Файл: Организационная структура управления персоналом (на примере ООО «Листригон»).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организационной структуры управления персоналом организации
1.1. Сущность и значение управления персоналом в менеджменте организации
1.2. Специфика управления персоналом в гостиничном бизнесе
Глава 2. Анализ организационной структуры управления персоналом (на примере ООО «Листригон»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности
2.2. Анализ структуры и динамики персонала организации
2.3. Анализ методов и технологий управления персоналом ООО «Листригон»
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию методов управления персоналом ООО «Листригон»
Таким образом, на основе проведенных исследований можно сделать вывод, что управление персоналом является одним из важнейших направлений деятельности предприятия и считается основным критерием его экономического успеха. Важным фактором, позволяющим повысить эффективность управления персоналом на предприятии является наличие и содержание политики развития персонала предприятия, которая должна предусматривать наличие адаптационных программ, систем и программ обучения, повышения квалификации и возможности саморазвития личности.
Современные системы управления на большинстве предприятий характеризуются активным использованием новых подходов, учетом внешних и внутренних факторов, стратегической направленностью. Ее задачей является создание необходимых и максимально комфортных условий для формирования и реализации мощного трудового потенциала, который по количественным и качественным характеристикам должен соответствовать потребностям и целям предприятия.
Под технологией управления персоналом понимают совокупность приемов, способов, форм и методов воздействия на персонал в процессе его найма, использования, развития и освобождения с целью получения лучших результатов трудовой деятельности[11]. Необходимо отличать понятие «кадровые технологии» и «персонал-технологии», их сущность и различия приведены на рис. 2.
Технологии управления персоналом
Кадровые технологии – профессиональные приемы относительно работы с персоналом, которые обеспечивают выполнение целевых задач кадровой деятельности
Персонал-технологии – совокупность методов управления персоналом, ориентированных на оценку и усовершенствование человеческих ресурсов предприятия
Используются преимущественно в конкретной ситуации и реализуются через консультационный процесс
Используются постоянно во время подготовки и принятия управленческих решений относительно персонала
Разрабатываются на предприятии и имеют преимущественно традиционные формы
Разрабатываются вне предприятия и адаптируются к его культуре в соответствии с требованиями практической результативности
Рисунок 2. Виды технологий управления персоналом[12]
Именно персонал-технологии позволяют минимизировать расходы на управление персоналом предприятия, что способствует повышению эффективности его использования.
Важной функцией системы управления персоналом является контроль, который обеспечивает обратную связь и отображение эффективности практически всех процессов, из которых состоит эта система[13]. Основными формами контроля является оценка соответствия работника должности, которую он занимает, аттестация кадров, оценка работы. Последняя форма является наиболее важной, поскольку устанавливается конечный результат деятельности работника. При этом важно изучать и сам процесс деятельности работника. В сфере услуг среди персонал-технологий контроля работы персонала используют методику «Тайный покупатель» («Mistery Shopping»). Согласно ей, на основе структурированного, скрытого наблюдения, которое проводится заранее подготовленными «покупателями», получают анонимную оценку и осуществляют мониторинг качества обслуживания клиентов, уровня предоставления услуг, соблюдения правил мерчандайзинга и выкладки продукции и тому подобное.
Информатизация общества и развитие информационных технологий в значительной мере отразились на системе управления персоналом. информатизация кадровой работы позволила повысить эффективность управления персоналом на основе обеспечения полноты, оперативности, комплексности, системности и достоверности информации, необходимой для принятия кадровых решений, а также расширение возможностей по ее накоплению, сохранению и обработке. Информационные персонал-технологии связаны с Автоматизированной информационной системой управления персоналом и организацией автоматизированного рабочего места работника, роль которых заключается в предоставлении необходимого технического и информационного обеспечения[14].
Таким образом, в современных условиях идет процесс развития и обновления концепции управления персоналом, при этом совершенствуются как системы управления персоналом, так и используемые инструменты и методы. Работник с его личностными и профессиональными характеристиками из объекта управления превратился в объект изучения с целью разработки и применения таких технологий, которые позволят создать наилучшие условия для реализации потенциала работников и максимального удовлетворения их ожиданий и потребностей. Учитывая это, необходима активизация использования современных персонал-технологий, соответствующих условиям бизнес-среды, а также дающих возможность решать текущие вопросы трудовой деятельности персонала и способствующих повышению эффективности управления персоналом.
1.2. Специфика управления персоналом в гостиничном бизнесе
Управление персоналом является одной из важнейших функций предприятий гостиничного хозяйства. Успех и процветание гостиницы зависит не только от архитектурного планирования здания, интерьера и его материально-технической базы, но и в большей степени от высококачественного обслуживания, что невозможно без профессионально подготовленного персонала.
Стремление к повышению качества предоставляемых услуг не столько самоцель, сколько объективная реальность, обусловленная законами рынка и конкуренции. С другой стороны, в условиях интернационализации мировой экономики создаются условия для расширения рынков товаров, услуг, труда и капитала. И, безусловно, главным богатством любого средства размещения является его персонал, именно те исполнители, на которых возложена ответственность за предоставления услуги и качество самой услуги, то есть то, что формирует индивидуальность предприятия[15].
