ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2020

Просмотров: 1335

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Привычка поступать в соответствии с законом.


31. Понятие и признаки нормы права
Норма права - общеобязательное правило поведения, санкцио­нированное государством, выраженное в виде государственно-власт­ного предписания и регулирующее общественные отношения.

Признаки нормы права

1. Является разновидностью социальных норм.

2. Норма права - общее правило поведения:

а) складывается в результате необходимости обобщить типичное в жизненных отношениях; б) всегда обращена к лицам, обладающим какими-либо общими признаками (сотрудники ОВД, военнослужащие, врачи и т.п.); в) рассчитана на многократное действие.

3. Носит общеобязательный характер.

4. Выражает государственную (общенародную) волю.

5. Формулируется государством в нормативных актах.

6. Выступает как властное государственное веление.

7. Охраняется государством.

8. Закрепляет наиболее важные типовые общественные отношения.


32.Структура нормы права.

Гипотеза

Это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данной нормой.

Виды гипотез

1. По наличию или отсутствию фактов - положительная, от­рицательная.

Положительная — указывает на необходимость наличия фактов для действия нормы.(взаимное согласие на брак)

Отрицательная - указывает на необходимость отсутствия фак­тов для действия нормы.

(недееспособность, брак уже есть, близкое родство – при заключении брака должны отсутствовать)


2. По строению: простая, сложная, альтернативная. Простая - в гипотезе указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие правовой нормы. (на момент рождения состоять в гражданстве РФ – будешь гражданином РФ)

Сложная - гипотеза действие нормы ставит в зависимость от на­личия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

Альтернативная - ставит действие правовой нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

3. По форме выражения: абстрактная, казуистическая. Абстрактная - определяет общие признаки юридических фактов. Казуистическая - определяет конкретные признаки юридичес­ких фактов.

Диспозиция

Это элемент правовой нормы, в котором указывается, каким мо­жет быть или должно быть поведение при наличии условий, предус­мотренных гипотезой, то есть это само правило поведения, которо­му должны следовать участники правоотношений.

Виды диспозиций

1. По способу изложения: простая, описательная, ссылочная, бланкетная.

Простая диспозиция называет вариант поведения, но не раскры­вает, не разъясняет его.

(подмена ребенка наказывается как?, при помощи чего? – не известно)

Описательная диспозиция описывает все существенные призна­ки поведения. (тайное хищение чужого имущество наказывается)

Ссылочная диспозиция не излагает правила поведения, а отсыла­ет для ознакомления с ним к другой правовой норме.


Бланкетная диспозиция отсылает для ознакомления с правилом поведения к другим источникам права.

2. По строению: простые, сложные, альтернативные.

Простые - устанавливают один вариант поведения. (например определена до 5 лет)

Сложные - устанавливают два и более обязательных для реали­зации вариантов поведения.

Альтернативные - устанавливают несколько вариантов поведе­ния, каждому из которых может последовать субъект права.

Санкция

Это элемент правовой нормы, в которой определяется, какие меры государственного принуждения могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.

Виды санкций

1. По степени определенности: абсолютно-определенные, от­носительно-определенные, альтернативные.

Абсолютно определенная -точно указан размер неблагоприятных последствий.

Относительно определенная - указывает пределы, в которых воз­можно возложение ответственности.

Альтернативная - содержит перечень мер ответственности, из которых к нарушителю может быть применена любая.

2. По отраслям права: конституционные, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, гражданско-правовые, административ­но-правовые, иные.

3. По характеру неблагоприятных последствий: штрафные (ка­рательные) (лишение свободы, штраф, другие); правовосстановительные (взыскание алиментов, восстановление на работе).

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции норма не мыслима, без санкции норма бессильна.

Норма права включающая гипотезу, диспозицию и санкцию может по разному излагаться в статьях закона или иного НПА. Различают три случая такого изложения:

а) норма права и статьи закона совпадают (идеальный случай)

б) Несколько норм включают в одну статью закона (процессуальное законодательство)

в) одна норма расположена в нескольких статьях (так законы не пишутся).


33.Виды правовых норм.

Норма права - общеобязательное правило поведения, санкцио­нированное государством, выраженное в виде государственно-власт­ного предписания и регулирующее общественные отношения.

