силой закона». В действующем законодательстве применяется в качестве общего
косвенный способ придания обратной силы закону. Он предусмотрен ст. 12 и 424
ТК РФ, предусматривающими связь между фактом или правоотношением, возник-
шими до введения в действие нормативного акта, и вытекающими из него права-
ми и обязанностями. В сущности при этом более обоснованным нужно было бы
считать принцип применения акта, действовавшего на соответствующий момент
времени (lex tempi actus), но в силу указанных положений ТК РФ в отношении
прав и обязанностей будут применяться правила нового нормативного акта.
Второй эффект характеризует продление действия («переживание») норм от-
мененного акта на отношения, возникшие до его отмены. Оба эффекта связаны
с особенностями перехода от старых отношений к новым, при этом последний
(«ультраактивность») ведет к цели наиболее продолжительным путем, постепен-
ным и безболезненным, первый («ретроактивность») — путь наиболее быстрый,
радикальный.
Кроме этого, стоит уделить внимание проблеме механизма введения в действие
вновь принятого закона или нормативного правового акта и анализу взаимосвязан-
ных вопросов о месте данного акта в системе действующего трудового законода-
тельства, о процедуре отмены или изменения прежних актов в связи с принятием
нового, о соотношении нового акта с более ранними в случае их одновременного
применения. Следует иметь в виду, что практикой выработано два способа заме-
ны нормативных актов: прямой (когда правотворческий орган в самом акте путем
прямого указания отменяет действие прежнего) и фактический (когда старый акт
Глава 3. Источники (форма) трудового права
35
прямо не отменен, но прекращает свое действие ввиду принятия более позднего
или когда отпали условия его действия). Второй вариант (фактический) вступления
актов в силу имеет в настоящее время широкое распространение, хотя это явление
ненормальное, свидетельствующее о недостаточной культуре правотворчества, ко-
торое запутывает исполнителей, порождает на практике споры и недоразумения.
Рассматривая проблему действия трудового законодательства во времени, следует
обращать внимание на определение актуальности не утративших силу актов СССР
и РСФСР, но подлежащих применению на территории Российской Федерации в си-
лу ст. 423 ТК РФ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 3
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Что такое «источник права»?
2) По каким критериям классифицируются источники трудового права?
3) В чем отличие кодексов от обычных законов?
4) Какие виды актов принимаются в результате деятельности Международной
организации труда?
5) Какую роль играют акты судебных органов в регулировании трудовых от-
ношений?
6) Что такое «локальные нормативные акты»?
7) По каким основаниям классифицируются локальные нормативные акты?