Файл: «Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации».pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 2
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации персонала в ООО «100 ДОРОГ»
Таким образом, в ходе анализа стимулирования труда в ООО «100 ДОРОГ», выявлены следующие недостатки:
1. Размер оплаты не соответствует объёму выполняемых работ.
2. Недостаточно условий для продвижения по карьерной лестнице.
3. Расплывчивость в понимании своего дельнейшего карьерного роста.
4. Неудовлетворенность персонала социально-психологической обстановкой в коллективе.
Для исключения выявленных недостатков в работе предложены дополнительные методы стимулирования сотрудников.
Можно сделать вывод, что для полного стимулирования труда в материальном плане, нужно разработать схему начисления удержаний и доплат и донести ее до сотрудников. Эта схема должна быть:
– гибкой (дающая возможность сразу же поощрять каждый положительный результат работы);
– начисления удержаний и доплат должны быть простыми и понятными каждому работнику;
– размеры поощрения должны быть психологически и экономически обоснованы (больше и реже);
– поощрения должны формировать у сотрудников ощущение справедливости материальных вознаграждений;
– поощрение персонала важно создать по таким показателям, которые воспринимаются каждым как правильные.
В таблице 3.1 представлен перечень доплат и удержаний для сотрудников ООО «100 ДОРОГ», который необходимо включить в систему материальной мотивации.
Таблица 3.1 - Перечень доплат и удержаний для сотрудников ООО «100 ДОРОГ»
Отклонение в работе |
Надбавка (+) / Удержание (-), руб. |
1 |
2 |
Завершение запланированного объема работ в более ранний срок |
+1000 |
Невыполнение запланированного объема работ в срок |
-800 |
Опоздание на работу более чем на 30 минут без предупреждения либо задержка доставки заказа более чем на 1 ч без предупреждения |
-1000 |
Совмещение профессий и должностей |
+800 |
-1000 |
|
Обучение новых сотрудников |
+500 |
Отсутствие на работе без уважительной причины |
-1000 |
Внесение рационального предложения |
+500 |
Участие во внедрении рационального предложения |
+1000 |
Проявление инициативы в организации праздников |
+800 |
Увеличение объема продаж в течение месяца |
+1000 |
Премии, приуроченные к государственным праздникам (День защитника отечества, Международный женский день и т.д.) |
+1000 |
Премии по итогам года |
+1500 |
Проведем расчет, сколько потребуется денежных средств для формирования премиального фонда. Для этого необходимо умножить среднесписочную численность персонала на конец 2015 года на максимально возможную премию. Премиальный фонд предприятия = 25 чел.*(1000 – 800 – 1000 + 800 – 1000 + 500 –1000 + 500 + 1000 + 800 + 1000 +1000 + 1500) руб. = 25 чел. * 4300 руб. = 107 600 руб.
Заместитель директора будет оценивать работу сотрудников и заносить данные в ведомость. Далее все ведомости будут переданы в бухгалтерию, где и будут начисляться премии. Для информирования сотрудников о новой схеме премирования нужно вывесить наглядную информацию на информационных стендах, провести совещания внутри каждого отдела и доступно объяснить сотрудникам.
Кроме того, в ООО «100 ДОРОГ» следует расширять систему компенсаций, льгот, поскольку действующая система в компании весьма узкая и негибкая. Можно установить такие новые виды компенсаций, как: доплата за многолетний труд, за составление отчетности, премии за сверхурочную работу, надбавка за опыт, умения и т.д.
Стоит подчеркнуть, что прежде чем предоставить сотрудникам льготы, нужно проанализировать их потребности (провести анкетирование). По результатам выявленных потребностей и финансовых возможностей предприятия необходимо определить набор и величину предоставляемых льгот. Подобное исследование желательно проводить один раз в год и в соответствии с изменением потребностей персонала вносить коррективы в набор предоставляемых льгот.
Сформировать систему льгот в ООО «100 ДОРОГ» можно по «принципу кафетерия», который заключается в том, что в конце года льготы распределяются исходя из потребностей сотрудников и возможностей предприятия. Здесь следует составить два-три так называемых «меню» с одинаковой стоимостью, но с различным наполнением и предоставить возможность сотрудникам выбрать тот пакет льгот, который бы их максимально удовлетворил и мотивировал на достижение результатов. Можно не предоставлять такой пакет нерезультативным работникам, т.е. определить условия его получения.
