Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (социально-экономическая характеристика деятельности «Гранд Отель Европа»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 12681

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ТРУДА ПЕРСОНАЛА В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ

1.1. Содержание и значение мотивации труда персонала в гостиничном бизнесе

1.2. Виды мотивации персонала

1.3. Современные тенденции в управлении мотивации труда персонала в гостиничном бизнесе

ГЛАВА 2.АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА «ГРАНД ОТЕЛЬ ЕВРОПА» В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2.1. Социально-экономическая характеристика деятельности «Гранд Отель Европа» в городе Санкт-Петербург

2.2. Анализ динамики и структуры персонала "Гранд Отель Европа" в Санкт-Петербурге

2.3. Оценка управления мотивацией труда персонала "Гранд Отель Европа" в Санкт-Петербурге

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ В «ГРАНД ОТЕЛЬ ЕВРОПА» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

3.1.Рекомендуемые мероприятия по совершенствованию управления мотивацией в «Гранд Отель Европа»

3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

На основании данных таблицы видно, что общий размер выплат работникам гостиницы вырос на 20,12%, в том числе на 19,78% за счет роста фонда заработной платы, на 20,30% за счет выплат из прибыли, как на материальное поощрение, так и выплат социального характера.

Таким образом, в настоящее время все вышеперечисленные три вида стимулирования успешно применяются на данном предприятии.

В целях определения факторов эффективности и постоянного совершенствования системы мотивации работников предприятия необходимо проводить исследования по вопросам удовлетворенности трудом, позволяющие выявить актуальные потребности работников.

Исследования удовлетворенности трудом в гостинице «Гранд Отель Европа» проводились на протяжении 3-х лет (с 2014 по 2016 гг.).Отделом персонала были опрошены штатные работники гостиницы «Гранд Отель Европа»: в 2014 году 71 работник; в 2015 году – 60; в 2016 году – 55. В рамках исследования были охвачены работники всех подразделений: администрации, отдела бронирования и обслуживания (см. табл. 8).

Таблица 8 - Оценка степени удовлетворенности трудом работников гостиницы «Гранд Отель Европа»[7]

№ п/п

Оценка удовлетворенности трудом

2014 г.

2015 г.

2016 г.

чел.

%

чел.

%

чел.

%

1.

Полностью удовлетворен

15

20,9

13

20,8

15

25,9

2.

Скорее удовлетворен, чем нет

20

28,5

19

31,9

21

38,4

3.

Затрудняюсь ответить

11

15,8

7

12,2

4

7,8

4.

Скорее не удовлетворен

13

17,9

12

20,8

9

17

5.

Полностью не удовлетворен

12

16,9

9

14,3

6

10,9

И2014=(5*15+4*20+11*3+13*2+12*1)/302=3,18;

И2015=(13*5+19*4+7*3+12*2+9*1)/342=3,24;

И2016=(15*5+21*4+4*3+9*2+6*1)/437=3,59.

Данные индекса удовлетворенности трудом по годам показаны на рисунке 6. Индекс удовлетворенности трудом работников гостиницы «Гранд Отель Европа» показывает, что уровень удовлетворенности трудом на увеличился на 0,41%.

Наивысший уровень удовлетворенности в исследуемый период пришелся на 2016 год.

Для оценки влияния системы мотивации на трудовую деятельность сотрудников гостиницы требуется определение основных мотивов. К основным мотивам трудового поведения в настоящее время относится материальное вознаграждение, именно его выделили 63,8% респондентов в качестве самого значимого для себя мотива. Об этом свидетельствуют результаты, приведенные в приложении.


Эти данные показывают, что вторым значимым мотивом трудовой активности работников после материального вознаграждения являются благоприятные отношения с коллегами по работе (10,9%), причем разрыв между предпочтениями материального вознаграждения и благоприятными отношениями с коллегами по работе довольно большой. Только каждый пятнадцатый работник имеет возможность профессионального роста и повышения квалификации (6,7%). Только 2,5% работников в качестве основного мотива поведения указали осознание общественной значимости своего труда, 4% работников - возможности проявить свою инициативу во время трудовой деятельности, 5,8% работников - уважение со стороны руководителя. Следует заметить, что уровень удовлетворения от хорошо выполненной работы очень низок, только 6,3% опрошенных подчеркнули данный вариант мотива.

