Файл: Опыт промышленной политики в разных странах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этой ситуации напрашивается вывод: по истечении всех

реформационных лет выработать общественно признанную, теоретически ясную и практически действенную промышленную политику не удалось [16].

Просто получается, что современная промышленная политика, или можно даже сказать ее отсутствие, согласно академику Д.С. Львову, увеличивает отставание России от передовых стран Запада. Для того чтобы что-то изменить глобально, нужна новая промышленная политика, которая делала бы упор на развитие технологической и производственной базы оборонного комплекса, его реструктуризацию в направлении удовлетворения нужд гражданских отраслей и конечного непроизводственного потребления. Удвоенными темпами двигать экономику в направлении технического прогресса, роста благосостояния народа может, наверное, подъем оборонного комплекса на ресурсной базе ТЭК. Учитывая такую ситуацию, был принят акт, регламентирующий отношения между предпринимателями, юридическими лицами и органами государственной власти при формировании и реа­лизации промышленной политики в России и который закрепляет ее основы. Это Федеральный закон от 31.12.2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации. [1]

Закон можно назвать рамочным, т.к. большая часть полномочий в сфере промышленной политики передается Правительству РФ. Как правило, оно должно разработать и утвердить:

- постановления, конкретно регулирующие вопросы отнесения продукции к промышленной,

- требования к индустриальным (промышленным) паркам,

- порядок применения мер стимулирования,

- заключения специальных инвестиционных контрактов и другие.

К задачам промышленной политики относятся, в частности [11,12]:

  • стимулирование промышленных компаний по внедрению

результатов интеллектуальной деятельности и освоению производства инновационной промышленной продукции, внедрению импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных

 технологий;

  • создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями иностранных государств;
  • модернизация основных производственных фондов промышленных компаний; 
  • создание и развитие современной промышленной инфраструктуры.

Промышленность РФ  в годовом выражении ускорила свой рост в 2016 году — он составил 0,7% после повышения на 0,5% в апреле; в январе-мае промпроизводство также показало положительную динамику, увеличившись на 0,1%. Спад промышленного производства в  РФ в мае по сравнению с апрелем 2016 года составил 1,2%, а с исключением сезонного фактора промпроизводство в мае сократилось на 0,3% после нулевой динамики месяцем ранее. Рост в годовом выражении российская промышленность показала в феврале2016 года – тогда промпроизводство выросло на 1% впервые с января 2015 года. Затем в марте показатель снова снизился — на 0,5%, однако в апреле промпроизводство вернулось к росту.


Добыча полезных ископаемых в мае 2016 года показала рост на 1,5%

в годовом выражении, а по сравнению с апрелем — на 2,5%; обрабатывающие производства выросли в годовом выражении на 0,3%, в месячном — снизились на 1,3%. Производство электроэнергии, газа и воды выросло в мае в годовом выражении на 2,1%, по сравнению с апрелем 2015 года — снизилось на 13,8%.

В январе-мае текущего года добыча полезных ископаемых возросла на 2,8% в годовом выражении, обрабатывающие производства сократились на 1,4%, производство электроэнергии, газа и воды увеличилось на 0,1%.

Промышленное производство в России в ноябре 2016 г. выросло на 2,7% по сравнению с тем же месяцем 2015 г. после снижения на 0,2% в

октябре, падения на 0,8% в сентябре и роста на 0,7% в августе.

Данные по промышленности оказались значительно лучше ожиданий экономистов. Консенсус-прогноз аналитиков, опрошенных «Интерфаксом» в

конце ноября, предусматривал рост промпроизводства за месяц на 0,6%.

В июле было снижение промышленности на 0,3%, в июне – рост на 1,7%, в мае – рост на 0,7%, в апреле – рост на 0,5%, в марте – снижение на 0,5%, в феврале – рост на 1% ( за счет високосного дня). В целом за январь – ноябрь 2016 г. промпроизводство выросло на 0,8%, что значительно лучше прогноза Минэкономразвития на 2016 г. ( рост на 0,4%).

