Файл: Педиатрия_часть_2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 11046

Скачиваний: 215

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

72 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 68 [K000499]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Ребѐнок 5 лет (вес - 25 кг) заболел остро в 5 часов утра, когда внезапно появилась 

обильная рвота и водянистый стул. В течение нескольких часов стул повторился 4 раза, 
был обильный. Появились судороги в икроножных мышцах, обморочное состояние.

 

Из  анамнеза  было  выяснено,  что  ребѐнок  накануне  заболевания  вернулся  из 

туристической поездки в Индию, где находился с родителями в течение 7 дней. 

 

При  осмотре  ребѐнок  заторможен,  на  вопросы  отвечает  медленно.  Температура 

36,1°С,  руки  и  ноги  холодные  на  ощупь.  Кожные  покровы  бледные  с  серым  оттенком, 
цианоз  губ,  акроцианоз.  Глаза  запавшие.  Слизистые  рта  сухие,  гиперемированы.  Язык 
обложен  белым  налѐтом,  сухой.  Тургор  мягких  тканей  и  эластичность  кожи  снижены. 
Дыхание  поверхностное,  до  30  в  минуту,  в  акте  дыхания  участвует  вспомогательная 
мускулатура. Тоны сердца очень глухие, ритмичные. На верхушке сердца выслушивается 
мягкий  систолический  шум.  ЧСС  –  140  в  минуту.  Пульс  слабого  наполнения  и 
напряжения, АД – 80/40 мм рт. ст. Живот втянут, при пальпации умеренно болезненный в 
околопупочной области. Печень, селезѐнка не пальпируются. При осмотре была обильная 
рвота  «фонтаном»  и  жидкий  водянистый  обильный  стул  по  типу  «рисового  отвара»  без 
патологических примесей. Диурез снижен.

 

Вопросы:

 

1. Сформулируйте клинический диагноз.

 

2. Проведите обоснование клинического диагноза.

 

3. Ваша тактика по ведению больного.

 

4. Укажите методы исследования для подтверждения диагноза.

 

5. Составьте план противоэпидемических мероприятий в семье больного.

 

 


background image

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

73 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 69 [K000500]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Ребѐнок 2 лет (масса тела - 12 кг) заболел остро: повысилась температура тела до 

39,4°С,  появилась  рвота  1  раз,  боли  в  животе.  Через  три  часа  появился  обильный  стул, 
сначала  3-кратно  жидкий,  затем  к  концу  суток  стул  стал  скудным,  жидким,  в  виде 
«плевка»  со  слизью  и  прожилками  крови.  На  второй  день  температура  37,8°С,  рвота  2 
раза, стул 8 раз, необильный с прожилками крови, гноя. Мальчик весь день жаловался на 
боль в животе.

 

При  осмотре:  состояние  средней  тяжести,  температура  тела  –  38,0°С.  Вялый, 

жалуется  на  периодические  боли  в  животе.  Часто  просится  на  горшок.  Аппетит  снижен, 
пьѐт  охотно.  Кожные  покровы  бледные,  чистые.  Тургор  тканей  сохранѐн.  Слизистые 
оболочки  полости  рта  розовые,  влажные,  налѐтов  нет.  Язык  сухой,  обложен  белым 
налѐтом  в  центре.  В  лѐгких  перкуторно  определяется  ясный  лѐгочный  звук. 
Аускультативно  дыхание  жѐсткое,  хрипы  не  выслушиваются.  Частота  дыхания  –  30  в 
минуту.  Тоны  сердца  ясные,  приглушены,  патологических  шумов  нет,  ЧСС  –  136  в 
минуту. Пульс хорошего наполнения, ритмичный. Живот участвует в акте дыхания, слегка 
втянут, при пальпации мягкий, болезненный в левой подвздошной области. Пальпируется 
сигмовидная кишка, спазмированная, болезненная. Отмечается урчание по ходу толстого 
кишечника. Симптомов раздражения брюшины нет. Анус податлив. Печень, селезѐнка не 
пальпируются. 