Инструментами материального стимулирования, используемыми в гостинице «Гранд Отель Европа», являются заработная плата и премия.

В первую очередь была определена степень удовлетворенности материальным стимулированием.

В течение исследуемого периода работников просили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы размером заработной платы?», анкета данного опроса показана в приложении 2, а результаты опроса приведены в табл. 9.

Таблица 9 - Оценка степени удовлетворенности размером заработной платы[8]

Оценка степени удовлетворенности размером з/п

2014 год

2015 год

2016 год

%

%

%

Полностью удовлетворен

26,5

23,7

19,2

Скорее удовлетворен, чем нет

20,2

18,7

13,3

Затрудняюсь ответить

8,6

7,9

8,2

Скорее не удовлетворен

30,1

31,6

34,3

Полностью не удовлетворен

14,6

18,1

25

По итогам опроса о степени удовлетворенности размером заработной платы были сделаны следующие выводы:

- большинство работников не удовлетворены оплатой труда. При этом количество неудовлетворенных размером заработной платы работников во время исследуемого периода увеличивалось с каждым годом. Так, если в 2014 г. процент неудовлетворенных размером заработной платы работников составлял 44,7%, то в 2016 г. – уже 59,3%;

- процент удовлетворенных работников размером заработной платы снижается из года в год: в 2014 г. – 46,7%; в 2015 г. – 42,4%; а в 2016 г. всего – 32,5%. При этом, если в 2015 г. каждого пятого работника размеры заработной платы скорее удовлетворяли, то в 2016 г. - уже только каждого восьмого. В целом, процент работников довольных своей заработной платой снизился на 14,2%. Для более точного определения оценки степени удовлетворенности размером заработной платы по должностям ответы респондентов на вышеуказанный вопрос разделен по годам на категории работников: руководители, служащие и рабочие.


На основании полученных данных можем сделать следующие выводы:

- размером заработной платы больше всего не удовлетворен рабочий персонал. Так, если в 2015 г. 50,3% рабочих не удовлетворял размер заработной платы, то в 2016 г. уже – 68%;

- большинство руководителей довольны размером оплаты своего труда;

- что касается служащих, то в целом данная категория работников удовлетворена размером заработной платы: в 2014 г. – 64,7%; в 2015 г. – 60,6%; в 2016 г. – 56,8%.

За выполнение поставленных планов и достижение лучших результатов работников премируют. Для определения оценки степени удовлетворенности размером премии работников попросили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы размером премии», анкета данного опроса показана в приложении 2, а итоги опроса представлены в табл. 10.

Таблица 10 - Оценка степени удовлетворенности размером премии[9]

Оценка степени удовлетворенности размером премии

2014 г. (% от общего числа сотрудников)

2015 г. (% от общего числа сотрудников)

2016 г. (% от общего числа сотрудников)

Полностью удовлетворен

25,8

25,1

22,4

Скорее удовлетворен, чем нет

22,5

23,1

24,7

Затрудняюсь ответить

7

5,6

5,3

Скорее не удовлетворен

26,8

31

31,8

Полностью не удовлетворен

17,9

15,2

15,8

Все выше сказанное позволяет нам сделать следующие выводы:

- рабочие удовлетворены больше премией, чем заработной платой;

- служащие, наоборот, довольны больше заработной платой, чем премией;

- руководители подразделений удовлетворены и заработной платой, и премией.

В целях определения основных причин недовольства материальным вознаграждением был проведен опрос среди работников предприятия, анкета данного опроса представлена в приложении 2. Об этом свидетельствуют ответы респондентов, приведенные в таблице 11.

Таблица 11 - Основные причины недовольства материальным вознаграждением[10]

Причины недовольства материальным вознаграждением

2014 г.

2015 г.

2016 г.