Персонал предоставляет клиенту не просто обслуживание, а гостеприимство и достигает своей главной цели - удовлетворенности клиента, которая иногда важнее, чем получение прибыли. Именно люди, которые работают в отеле, создают то, что в будущем приносит или успех или неудачу предприятию.
Исследователи в этой области соглашаются, что человек остается важнейшим источником поступательного развития сферы услуг в общем и гостиничного хозяйства в частности, при условии создания благоприятных условий для раскрытия организаторского, творческого и интеллектуального потенциала работников[16].
Эффективное функционирование любой организации, которая специализируется на предоставлении услуг, прежде всего, определяется степенью развития ее персонала. Предприятия гостиничной сферы - не исключение.
Для предприятий сферы «гостеприимства» развитие персонала особенно актуально, поскольку уровень обслуживания гостей, формирующий собственный имидж компании, зависит непосредственно от персонала.
Важнейшим показателем работы любого отеля является уровень обслуживания гостей, а он, в свою очередь, зависит от качества работы персонала. Таким образом, развитие персонала является неотъемлемой составляющей обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности отеля.
Развитие персонала - это системно организованный процесс непрерывного профессионального обучения работников для подготовки их к выполнению новых производственных функций, профессионального и квалификационного продвижения, формирования резерва руководителей и совершенствования социальной структуры персонала[17].
Традиционно сформировалось две стратегии развития персонала.
Первая стратегия - так называемое ситуативное обучение, когда соответствующие мероприятия проводятся для конкретных проблем. При этом есть два варианта: пригласить тренера - фрилансера или провести корпоративный тренинг именно для сотрудников данной компании. Причем, во втором случае программа тренинга строится специально для конкретного предприятия с учетом специфики деятельности, корпоративной культуры, целей и задач.
Вторая стратегия называется системной и заключается в создании в пределах отдела персонала подразделения, задача которого состоит в создании полноценной системы обучения сотрудников по четко определенному списку компетенций. Системное обучение также может проводиться по двум схемам: организация мероприятий собственными силами и сотрудничество с консалтинговыми агентствами.
Для предприятий сферы гостиничного бизнеса оптимальным будет сочетание этих двух стратегий, то есть создание специального подразделения и проведение системных мероприятий по развитию персонала с одной стороны, и участие сотрудников в различных ситуативных тренингах.
При использовании любой из указанных стратегий можно использовать различные учебные программы.
Если в качестве классификационного признака брать наличие профессионального контакта с клиентами, то персонал отеля, а соответственно и программы для него можно разделить на две большие группы:
1. Обучение персонала, который не контактирует с клиентами отеля. К этой группе относится в первую очередь высшее руководство отеля, работники бухгалтерии, отдела кадров, а также охранники, уборщики, повара и другие.
2. Программы для персонала, контактирующего с клиентами. Это, прежде всего, администратор гостиницы, работники фронт-офиса, портье, горничные, официанты, работники служб гостиницы, предоставляющие гостям дополнительные услуги[18].
Для первой группы главный акцент в обучении следует делать именно на профессиональных навыках. Для данной категории персонала более эффективным будет использование системной стратегии.
Для второй категории сотрудников помимо повышения профессиональных навыков очень важно умение общаться с клиентами, особенно в нестандартных ситуациях. В этом случае эффективным будет применение ситуативной стратегии обучения, в том числе проведение ролевых игр, которые могут смоделировать различные необычные ситуации, или просто проверить поведение людей в том или ином случае.
Не следует также забывать, что даже самая лучшая программа не будет эффективной в том случае, когда «ученик» не проявляет желания учиться. Именно поэтому важным моментом развития персонала является его мотивация. Система стимулов для каждой категории работающих связывается с участием в прибылях, продвижением по службе, предоставлением различных социальных льгот и тому подобное. По сути, система вознаграждений является эквивалентом статусу и официальному признанию конкретных работников. Следует помнить, что эффективность мотивации зависит от возможностей реализации индивидуального подхода к формированию системы вознаграждений различных категорий работающих и в пределах отдельных категорий персонала[19].
Сегодня практика подтверждает актуальность того факта, что работу большинство сотрудников предприятий гостиничного хозяйства воспринимают только как средство выживания. С одной стороны, это не дает основания делать оптимистические прогнозы по повышению трудовой активности работников, а с другой - является основанием для разработки и внедрения новой кадровой стратегии, способствует разрушению негативных управленческих стереотипов и перехода от командных форм и авторитарного стиля руководства к демократическим, ориентированным на конкретного человека, методам управления[20].
Однако изменение роли работника приводит к необходимости изменения системы стимулирования труда, как инструмента дифференциации оплаты труда в зависимости от сложности, условий труда, важности работы в различных ее модификациях, чаще с преобладанием оплаты умственного труда над физическим. Ведь учета заслуг, благодарность за выполненную работу усиливают стимулы к труду. Мотиваторами служат не только различные премии, а и памятные подарки и т.д. (рис. 3).
Рисунок 5. Мотиваторы эффективной работы персонала на предприятиях гостиничного бизнеса[21]
Один из самых действенных мотивов творческого труда - продвижение по службе. Большое значение имеет и возможность приобрести акции гостиницы, что создает для работника впечатление совладельца. Еще более значимыми и эффективными могут оказаться морально-психологические стимулы, арсенал которых достаточно велик[22].