Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Теоретические аспекты применения дидактических игр в воспитании и обучении).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. По разделу «Речевое развитие» средний уровень (справились с небольшой помощью воспитателя) – у 14 детей; высокий уровень (полностью справились с предложенными заданиями) – 6 детей.

Таблица 6

Сравнительные результаты диагностики по разделу «Речевое развитие» у детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида « Росинка»№ 18 г. Щелково

уровень

начало эксперимента

конец эксперимента

Н

5 чел (25%)

0

С

11 чел (62%)

14 чел (73%)

В

4 чел (23%)

6 чел (27%)

Рисунок 5 - Сравнительные результаты диагностики по разделу «Речевое развитие» у детей средней группы МАДОУ Компенсирующего вида « Росинка»№ 18 г. Щелково

По стандартам развитых стран население России всегда было бедным, но разрыв между жизненными стандартами и реальным уровнем жизни не был таким огромным, как сейчас. Исходя из самого содержания, отраженного в термине « социально - экономическое развитие», можно выделить два его основных компонента - экономический и социальный [ 1, с. 96 ]. Экономический компонент содержит соответствующие показатели, отражающие состояние и изменения экономических параметров системы ( на уровне государства отраженных в таких показателях, как валовой национальный продукт, объемы промышленного производства, объемы прямых иностранных инвестиций и т.п.), социальный - состояние и изменения социальных параметров (уровень занятости и безработицы, средний уровень оплаты труда, уровень потребления etc. ). Во многих исследованиях ученые вообще не приводят определение социально - экономического развития через его интуитивную доступность пониманию большинства читателей.

2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования

Оценка результатов начального и итогового тестирования детей по диагностической системе Васильевой М.А. показывает, что наблюдается положительная динамика повышения качества ЗУН по указанным выше разделам («Формирование элементарных математических представлений и сенсорное воспитание», «Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение», «Явления в общественной жизни», «Природное окружение. Экологическое окружение» и «Развитие речи»).


Благодаря системному применению дидактических игр как средства умственного воспитания детей среднего дошкольного возраста в МАДОУ «Росинка»№ 18 в результате исследования выявлено, что дети средней группы могут: называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования; проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть; уметь рассказывать о своем родном селе; называть домашних животных и знать, какую они пользу приносят человеку; различать и называть некоторые растения ближайшего окружения; называть времена года; знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.

Комплекс дидактических игр и упражнений, примененный на втором (заключительном) этапе исследования благодаря принципу системности (регулярному использованию различного рода дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста) позволил выявить следующую динамику в умственном развитии детей 4-5 лет в МАДОУ «Росинка»№ 18.

1. Средний уровень знаний по разделу «Формирование элементарных математических представлений» улучшился на 12%, высокий – на 21%.

2.Средний уровень знаний по разделу «Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение» снизился на 2%, высокий уровень увеличился – на 23%.

3. Средний уровень знаний по разделу «Явления в общественной жизни» остался на прежнем уровне, высокий увеличился на 23%.

4. Средний уровень знаний по разделу «Природное окружение. Экологическое окружение» улучшился на 9%, высокий – на 5%.

5. Средний уровень знаний по разделу «Речевое развитие» улучшился на 11%, высокий – на 5%.

Выводы. Следует отметить положительную динамику в качественном улучшении показателей и детей, принявших участие в эксперименте (наблюдается отсутствие низкого уровня по всем разделам). По результатам диагностики видно, что дети освоили программу, наиболее успешное освоение прослеживается в умении ухаживать за животными и растениями в уголке природы -100℅ высокий уровень освоения, это обусловлено тем, что группы хорошо оснащены уголками природы.

Заключение

Дидактическая игра – это игра, которая направлена на решение конкретно поставленных задач для обучения школьников, но в тоже время в ней проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности во время обучения.


Дидактическая игра вызывает у детей более живой интерес к процессу познания, облегчает усвоение материала, является средством активизации познавательной деятельности. Учебная деятельность является основным типом деятельности в дидактической игре, которая входит в игровую, тем самым, приобретая очертания игровой совместной учебной деятельности. В дидактических играх ставится задача учебного характера, а именно обучающая задача.

При помощи дидактических игр ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по разным признакам, делает обобщения.

В современной педагогической практике дошкольного воспитания роль взрослого в дидактической игре обычно крайне сужена. Она сводится к тому, что воспитатель объясняет игру и руководит её ходом, не участвуя в ней сам. Критерием хорошей дидактической игры считается самостоятельность детей. Однако задача взрослого состоит не только в том, чтобы донести до детей правило действия и контролировать его выполнение, но и в том (и то главное!), чтобы сделать его увлекательным, субъективно значимым, осмысленным. А это возможно только при непосредственном участии взрослого в игре. Мы полагаем, что критерием хорошей развивающей игры должна быть не самостоятельность, а активность, увлеченность ребёнка, которую на первых этапах знакомства с игрой может обеспечить только взрослый. Для этого он должен быть не руководителем, не контролером, но непосредственным участником игры, её эмоциональным центром, «заражающим» своей увлеченностью.

В работе рассмотрена проблема использования дидактической игры как средства умственного воспитания детей среднего дошкольного возраста, с этой целью осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, сформулирована гипотеза исследования, сделан отбор диагностического инструментария, проведен анализ умственного развития детей среднего дошкольного возраста (экспериментальная группа) на базе МАДОУ «Росинка»№ 18, осуществлен отбор содержания дидактических игр с целью их применения как средства умственного воспитания детей среднего дошкольного возраста, проведен эксперимент и получены результаты, которые смогли подтвердить выдвинутую гипотезу исследования. Была разработана система дидактических игр, способствующих умственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста.

В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получив необходимый результат в уме.