1. По отраслям права (по предмету правового регулирования): нормы уголовного права, нормы административного права, нормы экологического права, нормы гражданского права и т.п.

2. По характеру предписаний: обязывающие(устанавливается обязанность совершать опред положительные действия), управомачивающие( право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих потребностей), запрещающие.

3. По функциям, которые выполняют нормы права: регулятив­ные, охранительные.

4. По кругу лиц: общие, специальные (предполагают особого субъекта исполнения - работника суда, прокуратуры, военнослужа­щего, врача и т.п.).

5. По способу нормативно-правового регулирования: императивные(кот предписывают определенный вариант поведения при соответствующих обстоятельствах); диспозитивные( кот предусматривают возможность выбора варианта поведения участником правоотношения(выборы)); поощрительные; рекомендательные.


6. По источнику (по юридической силе): нормы законов, нормы подзаконных актов.

7. По методу регулирования: императивные (категорические), диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.

8. Специализированные нормы права: нормы-принципы( в кот сформулированы общие и отраслевые принципы и задачи), нормы-дефиниции (в которых содержится научно сформулированные определения юр понятий и категорий), нормы-начала( конституционные положения, закрепленные основы экономики, политики и гос устройства).


34.Понятие и виды форм (источников) прав.

Источники права - способы внешнего закрепления и выраже­ния правовых норм.

Виды источников права

1. Правовой обычай - санкционированное государством правило поведения, сложившееся в результате длительного повторения.

2. Юридический прецедент — судебное и административное ре­шение по конкретному делу, которому государство придает обще­обязательное значение. Как форма права традиционно действует в странах англосаксонской правовой системы. Прецедент- это решение суда или другого гос органа, по конкретному делу , обязательное при решении аналогичных дел в последующем, этим же судом, либо судами равными или ниже стоящими.

3. Нормативно-правовой акт - официальный документ, приня­тый компетентным государственным органом в установленном по­рядке и содержащий общеобязательные правила поведения. Признаки: имеет внутреннюю структуру, соответствует правилам законодательной техники, п.а. издается уполномоченными субъектами их правомочия устанавливаются конституцией РФ и Федеральными законами о разграничении полномочий, издается субъектами в пределах их компетенции, п.а. входит в единую систему законодательства.

Виды НПА(по юр силе): законы ( НПА издаваемые законод органом или принимаемым путем референдума в особом законод порядке, обладающий высшей юр силой и регулирующий наиболее важные общ отношения). Виды законов: 1) К. 2)Фед.Конст законы.3) ФЗ. 4) Законы субъектов; подзаконные акты ( нпа, который принимается различными гос органами управления). Виды п.а.: 1) Указы президента РФ, акты ПРФ могут быть нормативными(адресованы неопределенному кругу лиц) и ненормативными, 2)Постановления правительства РФ (на основании К,действующих законов, указов президента), 3) Акты фед органов исп власти(ведомственные акты: приказы,инструкции,положения). Все акты фед-го органа исполн власти затрагивают права и интересы граждан подлежат гос регистрации в Минюсте РФ. Условиями их действия является официальное опубликование. 4) Местные акты (в том числе акты местного самоуправления) 5.Локальные подзаконные акты (внутриорганизационные акты) – н.а. принимаемые непосредственно на конкретном предприятии учредителями организации.

4. Договор нормативного содержания (как правило, междуна­родно- правовой) - соглашение двух или более субъектов, содержа­щее общеобязательные юридические нормы. Признаки: нормативность, добровольное волеизъявление сторон.


5. Правовая доктрина (юридическая наука) - теоретические по­ложения авторитетных ученых, которым в отдельных государствах придается обязательная юридическая сила. В РФ правовая доктрина не является источником права.

6. Религиозные тексты - священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической прак­тике.



35.Понятие и виды нормативных актов.

Нормативно-правовой акт - официальный документ, приня­тый компетентным государственным органом в установленном по­рядке и содержащий общеобязательные правила поведения.

Нормативный правовой акт является одним из основных ис­точников права нашей правовой системы.

