Файл: Трудовое право - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9796

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 4

СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

4.1 Работник и работодатель как основные субъекты
трудового права

Весь комплекс трудовых и непосредственно связанных с ними отношений

представляет собой предмет трудового права, задачами которого, как было ука-
зано ранее, является регулирование указанных общественных связей и в первую
очередь субъектов соответствующих отношений.

Субъекты в трудовом праве подразделяются в зависимости от сущности обще-

ственных отношений на основных субъектов, т. е. работника и работодателя (субъ-
ектов трудовых отношений), и вспомогательных субъектов (субъектов отношений,
непосредственно связанных с трудовыми).

Обязательной предпосылкой для возникновения трудового правоотношения яв-

ляется наличие у основных субъектов трудовой правосубъектности. У работника
данная категория представляет единство трех правовых качеств:

• правоспособности,

• дееспособности,

• трудоспособности.

Правоспособность гражданина в трудовом праве возникает с момента рожде-

ния и в основном раскрывается в ст. 21 ТК РФ.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работник — это всегда физическое лицо (гражданин РФ, ино-
странный гражданин, лицо без гражданства), обладающее ин-
дивидуальным неотделимым от него качеством источника труда


background image

Глава 4. Субъекты трудового права

37

(рабочей силой), которое самостоятельно от своего имени за-
ключает трудовой договор. Существуют, однако, и исключения,
когда от его имени трудовой договор заключают законные пред-
ставители либо требуется их письменное согласие (ч. 2 ст. 63
ТК РФ).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Дееспособность гражданина (в том числе и иностранца) возникает, как прави-

ло, с 16-летнего возраста, когда возможен прием его на работу, за исключением
некоторых работ, для которых требуется повышенный возраст или соответствие
по здоровью и (или) деловым качествам (трудоспособность). В исключительных
случаях (ст. 63 ТК РФ) трудовая дееспособность работника возникает в возрасте
до достижения 16 лет.

Трудоправовой статус работников-иностранных граждан в значительной сте-

пени ограничен, что объясняется преимуществом граждан России на трудоустрой-
ство на территории собственной страны. Однако в отдельных случаях иностран-
ные граждане могут осуществлять трудовую деятельность на территории России
в соответствии с требованиями Федерального закона «О правовом положении ино-
странных граждан в Российской Федерации» (ст. 13–13.3). В частности, данный За-
кон устанавливает принцип квотирования приглашений на въезд в Россию и квоты
разрешений на работу в России, определяет порядок въезда и выезда иностранцев
для осуществления трудовой деятельности, срок действия разрешения на работу,
различает категории иностранцев, на которых не распространяются общие правила
Закона, а также закрепляет условия привлечения к работе высококвалифицирован-
ных иностранных специалистов, устанавливает иные особенности их трудоправо-
вого статуса на территории России.

Работодатель может быть представлен либо физическим лицом, тогда оно са-

мостоятельно выражает свою волю, либо юридическим лицом, волю которого вы-
ражают его органы — единоличный или коллегиальный исполнительный орган (ру-
ководитель, дирекция, правление и т. п.), а также руководитель филиала, предста-
вительства (в отдельных случаях данную функцию выполняет совет директоров
(наблюдательный совет) юридического лица). При этом в отличие от гражданского
права в трудовом праве при заключении трудовых договоров не имеет значения об-
щей или специальной правоспособностью обладает наниматель-юридическое лицо.

У работодателя по общему правилу трудовая правосубъектность возникает

с момента его регистрации в качестве юридического лица или индивидуального
предпринимателя (адвоката, нотариуса, частного детектива, охранника и т. п.).

Помимо юридических условий, к работодателю предъявляется еще и ряд фак-

тических требований:

1) имущественные — наличие денежных средств (фонда оплаты труда) и рас-

четного счета в банке для выплаты вознаграждения работникам;

2) экономические — обладание средствами производства и орудиями труда,

которые передаются работникам для выполнения ими их трудовых обя-
занностей;

3) организационные — обеспечение управления трудом и производством пу-

тем формирования организационной структуры, реализующей задачи ра-
ботодателя.


background image

38

РАЗДЕЛ I. Общая часть трудового права

В отношении работодателя-физического лица, не имеющего статуса инди-

видуального предпринимателя, установлена специальная правоспособность: такой
наниматель имеет право быть стороной и заключать трудовой договор только в це-
лях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (ч. 5 ст. 20
ТК РФ).

Правоспособность работодателя в целом представлена в ст. 22 ТК РФ и включает:

• организационно-управленческие (дисциплинарные) права по управлению

применительно к производственному коллективу, в том числе право при-
влекать работника к ответственности;

• имущественные права, включая право предъявлять требования к работнику

о бережном отношении к имуществу работодателя;

• нормотворческие права в области локального нормативного регулирования.

