ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 253

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Гигиена как наука, ее цель, содержание, задачи, связь с другими науками.! Профилактика и ее разновидности. Значение знаний гигиены для врача, в частности врача-стоматолога.

2. Питание как социально-гигиеническая проблема.

3.Функция Пиши.

4. Понятие рациональное питание. Законы рационального питания.!

5.. Нормы физиологических потребностей населения в основных пищевых веществах и энергии.!

9. Физиолого-гигиеническое значение углеводов в питании, потребности в них, основные их

10. Физиолого-гигиеническое значение витаминов в питании, потребности в них, классификация, основные источники поступления.!

11. Причины развития витаминной недостаточности. Антивитамины.!

12. Минеральные соли, их физиолого-гигиеническое значение,

14. Причины недостаточности минеральных веществ в организме. Деминерализующее факторы.!

15.Причины недостаточности железа в пишевом рационе.Основные источники.

16. Кариесогенные факторы.!

17. Классификация алиментарных заболеваний.!

18.Значения молоко и молочной продукт. Значение в рациональном питании

19.Значение мяса имясных продукт .Значение в рациональном питании

20, .Значение рыбы и рыбныхных продукт .Значение в рациональном питании

21. Пищевая и биологическая ценность пищевых продуктов растительного происхождения: злаки, бобовые, овощи, фрукты, ягоды, использования в рациональном питании.!

22. Значение рациональном питании хлебобулочных крупяных и мучных изделий

23.Пищевые отравления, классификация

24.25.26.27.Бактериалъные,Микробные, немикробные.Пищевые отравленияю.Профилактика.

29.Биологическое действие инфракрасного и видимого излучения Солнца.!

30.Гигиеническая характеристика ультрафиолетовой части солнечного спектра. Методы

31. Применение для профилактики "светового голодания" и заболеваний. Ультрафиолетовой радиации.!

32. Гигиеническое значение естественного освещения. Методика определения показателей природнго освещения.

33.Методы гигиенической оценки естественного освещения, показатели, оценка результатов.!

34.Гигиенические требования к искусственному освещению помещений. Единица.

35.Методика гигиенической оценки искусственного освещения помещений различного назначения, показатели его, оценка результатов.!

36.Гигиеническая характеристика источников искусственного освещения. Виды и системы искусственного освещения. Осветительная арматура и ее гигиеническая оценка.!

37. Микроклимат, его параметры и разновидности. Методика определения микроклимата закрытых помещений. Биоэтические проблемы поддержания микроклимата жилых и общественных помещений.!

38.Теплообмен организма с окружающей средой. Пути отдачи тепла организмом.!

39. Гигиеническое значение и нормирования температуры воздуха и радиационной температуры. Приборы.! Гигиеническое значение влажности воздуха, Абсолютная и Относительная влажность.

40.Гигиеническое значение движения воздуха в помещении и населенном пункте. Приборы. "Роза ветров", ее использование с гигиенической целью.!

41. Гигиенические требования к микроклимату жилых и общественных помещений, влияние на

43.Атмосферной давление, его изменения и их влияние на организм человека. Профилактика горной, кессонной болезни.!

44. Погода. Погодоформуючи и погодохарактеризуючи факторы. Медицинские классификации погоды. Санитарная охрана и биобезопасность атмосферного воздуха.!

45. Климат и факторы, его формируют и характеризуют. Характеристика и классификация климата с гигиенических позиций.!

46.Акклиматизация, фазы акклиматизации

47. Химический состав атмосферного воздуха, гигиеническое значение отдельных его составляющих.!

48.Вентиляция помещений и ее гигиеническое значение. Естественная и искусственная вентиляция.Показатели воздухообмена и вентиляции помещений.!

49. Труд как социально-гигиеническая проблема. Понятие о работе и труд. Физическая и

50. Производственные вредности и профессиональные заболевания.

51.Классификация производственных вредностей.!

53. Шум как производственная вредность, их физические характеристики, влияние на

54. Вибрация как производственная вредность, их физические характеристики, влияние на

56.Гигиеническое значение фтора питьевой воды. Кариес, эндемический флюороз, условия их возникновения и меры профилактики.!

57.Показатели органолептических свойств воды, их гигиеническое значение и использование при санитарном обследовании источников водоснабжения.!