 

Во время осмотра ребѐнок вновь попросился на горшок. Стул осмотрен - скудный, 

с большим количеством слизи и прожилками крови. Мочеиспускание не нарушено.

 

Вопросы:

 

1. Сформулируйте клинический диагноз.

 

2. Проведите обоснование клинического диагноза.

 

3. Составьте план обследования больного для подтверждения этиологии заболевания.

 

4. Предложите препарат для этиотропной терапии и обоснуйте его выбор.

 

5. Составьте план лечения больного.

 

 


background image

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

74 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 70 [K000501]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Ребѐнок 6 лет посещает детский сад. Заболел остро с подъѐма температуры тела до 

39°С,  появления  боли  в  околоушной  области  справа,  усиливающейся  при  глотании  и 
жевании.  На  следующий  день  мама  отметила  слегка  болезненную  припухлость  в 
околоушной  области  справа,  затем  слева.  На  4  день  болезни  вновь  повысилась 
температура тела до 38,7°С, утром появилась сильная головная боль, повторная рвота. 

 

При  осмотре  состояние  ребѐнка  средней  тяжести  за  счѐт  явлений  интоксикации. 

Вялый.  Температура  тела  -  39,1°С.  Жалуется  на  резкую  головную  боль  в  лобной  и 
теменной  областях.  При  осмотре  кожные  покровы  чистые,  обычной  окраски.  Слизистые 
ротовой  полости  слабо  гиперемированы,  налѐтов  нет.  В  околоушной,  подчелюстной 
областях с обеих сторон отмечается лѐгкая припухлость и болезненность при пальпации. 
В лѐгких – везикулярное дыхание, хрипов нет, ЧДД – 28 в минуту. Сердечные тоны ясные, 
ритмичные, ЧСС - 128 в минуту. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезѐнка не 
пальпируются.  Стул  и  диурез  в  норме.  Неврологический  статус:  в  сознании,  но 
заторможен,  на  вопросы  отвечает  с  задержкой,  неохотно.  Отмечается  выраженная 
ригидность  затылочных  мышц,  положительные  симптомы  Кернига  и  Брудзинского. 
Очаговых симптомов поражения нервной системы не выявлено. Ребѐнок не вакцинирован 
в связи с отказом матери.

 

Вопросы:

 

1. Предположите наиболее вероятный диагноз.

 

2. Обоснуйте поставленный Вами диагноз.

 

3. Тактика ведения больного, включая план обследования.

 

4. Разработайте план лечения.

 

5.  Разработайте  план  противоэпидемических  и  профилактических  мероприятий  в 
детском саду.

 

 


background image

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

75 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 71 [K000504]

 

Инструкция:  ОЗНАКОМЬТЕСЬ  С  СИТУАЦИЕЙ  И  ДАЙТЕ  РАЗВЁРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Ребѐнок  в  возрасте  полутора  лет.  Заболел  остро,  когда  утром  повысилась 

температура  до  39°С.  После  приема  Парацетамола  температура  снизилась  до  38,7°С  и 
сохранялась  на  субфебрильных  цифрах  в  течение  суток.  Отмечалась  слабость,  вялость, 
отказ  от  еды.  Ребѐнок  был  очень  сонлив,  заторможен,  постоянно  спал.  На  второй  день 
утром температура тела повысилась до 40°С. Мать заметила необильную розовую сыпь на 
коже бѐдер, ягодиц и вызвала скорую помощь. Ребѐнок осмотрен врачом скорой помощи, 
который ввѐл внутримышечно литическую смесь.

 

При  осмотре:  состояние  ребѐнка  расценено  как  тяжѐлое.  Температура  -  38,5°С, 

ЧДД – 50 в минуту, ЧСС – 155 в минуту. АД – 90/50 мм рт. ст. 

