ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 240
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Предложения по проведению Масленицы. «Широкая Масленица — 2015».
Проведите Масленицу 2015 на природе, не пожалеете! Как организовать Масленицу?
Учебно-методический комплекс дисциплины
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени:
1.6.2. Содержание разделов дисциплины:
1. Основы этнической педагогики.
2.Основы этнической психологии.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения:
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:
Список дополнительной литературы
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины
1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.
1.13 Примерная тематика рефератов.
Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий).
Словарь терминов (глоссарий) по изучаемым темам.
Раздел 1. Основы этнической педагогики
Тема 1.1 Теоретические основы этнической педагогики
Тема 1.2Народное воспитание в наследии классиков педагогики
Тема 1.3Народный идеал воспитания
Тема 1.4 Средства народной педагогики
Тема 1.5Факторы народного воспитания
Раздел 2. Основы этнической психологии
Тема 2.1Теоретические основы этнопсихологии как научной дисциплины
Тема 2.2 Этничность и этническая идентичность
Тема 2.3 Этнические стереотипы в процессе межэтнического общения
Тема 2.4Этнокультурные различия и психология межэтнических отношений
Раздел 5. Практикум по решению задач. Нет
Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы
Национальная специфика семейных отношений. Этические требования этнопсихологической диагностики. Принципы психодиагностики семейных отношенийпредставителей различных наций и народов.
Этнопсихологические особенностипроцесса формирования семейных отношений. Этапы формирования семейных отношений.
Этнопсихологическая характеристика конфликтов в семейных отношениях. Конфликты в семейных отношениях на национальной почве. Типы семей: благополучная, кризисная, невротическая.
Этноспецифические особенности психологической помощи в семейных отношениях. Направления психологической помощи в семейных отношениях. Психологическая помощь представителям моно - и разноэтнических семей. Психологическая профилактика и психологическое консультирование семей представителей конкретных этнических общностей. Задачи психоконсультирования, осуществляемые этнопсихологом.
Основная литература:
1.Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. – М.: Изд. Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002.
2.Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.
3.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.
4.Образование родителей и школа: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.Г.Петряевской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
Дополнительная литература:
1.Брудная Л.И. Энциклопедия обрядов и обычаев. – СПб., 1997.
2.Сахипова Р.А. Народные традиции заботливого отношения к людям: Монография. – Набережные Челны, 1997.
3.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
Лекция 7. Теоретические основы этнопсихологии как научной дисциплины (2 часа)
План:
1. Предмет и основные направления этнической психологии.
2.Этническая психология в системе наук о человеке.
3.Зарубежные и отечественные теоретические подходы к изучению психологии народов.
Основные понятия:этнография, этнология, социальная психология, культурантропология, кросс-культурная психология, социальная антропология.
Тезисы
Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. О термине «этнопсихология» и сопряженных с ним терминах: этнография, этнология, социальная антропология и т.д. Наличие нескольких терминов для обозначения науки этнопсихологии во многом связано с тем, что она находится на стыке многих областей знания. В состав ее «близких и дальних родственников» включают многие научные дисциплины: социологию, лингвистику, биологию, экологию и т.д.
Подход к психологии как культурно-исторической науке в России (Л. С. Выготский). В нашей стране этнопсихология рассматривалась: как субдисциплина этнографии; как область знания на стыке этнографии и психологии, находящаяся ближе либо к этнографии, либо к психологии; как раздел психологии.
За рубежом этнопсихология получила значительное развитие. В результате возникли два направления этнопсихологии:
-этнологическое, которое в наши дни чаще всего называют психологической антропологией,
-психологическое, для обозначения которого используют термин сравнительно-культурная (или кросс-культурная) психология.
Решая одни и те же проблемы, культуроантропологи и психологи подходили к ним с разными концептуальными схемами. Различия в их исследовательских подходах:
emic - культурно-специфичный подход, стремящийся понять явления,
etic - универсалистский, объясняющий изучаемые явления.
Выделяют следующие основные особенности emic подхода, изучающего какие-либо компоненты культуры:
-изучается только одна культура со стремлением ее понять;
-используются специфичные для культуры единицы анализа и термины носителей культуры; книги, написанные с этих позиций, как правило, даже содержат словарь основных понятий на языке изучаемой культуры;
-любые элементы культуры, будь то жилище или способы социализации детей, изучаются с точки зрения участника, изнутри системы.
Предметом психологической антропологии, опирающейся на emic подход, являются систематические связи между психологическими переменными, т.е. внутренним миром человека, и этнокультурными переменными на уровне этнической общности.
Основные особенности etic подхода:
-изучаются две или более культур со стремлением объяснить межкультурные различия и межкультурное сходство;
-используются единицы анализа и сравнения, которые считаются свободными от культурного влияния;
-исследователь занимает позицию внешнего наблюдателя, стремясь дистанцироваться от культуры;
-структура исследования и категории для ее описания, а также гипотезы конструируются ученым заранее.
Этнопсихология - как изучение систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей.
Ветви этнопсихологии - психология межэтнических отношений, является составной частью социальной психологии
Психологическая антропология только использует психологические понятия и методы, следовательно, связана с ней косвенно. Сравнительно-культурные исследования проводятся в рамках разных отраслей психологии: общая психология изучает обусловленные культурой особенности восприятия, памяти, мышления и т.п.; индустриальная психология - проблемы организации труда и управления; возрастная психология - методы воспитания детей. Особое место занимает социальная психология, так как сравнению подвергаются не только закономерности поведения индивидов, малых групп и организаций, обусловленные их включенностью в этнические общности, но и психологические характеристики самих этих общностей.
Основная литература:
1.Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология: Учебное пособие для студентов вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
2.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М:, Институт психологии РАН Акад. проект, 1999 г.