Возможность переходить к решению задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер, отображают не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения решения той или иной задачи.

Следует отметить положительную динамику в качественном улучшении показателей и детей, принявших участие в эксперименте (наблюдается отсутствие низкого уровня по всем разделам)

По результатам диагностики видно, что дети освоили программу, наиболее успешное освоение прослеживается в умении ухаживать за животными и растениями в уголке природы – 100 % высокий уровень освоения, это обусловлено тем, что группы хорошо оснащены уголками природы.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей среднего дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Сܰпܰисоܰк лܰитеܰрܰатуܰрܰы

  1. Бельских М.М. Инновационный подход в дидактической игре // В сборнике: Образование: традиции и инновации Материалы IX международной научно-практической конференции. 2015. С. 77-79.
  2. Горева Е.В. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у дошкольников // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 14. С. 202-203.
  3. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе. - СПб.: СПб АППО, 2005.
  4. Замахаева М.А. Дидактическая игра как средство выявления индивидуальных потребностей и интересов ребенка // В сборнике: ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Сборник материалов Второй Российской научно-практической конференции с международным участием. Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. 2014. С. 330-332.
  5. Игры и упражнения в обучении шестилеток : пособие для учителя [Н. В. Седж, Л. И. Смахина, М. П. Гуревич и др. ; под ред. Н. В. Седж]. - Минск : Нар. асвета, 1985.
  6. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития. 1998.
  7. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. ср. проф. уч. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.-10-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.-416 с. (стр. 157).
  8. Колодяжная Т.П., Рубан Т.В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр // В сборнике: Теоретические и практические проблемы развития современной науки сборник материалов 3-й международной науч.-практ. конф.. 2013. С. 171-175.
  9. Педагогический энциклопедический словарь Гл. ред. Б.М Бим-Бад, — М., 2003.
  10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М. 1998.
  11. Селиванов B. C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие B.C. Селиванов. — М: Издательский центр «Академия». 2000.
  12. Сидоров С. В., Курлаев К. О. Дидактическая игра: сущность, структура и технология // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2012. № 1. С. 201-205.
  13. Смирнова Е. О. Влияние игр на развитие воли и произвольности дошкольников. М., 2006.

Приложение 1

Комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на формирование элементарных математических представлений

и сенсорное воспитание

№ п/п

Название дидактической игры

Материал

Инструкция по проведению

1

«Назови геометрическую фигуру»

шар, куб, цилиндр (двух-трех размеров или разных цветов можно из строительного ма­териала).

На стол перед ребенком выставляются геометрические фигуры: кубы, шары, цилиндры. Воспитатель предлагает назвать каждый предмет

2

«Найди похожие предметы в группе»

геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник

Воспитатель предлагает взять в руку геометрическую фигуру, назвать ее и найти в окружающей об­становке предметы, похожие на эту геометрическую фигуру.

3

«На что похоже?»

геометрические фигуры, картинки с изображением предметов разной формы (пирамид­ка, мяч и т. д.).

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением предметов, а затем разло­жить картинки к соответствующим геометрическим фигурам, рассказать о том, что сделал.

4

«Выбери фигуру»

геометрические фигуры разного цвета (коричневый, оранжевый, светло-зеленый), раз­мера, фактуры, материала.

Геометрические фигуры выкладываются на столе. Воспитатель предлагает ребенку выбрать из всего количества фигур маленький треугольник, деревянный круг, большой квадрат и сказать, какого цвета каждая фигура.

6

«Угости зайца морковкой»

5 морковок, 4 зайчика, магнитная доска.

Воспитатель размещает на магнитная доска зайчиков с одной стороны и морковки с другой сторо­ны. Спрашивает, как узнать, сколько зайчиков. Предлагает ребенку посчитать их. Затем предлагает уго­стить зайчиков морковкой, спрашивает: «А хватит ли всем зайчикам морковки? Как это узнать?». (По­ложить под каждым зайчиком по морковке). Ребенок раскладывает морковки. Воспитатель спрашивает: «Сколько морковок? Что можно сказать о количестве зайчиков и морковок? Чего больше: зайчиков или морковок? Чего меньше: зайчиков или морковок?»

7

«Разложи полоски»

пять полосок разной длины.

Воспитатель предлагает ребенку разложить полоски по порядку от самой длинной до самой корот­кой, а затем рассказать, какие они по длине.

8

«Что у меня слева?»

игрушки

Воспитатель предлагает встать ребенку в центр кукольного уголка и ответить на вопросы: «Что у тебя справа? Что у тебя слева? Что у тебя сзади? Что у тебя спереди? Возьми в левую руку куклу, в правую машинку».

9

«Что на картинке?»

картинки, на которых изображены разные части суток (утро, вечер, день, ночь)

Воспитатель выбирает картинку и предлагает ребенку назвать часть суток, которая изображена на картинке.

10

«Поймай солнышко»

Игры с зеркалом

Цель: маленьким зеркалом поймать луч солнца и пустить «зайчика»

11

«Солнечные зайчики»

Воспитатель и дети пускают веселые солнечные зайчики

12

«Что отражается в зеркале»

Цель: пытаться увидеть, что находится за спиной, справа, слева, на потолке, только с помощью зеркала

13

«Мир меняет цвет»

Игры со стеклами

Рассматривание окружающего через стекла разного цвета

14

«Таинственные картинки»

Рассматривание картинок через стекла разного цвета и наблюдение: какие изображения становятся невидимыми

15

«Все увидим, все узнаем»

Рассматривание предметов, картинок, знаков через увеличительное стекло

16

«Погремушки»

Игры со звуками

Испытание: какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов

17

«Звонкие бутылочки »

Цель: испытать, какой звук издает молоточек, если ударять по бутылочкам, наполненным водой, песком, или по пустым