В целом, система компенсационных выплат в сочетании с премиями и доплатами является одним из важных управленческих инструментов, но общий эффект от их применения возможен при наличии общей идеи, объединяющей сотрудников и руководителей, четких целей и соответствующей корпоративной культуры.
С целью совершенствования системы мотивации и стимулирования труда персонала туристического агентства «100 ДОРОГ» к реализации предлагается комплексная программа, которая включает несколько блоков (таблица 3.2).
С целью повышения эффективности оценки и диагностики организационного поведения сотрудников туристического агентства «100 ДОРОГ» предложено внедрить обязательную, периодическую (не реже 4 раз в год, т.е. ежеквартально) оценку организационного поведения и стресса сотрудников в компании.
Таблица 3.2 – Структура мероприятий комплексной программы по совершенствованию методов мотивации
Блок программы |
Мероприятия программы |
Период реализации |
Блок 1. Оценка и диагностика |
1.1. Оценка орагнизационного поведения персонала по методике Г.Олдхема и Дж.Хаккмана (сокращенная версия) 1.2. Расчет индекса удовлетворенности условиями труда |
Ежеквартально Ежеквартально |
Блок 2. Адаптация, обучение и развитие |
2.1. Внедрение плана адаптации нового сотрудника. |
В течение года, в отношении каждого нового сотрудника |
Блок 3. Поощрение, повышение мотивации |
3.1. Внедрение факторной модели для оценки деятельности сотрудников (при формировании выплат стимулирующего характера) |
В течение года по результатам деятельности сотрудников |
Снижение напряженности в процессе деятельности и, как следствие, повышение социальной и экономической привлекательности сотрудников туристического агентства «100 ДОРОГ» должно быть направлено на то, чтобы закрепить стремление работников к долгосрочной работе в компании и выстраиванию карьеры именно в данном туристическом агентстве.
В этой связи предложено внедрить в деятельность компании «100 ДОРОГ» метод рейтинговых оценок социальных характеристик учреждения, разработанных ведущим специалистом-экспертом информационно-аналитического агентства «ФинАМ» (г. Москва), Агафоновой С.В.
Целесообразность внедрения методики оценки социальной привлекательности организации предлагается оценить исходя из степени удовлетворенности и с учетом состояния сотрудников компании «100 ДОРОГ». Важность этого критерия определяется тем, что успешность функционирования туристического агентства напрямую зависит от стремления и желания сотрудников качественно выполнять работу. Возникновение такого стремления непосредственно связано с тем, насколько сотрудник удовлетворен работой, насколько он спокоен на рабочем месте, и в каком морально-психологическом настроении он находится.
С целью повышения мотивации персонала при определении процента выплат стимулирующего характера предлагается использовать факторную модель оценки деятельности специалистов и менеджеров организации. Ниже представлен набор факторов и степеней (A, B, C, D, E) для оценки деятельности основных сотрудников туристического агентства «100 ДОРОГ».
Таблица 3.3 – Факторы и степени оценки деятельности основных сотрудников туристического агентства «100 ДОРОГ»
Фактор |
Оценка |
Работоспособность |
А – качество выражено слабо В – качество выражено ниже среднего С – средняя выраженность качества D – качество выражено выше среднего Е – качество выражено сильно |
Отношение с коллегами |
А – высокий уровень конфликтности В – конфликтен С – нейтрален D – общителен Е – ведет общественную работу |
Количественные показатели работника |
А – количественные показатели менее 85 % В – количественные показатели от 85 % до 95 % С – количественные показатели от 95 % до 100 % D – не имеется замечаний к выполнению количественных показателей Е – перевыполнение плана по количественным показателям |
Отношение к самообразованию |
А – не участвует в самообразовании В – участвует в самообразовании время от времени С – активно участвует в самообразовании D – активно участвует в самообразовании и содействует самообразованию Е – активно участвует в самообразовании и распространяет положительный опыт |
Отношение с руководством |
А – неадекватно реагируют на замечания В – игнорирует замечания руководителя С – игнорирует отдельные замечания руководителя D – адекватно реагирует на замечания, имеет собственную позицию, высказывает предложения по улучшению работы |
При этом каждый из факторов должен иметь свой ранг весомости (общая сумма рангов равна единице): работоспособность – 0,25; отношения с коллегами – 0,15; количественные показатели работников – 0,3; отношение к самообразованию – 0,1; отношение с руководством – 0,2.