3.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов \ 3-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2003.
4.Современная этнопсихология. Хрестоматия / Под ред. А.Е. Тараса. - М. Харвест
Дополнительная литература:
1.Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М: «Ключ-С», 1999г.
2.Mud M. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.
3.Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию.- М., 1996.
Лекция 8. Этничность и этническая идентичность (2 часа)
План:
1.«Этничность» и «этническая идентичность»: соотношение понятий
2.Типы этнической идентичности
3.Функции этнического самосознания.
Основные понятия:Этничность, этническая идентичность, этническое самосознание, аффилиация, рефлексия, примордиалистский подход, конструктивизм, инструментализм, этнический стереотип поведения, этническая роль.
Тезисы
Согласно современной теории аффилиации, каждому человеку в той или иной степени присуща потребность принадлежности к группе. Для большинства людей в неустойчивой ситуации переходного общества семейная и этническая принадлежность (восприятие себя членом «семьи» - маленькой или большой) становится наиболее приемлемым способом вновь ощутить себя частью некоего целого, найти психологическую поддержку в традиции. Отсюда - повышенное внимание к этнической идентификации, потребность консолидации этнической общности, попытки выработки интегрирующего национального идеала в новых социальных условиях, «охранение» и обособление своей национальной мифологии, культуры, истории.
Для этнопсихолога, работающего на основе феноменологии этнического самосознания, этническая идентичность не является его синонимом. С одной стороны, этническая идентичность уже. Это когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания. С другой - шире, так как содержит в себе также слой бессознательного. В силу этих различий этническая идентичность должна изучаться, во-первых, как концентрированная форма и главная характеристика этнического самосознания и, во-вторых, как его «изнанка» - этническое бессознательное».
В основе идентичности лежит, идентификация себя с той или иной группой, принадлежности к чему-то большему и отличному от самого человека. В этот смысле, этническую идентичность можно рассматривать как тот смысловой коридор, как ту совокупность смыслов, представлений, ценностей, символов и т.д., которые и позволяют осуществить этническую идентификацию. Этническая идентичность может рассматриваться как принадлежность личности в связи с ее идентификацией с этнической группой. В то же время, то, что позволяет группе поддерживать свою целостность и свое отличие от других вне зависимости от идентификации той или иной конкретной личности, так сказать, «самое само» этноса, может быть названо этничностью, которая, в зависимости от того или иного подхода к природе этничности может рассматриваться либо как примордиальная сущность этноса, либо как определенные рационально структурируемые структуры идентичности. Этническая самоидентификация личности может рассматриваться, как процессе присвоения этничности и превращения ее в этническую идентичность, либо же как процесс вхождения в структуры идентичности, и приписывания себе в них определенного места, которое и может быть названо этнической идентичностью.
Для различения между этими двумя понятиями, между этничностью и этнической идентичностью (С. Лурье) формула «двойное дно этничности», в которой отражается различие между этнической культурой, для «внешнего» пользования и этнической культурой для «внутреннего» пользования. Первую мы могли бы соотнести с аспектом этнической идентичности, выставляемой как щит в ситуации оппозициональности или конфликта с представителями другой культуры, вторая же служить для внутренней консолидации этноса и поддержания связей в нем. С. Леви ставится проблема двойных этнических границ то есть границ, определяемых изнутри группы, и границ, как они представляются внешнему наблюдателю. Внешние границы являются результатом межэтнического взаимодействия, а внутреннее определяется обладанием членами группы неким общим культурным знанием.
Этническая идентичность в узком смысле является одним из компонентов этничности в узком смысле, а этничность - это именно то, что осваивается и закрепляется через этническую идентичность.
Этничность - зависимая переменная. Она возрастает или ослабевает в соответствии с внешними обстоятельствами. Этничность связывает и солидаризует на основе группового членства. Солидарность в качестве одного из главных признаков этничности выделяется большинством исследователей. Этничность по сути своей конфронтационна. Она есть функция отношений с другими этническими группами, которые складываются по принципу оппозиции. Этничность - категория «эмоционально-нормативная». Достоинство, гордость, обиды, страхи являются важнейшими критериями межэтнического сравнения. Эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида. Эмоциональные императивы влияют на образы восприятия и в значительной степени объясняют иррациональность поведения сторон в этнических конфликтах. В англоязычной традиции - «этно» используется чаще всего в значении «народный», то есть нечто принятое в народе. В этом случае этнопсихология должна была бы пониматься по аналогии с этноботаникой, этноэкологией и т. п. в значении народного представления о психологии.
Оппозиционалистский подход. На этническую идентичность смотрят как на нечто, проявляющее себя в процессе взаимодействия. Более того, все большим числом исследователей этническое взаимодействие трактуется как решающий фактор в достижении этнической идентичности. Так, П. Берге утверждал, что этничность может расти или ослабевать в ответ на внешние условия. В качестве источника этнической идентичности часто понимались притеснения и гонения, переживаемые этническими группами. Таким образом, этническую идентичность рассматривают как следствие межэтнических отношений.
Самоприписывание, как одна из самых существенных характеристик в определении этнической идентичности: «этничность как осознанное поле коммуникации и взаимодействия, основанное на идентификации себя в качестве отличающегося от других». В любом случае, большинство современных определений этничности включают в себя и объективные (культурная база) и субъективные (самоприписывание) характеристики.
Концепция «этнической роли», исполнение которой строится на общем для группы «культурном знании». То «культурное знание», на котором строятся внутриэтнические отношения, гораздо более сложное и гораздо менее структурированное, чем то, на котором строятся межэтнические отношения. Но именно на основании этого «знания» и способности вести себя адекватно своей этнической роли каждый человек и рассматривается в качестве члена или не члена этнической группы.