С исключением сезонного и календарного факторов промышленность в ноябре, по оценке Россстата, выросла на 0,5% после подъема по уточненной

оценке 0,6% в октябре. Среди основных задач стратегического развития

Российской Федерации на среднесрочную перспективу – завоевание передовых позиций в глобальной конкуренции, выход на стандарты жизни развитых стран.

Сегодня определены и методы достижения обнародованных преимуществ, среди которых во главе угла стоит упор на осуществление инноваций и оптимизацию использования регионального и человеческого потенциалов. Это, в свою очередь, означает и разработку принципиально новой отечественной промышленной политики, основная цель которой – стимулирование перехода экономики страны на путь развития. Причем этот путь развития позволил бы науке и высокотехнологичным отраслям промышленности стать локомотивом экономического роста, обеспечить приемлемые условия для развития производственного сектора экономики, где создается реальное богатство страны. Усвоение в целом позитивного европейского опыта целесообразно и важно для снижения уязвимости отечественной экономики. Также необходимо учитывать большое количество глобальных вызовов, которые требуют сегодня конкретных мер реагирования на уровне промышленной политики, запуска принципиально новых промышленных стратегий [15,16].


Рассмотрев и проанализировав государственную политику в области

промышленности ряда стран, можно сделать вывод, что все государства имеют свой путь индустриального развития. Стратегия промышленной политики страны зависит от многих факторов. В развитых странах с рыночной экономикой процесс совершенствования промышленной политики продолжается в течение многих лет. Сегодняшняя ситуация требует рациональных мер реагирования на уровне промышленной политики, запуска принципиально новых промышленных стратегий. Именно поэтому сегодня роль и вес каждого государства оцениваются в мире во многом по его вкладу в разработку и внедрение принципиально новых промышленных технологий для соответствующего ответа на негативные реалии современности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение исследования необходимо сделать соответствующие выводы. Как правило, оказывает решающее воздействие на структурную и научно-техническую перестройку мирового хозяйства и ситуацию на мировом рынке современная промышленная политика развитых стран. При чем, основная часть экономического и научно-технического мирового потенциала сконцентрирована в настоящее время в промышленно развитых странах. При этом , на их долю приходится более 50% мирового ВВП. А в этом случае, промышленность в структуре ВВП занимает около 25%. Промышленно развитые страны являются лидерами в электротехнической, авиакосмической, автомобильной и химической промышленности.

В ХIХ веке экономическое развитие стран приобрело циклический характер, связанный с периодическими кризисами перепроизводства Это было связано с излишним расширением производства вследствие стремления к максимальной прибыли. Необходимо заметить, что сокращение производства в период кризиса может привести к:

  • обновлению основного капитала,
  • повышению уровня развития производительных сил
  • приспособлению капитала к новым условиям воспроизводства.

Общей чертой промышленно развитых стран является их историческое развитие на фоне различного географического положения, религий и влияния мировых войн. Во всех странах происходит пересмотр направлений, в том числе в области промышленной политики. Во всяком случае, например, постепенно теряют свои позиции, уступая их Японии и странам Европы, США, которые удерживали лидирующие позиции на протяжении достаточно длительного времени. По показателю ВВП на душу населения лидерами являются Швейцария, Япония и Швеция. Однако, США до сих пор оказывает значительное влияние на международную экономику, непосредственно воздействуя на цикл и хозяйственную обстановку в других странах и на


структуру международного экономического обмена.

Существенно изменилось экономическое положение Японии:

- увеличился объем экспорта (более чем в 70 раз за последние 50 лет),

- усилилась конкурентоспособность продукции за счет применения новейших технологий и грамотной кадровой политики.

Также значительным образом изменился экономический статус стран Евросоюза:

- усилились процессы экономической консолидации;

- произошло сближение основных макроэкономических показателей стран Европейского союза;

- достигнута относительная стабильность цен;

- снижены долгосрочные процентные ставки;

- стабилизировались обменные курсы национальных валют.