Права работодателя с учетом юридических условий их реализации подразде-

ляются на правомочия:

• реализуемые самостоятельно;

• реализуемые с согласия иного субъекта (профсоюза);

• реализуемые с учетом мнения (мотивированного мнения) другого субъекта;

• о реализации которых работодатель обязан сообщить определенным орга-

нам и лицам.

4.2 Иные субъекты трудового права

4.2.1 Субъекты социального партнерства

4.2.1.1 Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в ли-

це их представителей.

В отличие от сторон социального партнерства его участниками являются госу-

дарственные (муниципальные) органы, кроме случаев, когда указанный орган сам
является работодателем, т. е. выступает как сторона социального партнерства.

4.2.1.2 Представители работников

Профсоюз определяется в ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г.

«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» как добро-
вольное общественное объединение граждан, связанных общими производствен-
ными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в це-
лях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Обяза-
тельным признаком профсоюза является также организационное единство и член-
ство участников.

Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (професси-

ональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для
защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью


background image

Глава 4. Субъекты трудового права

39

и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного
разрешения.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной вла-

сти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов,
ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не
подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государ-
ственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в дея-
тельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсо-
юзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, пер-

вичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с мо-
мента их государственной регистрации. Профсоюзы, их объединения (ассоциа-
ции), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом
случае они не приобретают прав юридического лица.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с проф-

союзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие
объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Профсоюзы могут создаваться:

1) по территориальному принципу,

2) по отраслевому (профессиональному) принципу,

3) по смешанному принципу.

Основные права профсоюзов установлены ТК РФ и ст. ст. 11–23 Закона. Все

их в познавательных целях целесообразно изучать через призму классификаций.

Так, по юридической силе права профсоюзов делятся:

• на согласительные права (с наибольшей юридической силой), при которых

решение не имеет юридической силы без согласия профсоюза;

• учет мотивированного мнения профсоюза, когда работодатель обязан за-

просить мнение (провести процедуру), но не обязан учитывать мнение
профсоюза;

• совещательно-консультативные права (работодатель не обязан запрашивать

мнение и не должен его учитывать).

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Основным и одним из важнейших средств воздействия на рабо-
тодателя и защиты трудовых прав работников в настоящее время
является учет мнения профсоюзного органа. По ТК РФ он может
быть 2-х видов:

1) учет мнения профсоюза при принятии локальных норма-

тивных актов;

2) учет мнения профсоюза при расторжении трудового договора.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

40

РАЗДЕЛ I. Общая часть трудового права

По содержанию права профсоюзов подразделяются:

• на представительные;

• правозащитные и контрольные (право требования об устранении выявлен-

ных нарушений трудового законодательства; работодатели обязаны в не-
дельный срок с момента получения требования об устранении выявленных
нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и приня-
тых мерах);

• информационные (бесплатное и беспрепятственное получение от работо-

дателей и органов государственной власти информации по социально-тру-
довым вопросам; пользование государственными средствами массовой ин-
формации, быть учредителями СМИ);

• имущественные (профсоюзы владеют, пользуются и распоряжаются при-

надлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денеж-
ными средствами, владеют и пользуются переданным в их хозяйственное
ведение иным имуществом; финансовый контроль за средствами профсо-
юзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключени-
ем контроля за средствами от предпринимательской деятельности) (ст. 377
ТК РФ).

Согласно ТК РФ представлять интересы работников правомочны не только

профсоюзы, но и иные представители. К таким представителям можно, в частно-
сти, отнести органы общественной самодеятельности.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства об-

щественное объединение, целью которого является совместное решение различ-
ных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы
или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга
лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией про-
грамм органа общественной самодеятельности по месту его создания (Федераль-
ный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»).

Помимо этого в соответствии со ст. 31 ТК РФ представители работников мо-

гут быть избраны непосредственно на общем собрании (конференции) работников
работодателя или группы работодателей.

4.2.1.3 Представители работодателей

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Объединение работодателей — форма некоммерческой организа-
ции, основанная на членстве работодателей (юридических и (или)
физических лиц) (ст. 1 Федерального закона от 27 ноября 2002 г.
«Об объединениях работодателей»).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Объединения работодателей могут создаваться по тем же принципам, что и объ-

единения профсоюзов. Объединение работодателей создается на основании реше-
ния его учредителей. Учредителями объединения работодателей могут быть не
менее двух работодателей или двух объединений работодателей. Объединения ра-
ботодателей имеют равные с профессиональными союзами и их объединениями,