Оценку будет проводить комиссия, включающая бухгалтера, начальника отдела и руководителя компании. Рассмотрим социальную и экономическую привлекательность от мероприятий, направленных на формирование и совершенствование системы мотивации туристического агентства «100 ДОРОГ».
В таблице 3.4 показаны результаты опроса по предложенной методики с целью выявления отношения к работе сотрудников компании «100 ДОРОГ» по методике Г.Олдхема и Дж.Хаккмана (сокращенная версия).
Вопрос/ ответ |
Совсем нет |
Очень редко |
Редко |
Иногда |
Часто |
Очень часто |
Всегда |
1. Ваша работа разнообразна? Требует ли она реализации ваших талантов и способностей |
2 |
х |
х |
8 |
8 |
3 |
2 |
2. Вы чаще заняты выполнением сложных и цельных заданий, чем использованием простых и мало связанных друг с другом поручений? |
х |
6 |
х |
8 |
5 |
3 |
3 |
3. Важна ли Ваша работа для деятельности коллег и всей организации в целом? |
х |
2 |
2 |
3 |
3 |
10 |
2 |
4. Есть ли у Вас возможность выполнить работу по своему собственному усмотрению ? Вы сами планируете время и последовательность решения задач? |
8 |
6 |
3 |
х |
4 |
х |
2 |
5. Есть ли у Вас возможность в процессе труда определить самому насколько успешно Вы работаете? |
1 |
8 |
8 |
3 |
2 |
Х |
1 |
6. Получаете ли Вы от начальника или коллег информацию о том, насколько успешно Вы справляетесь со своей работой? |
Таблица 3.4 – Результаты опроса «Отношение к работе» сотрудников туристического агентства «100 ДОРОГ»
Полученные результаты позволяют определить отношение большинства (или меньшинства) сотрудников к их работе:
- около 35% сотрудников считают, что работа однообразна, не требует реализации способностей и талантов – это тревожный знак в вопросе обеспечения кадровой безопасности, так как снижает мотивацию персонала;
- 26% сотрудников считают, что очень редко выполняют сложные задания, а в основном занимаются выполнением простых, не связанных друг с другом задач, 35% также считают, что только иногда выполняют сложные, интересные задания. В результате работники теряют интерес к выполняемой работе, снижается стимул увидеть конечный результат;
- 35% сотрудников считают, что полностью лишены самостоятельности;
- 26% сотрудников считают, что очень редко выполняют работу по своему собственному усмотрению. В результате отмечается снижение творческого потенциала сотрудников;
- 70% сотрудников считают, что очень редко (или редко) у них появляется возможность в процессе труда определить самому, насколько успешно выполняются должностные обязанности;
- 39% сотрудников считают, что редко получают от начальника или коллег информацию о том, насколько успешно они справляются со своей работой.
Выявленные результаты деятельности подтверждают необходимость мотивации сотрудников, повышения эффективности работы каровой службы организации, мониторинга состояния персонала.
В таблице 3.5 представлены итоговые оценки удовлетворенности работников компании.
Как свидетельствуют результаты опроса, ни один сотрудник не удовлетворен своей деятельностью полностью, 92 % удовлетворены лишь частично, 8 % не удовлетворены, 96 % сотрудников в тот или иной момент своей деятельности испытывали желание сменить место работы. Данные результаты свидетельствуют об общей неудовлетворенности в коллективе. Частичная удовлетворенность порождает недостаточное стремление к ее качественному выполнению, что в результате приводит к возникновению организационного стресса, снижению социальной и экономической эффективности учреждения.
Таблица 3.5 – Итоговые данные оценки удовлетворенности работников туристического агентства «100 ДОРОГ»
Отделы организации |
|||
Бухгалтерия, специалисты |
Отдел продаж |
Высший менеджмент |
|
Организация труда и социально-психологический климат |
0,61 |
0,63 |
0,83 |
Содержание труда |
0,4 |
0,23 |
0,84 |
Оплата труда |
0,8 |
0,8 |
0,44 |
Уровень социальной защищенности |
0,3 |
0,6 |
0,6 |
Отношение руководителей к запросам коллектива |
0,55 |
0,43 |
0,64 |
Перспективы профессионального или должностного роста |
0,43 |
0,56 |
0,64 |
Объективность оценки работы со стороны руководства |
0,46 |
0,22 |
0,20 |
Возможности обучения и повышения квалификации |
0,31 |
0,26 |
0,52 |
Степень отношения в коллективе обеспеченности всем необходимым для работы |
0,49 |
0,34 |
0,33 |