В настоящее время, чтобы выйти на мировые рынки с российскими товарами в условиях экономической депрессии, необходимо создать государственный механизм поддержки экспортеров. Для этого следует развивать политику экономически выгодных взаимоотношений с другими партнерами: странами СНГ, ближним и дальним зарубежьем.

Важно трезво оценить особенности сегодняшнего положения России, понять, чем оно отличается от ситуации тех стран, которые в прошлые десятилетия успешно решали задачу форсированного развития, выдвигая задачу ускорения экономического роста. Одной стратегии для всех стран нет и не может быть. В этой ситуации, состоит в выборе оптимальной стратегии, учитывающей уникальные характеристики и особенности страны в период реформирования, искусство реформатора, функцию которого должно играть государство.

Все это говорит в пользу проведения в России активной государственной экономической политики. При этом главные задачи государственной экономической политики должны быть решены при выполнении следующих условий:

- для удержания внутри страны имеющихся ресурсов, а также для

привлечения из-за рубежа дополнительных средств, которые без государственного вмешательства, при свободной межстрановой конкуренции

в условиях глобализации, были бы размещены вне национальной экономики;

- для привлечения и эффективного использования этих ресурсов в тех секторах национальной экономики, которые наиболее перспективны с точки зрения задач долгосрочного развития, даже если текущие чисто рыночные, конъюнктурные факторы создают временные преимущества для иных, менее перспективных в долгосрочном плане секторах.

Программа ускоренного экономического роста должна предусматривать активизацию государственной инвестиционной политики. Важный вопрос при решении этой задачи – привлечение и эффективное использование огромных финансовых ресурсов. И у России пока есть шанс для осуществления крупного инвестиционного маневра.


Но сохранение сегодняшних тенденций сложившейся инвестиционной модели, принципиально не позволяющей обеспечить модернизацию основных фондов, утяжеленная структура экономики в рамках ее экспортно-сырьевой модели и связанные с этим низкие темпы снижения энерго- и электроемкости производства, слабая инновационная активность не позволяют вырваться на путь форсированного экономического роста в среднесрочном периоде.

Таким образом, промышленная политика, как ядро общеэкономической политики государства, должна быть связана, в первую очередь, с проведением инновационной, инвестиционной и структурной перестройки промышленного производства. Промышленная политика должна способствовать расширению и созданию новых рынков, выходу на конкурентоспособный уровень производства, увеличению доходности предприятий, обеспечению их лидирующей роли на рынке промышленных товаров и услуг.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти

    1. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской федерации от 31.12.2014 N 488-ФЗ ( в редакции от 03.07.2016 г. N365-ФЗ).

Книг одного автора

    1. Абрамов М.Д. О промышленной политике и налоговом регулировании // Свободная мысль. - 2009. - N 1. - С.101-116.
    2. Абрамов М.Д. Промышленная политика и налоговое регулирование // ЭКО. - 2009. - N 1. - С.165-173
    3. Аганбегян А.Г. Направления промышленной политики России на перспективу // Энергия: экономика, техника, экология. - 2014. - N 8. – С.2-9.

5. Аганбегян А.Г. О новой промышленной политике // ЭКО. - 2012. - N 6.- С.4-22.

6.Асадулаев Ш.З. Промышленная политика как элемент экономической политики // Вестник Дагестанского научного центра РАН, 2013. № 51. С. 175-180.

  1. Вертакова Ю.В. Особенности развития промышленной политики экономически развитых стран // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 11-2. – С. 73-79.
  2. Идрисов Г. И. Промышленная политика России в современных условиях / – М.: Издательство Института Гайдара, 2016. – 160 с.

9.Клейнер Г.Б. Концепция федерального закона «О промышленной политике Российской Федерации» / Клейнер Г.Б. // Экономическая наука современной России, 2013. № 3. С. 70-75.

10. Козлов А.А. О современной промышленной политике России // В

сборнике: Материалы международной научно-практической конференции «Экономическая политика: на пути к новой парадигме» Пятнадцатые Друкеровские чтения. В 2-х томах. Под ред. Р.М. Нижегородцева, А.И. Тихонова, Н.В. Финько. Москва, 2013. С. 52-57.