58. Бактериологические (эпидемические) и химические показатели загрязнения питьевой воды, их характеристика.!

59.Источники загрязнения воды водоемов и процессы самоочищения воды в них. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения, их значение в улучшении качества воды.!

60.Методы обработки воды, их характеристика. Гигиеническая характеристика методов обеззараживания воды.!

62.Показатели эпидемической безопасности почвы, понятие санитарное число Хлебникова, коли-титр почвы, титр анаэробов, микробное число почвы.!

63. Нормирование качественного состава воды как один из путей предупреждения заболеваний

64, Методы исследования и оценки здоровья детей и подростков под влиянием факторов окружающей среды. Критерии комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков.!

65. Гигиенические требования к планированию, оборудованию и содержанию современных учебно-воспитательных и оздоровительных учреждений для детей и подростков.!

66. Гигиенические основы организации режима дня детей разных возрастных групп. Гигиенические требования к учебно-воспитательного процесса.!

67. Гигиенические требования к размещению больницы в населенном пункте. Требования к земельному участку и ее планирование. Зонирование больничной участка.!

68. Сравнительная гигиеническая характеристика современных систем застройки больниц.!

69. Значение внутреннего планирования лечебных учреждений и отделений для обеспечения гигиенических условий пребывания больных и работы персонала.!

71. Гигиеническая характеристика палатной секции, требования к набору помещений, назначение каждого из них.!

72. Гигиенические требования к планированию, обустройства и содержания операционных блоков.!

74, Помышение стоматологического кабінет,оснашения

75.Гигиенические требования к внутренной отделке,освешения,вентиляция.

77. Понятие о ионизирующее излучение, дозы и единицы их измерения.!

78. Качественная и количественная характеристика ионизирующих излучений и их источников.!

80. Радиационная безопасность пациентов.

82. Обеспечение защиты персонала рентгеновских отделений (кабинетов). Радиационный контроль, его виды. Меры защиты от чрезмерного рентгеновского облучения.?

83. Основные виды лучевых поражений организма, условия их возникновения, меры профилактики. Биоэтические аспекты влияния радиационного фактора на человека.

84. Гигиенические основы здорового образа жизни. Личная гигиена в современных условиях.

85. Гигиена тела и полости рта. Средства гигиены полости рта и их гигиеническая оценка.!

88 Гигиена умственного труда .

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К итоговым контролем С ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ Для студентов 2 курса стоматологического факультета

1. Гигиена как наука, ее цель, содержание, задачи, связь с другими науками.! Профилактика и ее разновидности. Значение знаний гигиены для врача, в частности врача-стоматолога.

Гигиена - это наука о сохранении и укреплении общественного и личного здоровья, путем проведения профилактических мероприятий.

Цель: охрана и улучшение общественного и личного здоровья

В состав гигиены входят: социальная гигиена, коммунальная, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, гигиена лечебно-профилактических мероприятий и др.

Задачи гигиены:

1.изучения природных и антропогенных факторов окружающей среды и социальных условий,

2. изучениязакономерностей влияния факторов и условий на организм человека или популяцию.

3.наукове обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мер, с максимум благоприятных и минимум вредных.

4.Использование в практике разработанных гигиенических рекомендаций, правил и нормативов, проверка их эффективности и совершенствования,

5. прогнозирования санитарной ситуации, на ближайшую и отдаленную перспективу, обоснование профилактических мероприятий.

Профилактика - это система государственных, медицинских, общественных или индивидуальных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, уменьшение уровня заболеваемости

Разновидности:

1) общественная (общественная) 2) индивидуальная (личная): а) первичная б) вторичная в) третичная.

2. Питание как социально-гигиеническая проблема.

Проблемы:

Расстройства питания организма - это патологические состояния, обусловленные недостатком или избытком необходимых для жизнедеятельности пищевых веществ, а также недостаточной или избыточной энергетической ценностью пищи. Первичные болезни недостаточного и избыточного питания называют алиментарными. Их причинно - патогенетической основой является неадекватное потребление незаменимых пищевых веществ. У некоторых людей проявляется пищевая непереносимость

3.Функция Пиши.