 

В  сознании,  но  очень  вялый,  на  осмотр  реагирует  негативно,  плачет.  Кожные 

покровы  бледные  с  цианотичным  оттенком,  усиливающимся  при  беспокойстве.  На 
ягодицах,  задних  поверхностях  бѐдер,  голеней  имеется  необильная  геморрагическая 
«звѐздчатая»  сыпь  с  некрозом  в  центре,  размером  от  0,5  до  1,5  см,  не  исчезает  при 
надавливании. В ротоглотке отмечается гиперемия нѐбных дужек, миндалин, зернистость 
задней  стенки  глотки,  налѐтов  нет.  В  лѐгких  дыхание  учащено,  жѐсткое,  хрипы  не 
выслушиваются.  Тоны  сердца  приглушены,  ритмичны.  Живот  мягкий,  безболезненный. 
Печень и селезѐнка не  пальпируются.  Последний раз мочился час назад. Стула не было. 
Менингеальных знаков нет.

 

Вопросы:

 

1. Сформулируйте полный клинический диагноз.

 

2. Обоснуйте поставленный Вами диагноз.

 

3. Тактика ведения больного.

 

4. Специфическая профилактика данного заболевания.

 

5. Противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции.

 

 


background image

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

76 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 72 [K000505]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

У девочки 3 лет отмечаются слабость, снижение аппетита, тошнота, боли в правом 

подреберье, тѐмная моча, обесцвеченный кал. 

 

Из анамнеза известно, что заболела 5 дней назад, когда повысилась температура до 

37,8ºС,  появилась  тошнота,  рвота,  разжиженный  стул.  К  врачу  не  обращались,  мама 
лечила ребенка сама: давала Парацетамол, Фуразолидон. На 4-й день болезни температура 
снизилась до 37,0ºС, но мама заметила тѐмную мочу и обесцвеченный кал. Обратились к 
врачу-педиатру участковому.

 

Объективно  при  осмотре  состояние  средней  тяжести.  Температура  тела  -  36,8ºС. 

Отмечается  иктеричность  кожи  и  склер.  В  зеве  без  патологии.  Язык  обложен  белым 
налѐтом.  В  лѐгких  дыхание  везикулярное,  хрипов  нет,  ЧД  –  28  в  минуту.  Тоны  сердца 
ясные,  ритмичные.  ЧСС  –  106  в  минуту.  Живот  мягкий,  болезненный  при  пальпации  в 
правом  подреберье.  Печень  выступает  на  2,5  см  из-под  рѐберной  дуги  по 
среднеключичной  линии,  болезненная  при  пальпации.  Селезѐнка  не  увеличена.  Моча 
тѐмно-жѐлтого цвета.

 

Из эпидемиологического анамнеза известно, что в детском саду, который посещает 

ребѐнок,  были  случаи  подобного  заболевания.  Привита  по  возрасту.  Со  слов  мамы, 
никаким  хирургическим  вмешательствам  ребѐнок  не  подвергался,  кровь  и  плазму  не 
переливали, за пределы города в течение последних 3 месяцев не выезжала. 

 

В  общем  анализе  крови:  эритроциты  -  4,5×10

12

/л,  гемоглобин  –  120  г/л,  цветовой 

показатель – 0,9, лейкоциты - 5,1×10

9

/л, эозинофилы – 1%, палочкоядерные нейтрофилы – 

1%,  сегментоядерные  нейтрофилы  –  47%,  лимфоциты  –  42%,  моноциты  –  9%,  СОЭ  –  5 
мм/ч.

 

Биохимия крови: билирубин – 126 мкмоль/л, прямой – 86 мкмоль/л, непрямой – 40 

мкмоль/л, активность АЛТ – 402 Ед/л, тимоловая проба – 12 ЕД.

 

Вопросы:

 

1. Предположите наиболее вероятный диагноз и определите стационар для 
госпитализации больной.

 

2. Обоснуйте поставленный Вами диагноз.

 

3. Разработайте план обследования больного.

 

4. Какой механизм передачи инфекции наиболее вероятен в данной клинической 
ситуации? Обоснуйте свое решение.

 

5. Разработайте план противоэпидемических и профилактических мероприятий.