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Непропорциональный рост заработной платы с ростом цен

20

28,1

19

31,9

19

34,1

Невозможность удовлетворять семейные потребности

38

54

34

57

32

59

Независимость заработной платы от степени вложенного труда

13

17,9

7

11,1

4

6,9


По второму виду стимулирования в гостинице «Гранд Отель Европа» применяются следующие мероприятия:

- улучшение бытовых условий;

- питание работников за счет предприятия;

- предоставление спецодежды производственным работникам;

- оплата мобильной связи и транспортных расходов административным работникам;

- предоставление путевок детям работников;

- добровольное медицинское страхование работников.

Для определения удовлетворенности материально - неденежным стимулированием опросили работников. Результаты опроса приведены в приложении К. Результаты исследования по оценке степени удовлетворенности материально – неденежным стимулированием в течение трех лет показали, что в целом работники довольны данным видом стимулирования.

Можно отметить, что большинство работодателей считают необходимым только материально стимулировать работников, а про нематериальные инструменты забывают. И, как следствие, не уделяют времени и внимания третьему виду стимулирования, соответственно не используют полностью потенциал работников.

С целью создания эффективной системы управления персоналом и программы мотивации руководство гостиницы «Гранд Отель Европа» активно практикует нематериальные методы стимулирования работников. Так, принято поздравлять каждого работника с днем рождения и со знаменательными датами, например с бракосочетанием и рождением ребенка.

Каждый год руководители предприятия устраивают праздник нового года, где лучшим работникам по результатам текущего года вручаются грамоты и ценные подарки, также чествуются работники, отдавшие гостинице много лет плодотворного труда.

По результатам опросов, в 2016 г. большинство работников гостиницы среди нематериальных инструментов особо выделили публичную благодарность руководителя на собраниях. Такого мнения придерживаются 58% работников гостиницы. Вторым по значимости инструментом является вручение грамот; 28% респондентов подчеркнули данный вид нематериального инструмента. Третьим - поздравления сотрудников с праздниками: мужчин с днем Защитника Отечества, женщин – с международным Женским днем; Это указали 14% работников.

В результате проведенных исследований и анализа системы управления персоналом и мотивации сотрудников были сделаны следующие выводы:

- в гостинице «Гранд Отель Европа» успешно применяются материально - денежное, материально - неденежное и нематериальное виды стимулирования труда работников;


- большинство работников гостиницы «Гранд Отель Европа» удовлетворены своим трудом на данном предприятии, индекс удовлетворенности трудом работников увеличивается с каждым годом;

- в соответствии с результатами опросов по социальной структуре можно сделать вывод о том, что на данном предприятии в основном работают молодые работники в возрасте до 30 лет, со средне – техническим образованием и со стажем работы до 2-х лет;

- анализ опроса свидетельствует о том, что работники с высшим образованием удовлетворены больше своей работой, чем работники, имеющие стаж на данном предприятии;

- главным мотивом трудового поведения работников является мотив материального вознаграждения;

- результаты опросов показывают, что размером заработной платы и премии довольны большинство руководителей подразделений, в то время как размером заработной платы не довольны рабочие, а размером премии – служащие предприятия;

- невозможность удовлетворять семейные потребности являются основной причиной недовольства материальным вознаграждением работников;

- большинство работников довольны материально – неденежным стимулированием труда, оценка степени ее удовлетворенности показывает, что работники больше всего довольны предоставлением спецодежды производственным работникам и оплатой мобильной связи и транспортных расходов административным работникам;

- публичная благодарность руководителя на собраниях и вручение грамот являются важнейшими инструментами нематериального стимулирования.

Таким образом, реализуемая кадровая политика и система управления мотивацией труда сотрудников гостиницы в целом могут быть признаны эффективными и оптимальными, но, в то же время, для устранения ряда выявленных проблем требуется ее совершенствование.

К недостаткам кадровой политики и системы управления мотивацией труда в гостинице «Гранд Отель Европа» отнесем следующие аспекты:

Во-первых, недостаточная организационная обеспеченность реализации кадровой политики. В исследуемой гостинице в отделе кадров и обучения работает вместе с начальником три сотрудника и такого количества явно недостаточно для реализации кадровой политики в рамках стратегии развития гостиницы.

Во-вторых, детально не разработаны вопросы стимулирования и премирования сотрудников гостиницы.

В-третьих, отсутствует разработанная система нематериальной мотивации.