Функции питания:

1) Обеспечение организма энергией

2) Пластическая (обеспечение организма белками, жирами и углеводами)

3) биорегуляторных (в пище содержатся вещества, в которых образуются ферменты и гормоны - биологические регуляторы обмена веществ в тканях)


4) приспособительные - регуляторная (пищевая вещество играет специфическую роль)

5) Имуннорегуляторна

6) Реабилитационная

4. Понятие рациональное питание. Законы рационального питания.!

Рациональное питание - это физиологически полноценное питание здоровых людей Рациональное питание базируется на таких законах:1) Закон соответствия энергозатрат энергоемкости рациона 2) Закон соответствия химического состава рациона физиологическим потребностям организма 3) Закон сбалансированности 4) Закон временного распределения пищи 5) Закон санитарной доброкачественности и эпидемической безопасности пищи.

5.. Нормы физиологических потребностей населения в основных пищевых веществах и энергии.!

Безопасный уровень потребности в белке для мужчин и женщин составляет 0,75 г на 1 кг массы тела. Потребность в белке корректируется в зависимости от возраста, физической активности и физиологического состояния организма. Для детей до 6 месяцев потребность составляет 1,56 г / кг, беременных 6г белка в сутки, кормилицы - в течение первых 6 месяцев лактации 16 г в сутки в течение следующих 6 месяцев - 12 г в сутки. Средняя потребность взрослого человекав жирахсоставляет 80-100 г в сутки (в том числе масел - 25-30 г, ПНЖК - 3-6 г, фосфолипидов - 5 г). средняя потребность вуглеводахдля лиц, не занятых тяжелым физическим трудом, составляет 365 - 400 г в сутки (в том числе крахмала 300 -315 г, моно - дисахаридов 50-100г, пищевых волокон 20-25г).

6-Нормы физиологических потребностей в основных пищевых веществах и энергии.!

Нормируют потребность в углеводах по энергетической ценности суточного пищевого рациона: на каждые 1000 ккал предусматривается 137 г углеводов.

7. Физиолого-гигиеническое значение белков в питании, потребности организма в них, основные их источники.! Классификация белковой недостаточности. Клинические признаки избытка и недостатка белка впищевом рационе.!

Белки относятся к незаменимым, эссенциальных веществ, без которых невозможна жизнь, рост и развитие организма. Физиолого - гигиеническое значение: 1) поставки незаменимых аминокислот, необходимых для синтеза белков тканей, ферментов, гормонов; 2) обеспечение структуры и каталитических функций ферментов, участвующих в переваривании пищи, свертывании крови, образовании энергии, 3) исполнение в организме механической функции; 4) участие в гуморальной регуляции; 5) транспорт кислорода, стероидных гормонов и металлов; 6) буферная роль; 7) обеспечение устойчивости организма инфекционным заболеваниямУровень потребности в белке для мужчин и женщин 0,75 г на 1кг. Источники: мясо и мясопродукты, фасоль, яйца.


Белковая недостаточность делится на чисто белковую недостаточность и белково - энергетической недостаточности (БЕН). Чисто белковая недостаточность чаще всего проявляется при переводе детей на натуральную пищу. Уменьшение потребления белков ведет к уменьшению их синтеза в организме, что сопровождается уменьшением: 1) содержания альбуминов в сыворотке крови (отеки) 2) содержания липопротеидов, 3) синтеза гемоглобина (анемия. БЕН проявляется в виде алиментарной дистрофии или алиментарного маразма. Характерным признаком БЕН является потеря массы тела. Избыток белков ведет к развитию подаргы, сдвига кислотно - основного равновесия в кислую сторону, уменьшения уровня возбуждения центральной нервной системы.

8.Физиолого-гигиеническое значение жиров в питании, потребности в них. Пищевые жиры животного и растительного происхождения, их пищевая и биологическая ценность.! Классификация жирных кислот. Функции ПНЖК, источники поступления. Роль ПНЖК ωЗ.!