Признаки нормативных правовых актов

1) официальный документ (имеет письменную форму);

2) содержит нормы права;

3) принимается компетентными государственными органами, не­государственными субъектами правотворчества (органами местно­го самоуправления) либо населением на референдуме;

4) принимается в особом процедурном порядке;

5) имеет свои реквизиты: наименование, заголовок, дата и место принятия, дата вступления в силу, подписи должностных лиц и др.;

6) имеет свою внутреннюю структуру (нормативный материал распределяется по частям, разделам, главам, статьям, пунктам).

Виды нормативных правовых актов

1. По отраслям права: административно-правовые, уголовно-пра­вовые, гражданско-правовые, земельно-правовые и др.

2. По сфере действия: федеративные, субъектов федерации, ор­ганов местного самоуправления, локальные.

3. По срокам действия: постоянные, временные.

4. По субъектам создания: акты законодательной власти, акты исполнительной власти, акты судебной власти, акты прокуратуры.

5. По субъектам исполнения: общие - адресованные любому субъекту, специальные - предполагают особого субъекта исполне­ния.

6. По юридической силе: законы, подзаконные акты.



36.Закон, верховенство в системе нормативных актов. Виды законов.

З-нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом государства либо непосредственно на референдуме в особом законодательном порядке, обладающий выс­шей юридической силой и регулирующий наиболее важные обще­ственные отношения.

Признаки закона

1) разновидность нормативных правовых актов; 2) принимается законодательным (представительным) органом либо непосредственно народом на референдуме;

3) принимается в особом процедурном порядке, закрепленном в Конституции, регламентами парламентов; 4) обладает высшей юридической силой;5) регулирует наиболее важные общественные отношения; 6) имеет особый порядок вступления в силу.

Виды законов

1. По юридической силе: Конституция РФ, федеральные консти­туционные, федеральные, субъектов федерации.

2. По времени действия: постоянные, временные, чрезвычайные (исключительные).

3. По кругу лиц: общего действия, специальные.


4. По сфере действия: общефедеральные (действующие на тер­ритории всей России), субъектов федерации (действующие на опре­деленной части территории России).

Подзаконные нормативные акты

Издаются компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение законов и содержит юри­дические нормы. По своему содержанию подзаконные акты, как пра­вило, являются актами различных органов исполнительной власти.

По субъектам издания и сфере распространения они подраз­деляются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные.

Общие - нормативные указы Президента; нормативные постанов­ления правительства.

Ведомственные - нормативные акты министерств и ведомств (по­становления, приказы, инструкции, положения, указания, решения коллегий и др.)

Местные - нормативные решения и постановления местных пред­ставительных и исполнительных органов власти (Совета, админист­рации). Акты органов местного самоуправления.

Внутриорганизационные (локальные) подзаконные акты-на уров­не отдельных учреждений, предприятий, заведений и т.п. (Уставы, Положения и др.).


37.Действие норм-х актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие во времени

Начинают действовать с момента вступления их в законную силу:

а) может быть указано в самом нормативном акте; б) с момента подписания;

в) с момента принятия; г) с момента опубликования; д) с точно указанной даты;

е) если таких указаний нет, то по истечении определенного срока после опубликования:

- законы РФ - по истечении 10 дней;

- нормативные акты Президента и Правительства- по истечении 7 дней;

ж) с момента фактического получения акта исполнителями (для актов, не подлежащих публикации); з) ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня при­своения им порядкового номера государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ;

и) с возникновением определенных обстоятельств (чрезвычайное положение).

Неопубликованные законы не применяются (п. 3 ст. 15 Конститу­ции РФ).

Утрачивают юридическую силу

1) по истечении срока действия акта; 2) в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действо­вавший акт; 3) на основании прямого указания компетентного органа о его отмене; 4) изменение обстоятельств.

Обратная (во времени) сила закона (ретроактивность)

Закон обратной силы не имеет (общее правило). Исключение:

- в самом законе говорится о том, что его нормы имеют обратную силу; - если закон смягчает или устраняет ответственность. Переживание закона - закон (либо его часть), утративший силу, по специальному указанию может продолжать регулировать отдель­ные общественные отношения.

Действие нормативных актов в пространстве (по территории)

Территориальное действие (в пределах территории государства):

- акты федеральных органов действуют на всей территории госу­дарства;