Файл: Трудовое право - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9799

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 4. Субъекты трудового права

41

органами государственной власти права на паритетное представительство в орга-
нах управления государственных внебюджетных фондов в соответствии с законо-
дательством Российской Федерации.

Объединение работодателей имеет следующие общие права и обязанности:

• формировать согласованную позицию членов объединения работодателей

по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных
с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях
с профессиональными союзами и их объединениями, органами государ-
ственной власти, органами местного самоуправления;

• отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимо-

отношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органа-
ми государственной власти, органами местного самоуправления;

• выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подго-

товке, заключению и изменению соглашений;

• наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных

переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участ-
вовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по ре-
гулированию социально-трудовых отношений, примирительных комисси-
ях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных
трудовых споров;

• вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных

нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отноше-
ния и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права
и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке;

• получать от профессиональных союзов и их объединений, органов испол-

нительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них
информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения
коллективных переговоров;

• вести в порядке, установленном федеральными законами, коллективные

переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профес-
сиональными союзами и их объединениями;

• выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей

объединения работодателей, и осуществлять контроль за выполнением за-
ключенных соглашений;

• содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств,

предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заклю-
ченных работодателями.

4.2.1.4 Органы социального партнерства

Органами (но не сторонами и участниками) социального партнерства являются

комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Указанные комиссии
создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллек-
тивных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на
различных уровнях. Трехсторонние комиссии создаются на паритетной основе по


background image

42

РАЗДЕЛ I. Общая часть трудового права

решению сторон и из их представителей, наделенных соответствующими полно-
мочиями. На федеральном уровне образуется постоянно действующая трехсторон-
няя комиссия, работающая на основании Федерального закона от 1 мая 1999 г.
«О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений». Это постоянный орган системы социального партнерства, образован-
ный тремя социальными партнерами федерального уровня. Задачи Комиссии — вы-
работка общих принципов согласованного проведения социально-экономической
политики, развитие системы социального партнерства, ведение коллективных пе-
реговоров, подготовка и заключение генерального соглашения.

Отраслевые трехсторонние комиссии могут образовываться как на федераль-

ном, так и на региональном уровне.

На уровне организации комиссия образовывается для ведения коллективных

переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения (ст. 35 ТК).

4.3 Органы по разрешению трудовых споров

Субъектами трудового права являются и органы, уполномоченные рассматри-

вать трудовые споры, статус которых определятся нормами ТК РФ. Прежде всего
речь идет о комиссии по трудовым спорам (КТС). КТС образуется у работодателя
по инициативе работников или (и) работодателя из равного числа представителей.
Представители в КТС от работников избираются общим собранием работников
или делегируются профсоюзным органом с последующим утверждением на об-
щем собрании. Представители работодателя назначаются в КТС руководителем
организации. КТС из своего состава избирают председателя и секретаря. В ТК
в настоящее время нет указаний относительно того, каково минимальное число
работников должно быть для организации КТС. КТС организации имеет свою пе-
чать, организационно-техническое обеспечение деятельности КТС осуществляет
работодатель.

В системе разрешения коллективных трудовых споров действуют также такие

органы, как примирительная комиссия (ст. 402 ТК РФ), посредник (ст. 403 ТК РФ),
трудовой арбитраж (ст. 404 ТК РФ).

4.4 Государственные органы как субъекты трудового
права

К числу субъектов трудового права относятся также некоторые государствен-

ные органы. Прежде всего речь идет о Федеральной инспекции труда (ст. 354 ТК
РФ) и органах по урегулированию коллективных трудовых споров (ст. 407).

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Федеральная инспекция труда — единая централизованная си-
стема, осуществляющая надзор и контроль за соблюдением тру-
дового законодательства и правил охраны труда работодате-
лями, а также нормативных актов о занятости, банкротстве
и приватизации градообразующих предприятий, коллективных до-
говоров и соглашений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

Глава 4. Субъекты трудового права

43

Органы Федеральной инспекции труда анализируют причины трудовых нару-

шений и охраны труда, готовят предложения по совершенствованию актов о труде,
участвуют в разработке государственных стандартов по безопасности труда, осу-
ществляют другие функции.

Федеральную инспекцию труда возглавляет Главный государственный инспек-

тор труда, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством
РФ. Он назначает и освобождает от должности руководителей органов инспекции
в субъектах РФ. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, про-
куратурой, органами надзора и контроля, органами исполнительной власти субъек-
тов РФ, муниципальными органами, профсоюзами, объединениями работодателей,
обеспечивает координацию деятельности данных органов по вопросам соблюдения
законодательства о труде.