Значение жиров в питании разнообразна. Подкожная основа выполняет: теплоизолирующую, амортизационную, эстетическую функции. Жиры являются важнейшим энергетическим компонентом пищевого рациона - 1 г жиров = 37,7 кДж (9 ккал) энергии. Они являются носителями ПНЖК, жирорастворимых витаминов, фосфолипидов, стеарина. Средняя потребность взрослого человека в жирах составляет 80 - 100 г в сутки

Жирные кислоты классифицируют на: насыщенные (НЖК) (пальмитиновая, стеариновая), мононенасыщенные (МНЖК) (олеиновая), полиненасыщенные (линолевая, линоленовая, арахидоновая). Ненасыщенные жирные кислоты содержатся в растительных маслах, жире рыб и морских животных. ПНЖК выполняют следующие функции в организме: участвуют в пластических процессах, обеспечивающих функции мембран клеток, способствуют превращению холестерина в холевой кислоты и выведение его из организма, нормализуют состояние стенок кровеносных сосудов. Важнейшая функция ПНЖК является их участие в синтеза тканевых гормонов - простагландинов. Полиненасыщенные жирные кислоты необходимы организму для его нормального функционирования, они повышают устойчивость организма к вредным воздействиям. играют важную роль в синтезе биологически активных веществ - простагландинов, лейкотриенов, тромбоксанов. Эти вещества регулируют уровень артериального давления, свертываемости крови, воспалительные реакции, температуру тела. Полиненасыщенные жирные кислоты положительно влияют на сердечно-сосудистую систему, снижая риск развития заболеваний.



9. Физиолого-гигиеническое значение углеводов в питании, потребности в них, основные их

источники.! Классификация углеводов. Физиолого-гигиеническое значение углеводов в питании. Функции клетчатки, суточная потребность.!

Физиолого - гигиеническое значение углеводов: 1) служат для организма быстро мобилизующими источниками энергии, обеспечивают детоксикационную функцию печени, участвуют в пластических процессах. Они особенно важны в питании как источника энергии в случае интенсивной физической работы. Углеводы являются основным источником энергии для нервной ткани. У лиц не занятых тяжелым физическим трудом потребность составляет 365 - 400 г в сутки. Основными источниками углеводов в питании являются растению продукты (злаковые, бобовые, крупы (рис, перловая и манная), картофель).

1) Доступные:

-Моносахариды (глюкоза, фруктоза, галактоза);

-Дисахариды (сахароза, лактоза, мальтоза);

-Полисахариды (крахмал, гликоген, инулин).

2) малодоступна:

-Пищевые волокна

-Водорастворимые (пектины)

-Нерастворимые (целлюлоза, лигнины)

Физиолого-гигиеническое значение углеводов:

-Энергетическая при окисления 1 г выделяется 16,9 кДж (4 ккал Е)

-Пластическая функция (используются для синтеза гликогена, аминокислот, жиров, АТФ.

-Резервная функция (гликоген - резервный углевод, обеспечивающий норма ¬ ное функционирование печени и мышц)

-Специфическая (свертывания крови - фибриноген, протромбин; групповая принадлежность крови - аглютиногены)

-Регуляционных (углеводы способствуют полному окислению жиров, за ¬ обеспечивающих метаболизм жиров)

-Защитная (обеспечивают детоксикационную функцию печени)

-Уменьшение ацидоза

Функции клетчатки (моторная, регуляционных, адсорбционная, защитная)

- Снижает уровень холестерина в крови

- Связывает желчные кислоты

-При нарушении углеводного обмена несколько снижает уровень сахара в крови, нормализует состав микрофлоры пищеварительной системы.

способствует выведению из организма токсинов, тяжелых металлов и радионуклидов

- Является необходимым компонентом пищи, вместе с белками, жирами и углеводами.

Ежедневно человек должен потреблять 15 - 25 г клетчатки, основными источниками которой являются фрукты и овочи.Харчови волокна - на каждые 1000 ккал энергозатрат нужно 10 г.

10. Физиолого-гигиеническое значение витаминов в питании, потребности в них, классификация, основные источники поступления.!

Витамины - это незаменимые микрокомпоненты пищи, которые играют очень важную роль во многих биохимических реакциях организма и процессах усвоения нутриентов. Большая часть витаминов поступает с пищей, некоторые из них синтезируются микрофлорой кишечника и всасываются в кровь. Они нужны для формирования ферментов, гормонов и других активных веществ, для ускорения биохимических реакций, которые происходят в организме и вызывают обмен веществ для трансформации энергии. Потребность в витаминах повышается в период роста и развития, во время выздоровления.