Полномочия органов Федеральной инспекции труда, а также основные права,

обязанности и ответственность государственных инспекторов труда перечислены
в ст. 354–365 ТК РФ.

Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых спо-

ров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функ-
ции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных
трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Феде-
рации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров. Государ-
ственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при органи-
зации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодейству-
ют с представителями работников и работодателей.

Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудо-

вых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и ины-
ми нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно
при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых рабо-
тодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности, а также работодателей-физических лиц) в целях урегулирования
коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих споры.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе 4

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Определите понятия «работник» и «работодатель».

2) Что такое трудоспособность работника?

3) В чем отличие правового положения иностранцев от правового положения

граждан РФ в сфере регулирования трудовых отношений?

4) Какие виды работодателей закреплены в трудовом законодательстве? Чем

они отличаются по правовому положению?

5) Что такое «профессиональный союз» и «представительный орган работни-

ков»? Как соотносятся эти понятия?

6) Каковы основные права и функции профессиональных союзов?

7) Должен ли профессиональный союз иметь статус юридического лица?


background image

Глава 5

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

В СФЕРЕ ТРУДА

5.1 Понятие, принципы, система и формы
социального партнерства

Определение социального партнерства, данное в ст. 23 ТК РФ, свидетельству-

ет, что оно является в трудовом праве России не только системой отношений,
которые попадают в орбиту трудового права, но также принципом и методом пра-
вового регулирования этих отношений, служащими урегулированию при помощи
государства противоречий интересов работников и работодателей.

Конвенция МОТ №98 (1949 г.) предусматривает право на организацию и ве-

дение коллективных переговоров по регулированию условий труда, заключение
коллективных договоров и соглашений. Впервые их оговорил Указ Президента РФ
от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров»,
а впервые урегулировал механизмы социального партнерства Закон РФ от 11 марта
1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях».

Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 ТК,

являются:

• соблюдение норм законодательства: все стороны и их представители долж-

ны соблюдать не только Кодекс, законы, но и другие нормы трудового за-
конодательства;

• полномочия представителей сторон: требуется документальное письмен-

ное подтверждение, что данное лицо является представителем такой-то
стороны с такими-то полномочиями;

• равноправие сторон как в инициативе переговоров, их ведении и подписа-

нии коллективных договоров и соглашений, так и в контроле за их выпол-
нением;


background image

Глава 5. Социальное партнерство в сфере труда

45

• уважение и учет интересов сторон;

• заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

• свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание кол-

лективных договоров и соглашений: содержание коллективных договоров
и соглашений определяют сами стороны свободно без всякого внешнего
давления на них; запрещается всякое вмешательство, ограничивающее пра-
ва сторон, особенно работников (ст. 5);

• добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на се-

бя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому
соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т. е.
одна сторона может и не принять на себя обязательство, какое хочет иметь
другая сторона в договоре, соглашении (данный принцип связан с преды-
дущим, поскольку без свободы не может быть и добровольности сторон);

• реальность принимаемых сторонами на себя обязательств;

• осознание стороной необходимости брать на себя по договору, соглашению

только то обязательство, которое она реально способна исполнить, и не
принимать декларации в виде обязательств (данный принцип тесно связан
с предыдущим);

• систематичность контроля за выполнением коллективных договоров, со-

глашений;

• обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений и ответ-

ственность за их невыполнение.

Целью социального партнерства, как правило, является установление при со-

гласовании интересов сторон такого правового режима социально-трудовых отно-
шений, чтобы он обеспечивал повышение гарантий, предусмотренных трудовым
законодательством.

Система социального партнерства включает пять уровней (ст. 26 ТК):

1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отноше-

ний в сфере труда в Российской Федерации;

2) региональный уровень, устанавливающий такие основы регулирования

в субъекте Федерации;

3) отраслевой уровень, устанавливающий такие основы регулирования в от-

расли (отраслях);

4) территориальный уровень, устанавливающий такие основы в муниципаль-

ном образовании;

5) уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязатель-

ства в сфере труда между работниками и работодателями, например кол-
лективным договором.

Формами социального партнерства, являются коллективные переговоры, кон-

сультации при принятии локальных актов работодателем или некоторых правопри-
менительных решений (ст. ст. 82, 371–375 ТК РФ), участие работников в управле-
нии производством (ст. 53 ТК РФ) и участие сторон в разрешении трудовых споров
(гл. 60 и 61 ТК РФ).