Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (социально-экономическая характеристика деятельности «Гранд Отель Европа»).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 12675
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ТРУДА ПЕРСОНАЛА В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ
1.1. Содержание и значение мотивации труда персонала в гостиничном бизнесе
1.3. Современные тенденции в управлении мотивации труда персонала в гостиничном бизнесе
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА «ГРАНД ОТЕЛЬ ЕВРОПА» В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2.2. Анализ динамики и структуры персонала "Гранд Отель Европа" в Санкт-Петербурге
2.3. Оценка управления мотивацией труда персонала "Гранд Отель Европа" в Санкт-Петербурге
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ В «ГРАНД ОТЕЛЬ ЕВРОПА» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
3.1.Рекомендуемые мероприятия по совершенствованию управления мотивацией в «Гранд Отель Европа»
По данным таблицы видно, что валовая прибыль (маржинальный доход) от оказания услуг проживания вырос на 18,12%, а от оказания дополнительных услуг на 43,52%.
То есть оказание дополнительных услуг является более эффективным. Однако основной доход гостиницы приносит оказание услуг проживания.
В целом прибыль от реализации услуг гостиницы выросла на 20,30%. При этом рентабельность продаж услуг гостиницы снизилась на 22,35%, а рентабельность оказания гостиничных услуг снизилась на 63,65%.
Таким образом, в 2014-2016 годах наблюдается снижение эффективности деятельности гостиницы.
Проанализируем эффективность использования трудовых ресурсов гостиницы в таблице 4.
Таблица 4 – Эффективность использования трудовых ресурсов гостиницы «Гранд Отель Европа Санкт-Петербург» за 2014-2016 годы
Показатели |
Значения по годам |
Темп прироста, % |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2016/ 2014 |
|
Количество работников, чел. |
271872 |
304568 |
332042 |
12,03 |
9,02 |
18,12 |
Средняя месячная заработная плата работников, тыс. руб./чел. |
23800 |
38970 |
42140 |
63,74 |
8,13 |
43,52 |
Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб. |
7,73 |
5,47 |
4,39 |
-29,28 |
-19,79 |
-76,28 |
Общие затраты гостиницы, тыс. руб. |
2,61 |
3,26 |
2,77 |
24,61 |
-14,86 |
5,74 |
Доля затрат на оплату труда в общих затратах гостиницы, % |
654996 |
704226 |
821847 |
7,52 |
16,70 |
20,30 |
Выручка от оказания услуг на одного работника, тыс. руб./чел. |
23,93 |
20,19 |
19,57 |
-15,61 |
-3,07 |
-22,25 |
Коэффициент опережения , раз |
14,80 |
10,41 |
9,04 |
-29,66 |
-13,13 |
-63,65 |
По данным таблицы 4 видно, что за 2014-2016 годы произошел рост среднемесячной заработной платы персонала на 43,52%. При этом среднегодовая выручка, приходящаяся на одного работника гостиницы снизилась на 22,25%, что свидетельствует об неэффективном использовании фонда оплаты труда гостиницы.
Однако коэффициент опережения роста выручки на одного работника по сравнению с его заработной платой имеет тенденцию к снижению с 14,80 раз в 2014 году до 9,04 раз в 2016 году.
Таким образом, анализ показателей деятельности гостиницы показал, что в анализируемом периоде наблюдается снижение эффективности продаж услуг гостиницы за счет роста цен на услуги, а также снижается эффективность использования трудовых ресурсов гостиницы. Эффективность оказания услуг гостиницы также снижается, снижается эффективность использования фонда оплаты труда, так как снижается коэффициент опережения.
2.2. Анализ динамики и структуры персонала "Гранд Отель Европа" в Санкт-Петербурге
Рассмотрим динамику изменения численности персонала гостиницы и изменения показателей движения персонала в таблице 5.
Таблица 5 – Динамика движения персонала гостиницы
Показатели |
Значения по годам |
Изменения, % |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2016/ 2014 |
|
Численность работников на начало года |
442 |
450 |
480 |
101,8 |
106,66 |
105,59 |
Принято |
145 |
156 |
187 |
107,58 |
119,87 |
128,96 |
Уволено |
137 |
126 |
157 |
91,97 |
124,6 |
114,59 |
В том числе в связи с нарушением дисциплины труда и по собственному желанию |
84 |
92 |
109 |
109,52 |
118,47 |
129,76 |
Численность работников на конец года |
450 |
480 |
510 |
106,66 |
106,25 |
113,33 |
Среднесписочная численность |
446 |
465 |
495 |
104,26 |
106,45 |
110,98 |
Коэффициент оборота по приему |
0,33 |
0,34 |
0,38 |
103,03 |
111,76 |
115,15 |
Коэффициент оборота по выбытию |
0,31 |
0,27 |
0,32 |
87,09 |
118,51 |
103,22 |
Коэффициент текучести кадров |
0,19 |
0,20 |
0,22 |
105,26 |
110 |
115,78 |
На основании данных таблицы 5 видно, что движение персонала на предприятии увеличилось, вырос коэффициент оборота по приему и по выбытию персонала, а также вырос коэффициент текучести кадров, что свидетельствует о снижении стабильности кадрового состава гостиницы.
Определение коэффициента обеспеченности персоналом в целом и по категориям приведено в таблице 6
.
Таблица 6 - Определение коэффициента обеспеченности персоналом в целом и по категориям
Показатели |
Значения по годам |
Изменения, % |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2016/ 2014 |
|
Численность персонала на конец года по факту |
450 |
480 |
510 |
106,66 |
106,25 |
113,33 |
Руководители |
34 |
38 |
41 |
111,76 |
107,89 |
120,58 |
Специалисты |
158 |
162 |
174 |
102,53 |
110,12 |
110,12 |
Служащие |
214 |
208 |
264 |
97,19 |
126,92 |
123,36 |
Рабочие |
44 |
72 |
31 |
163,63 |
70,45 |
70,45 |
Численность персонала на конец года по плану |
||||||
Руководители |
34 |
38 |
41 |
111,76 |
107,89 |
120,58 |
Специалисты |
160 |
164 |
178 |
102,5 |
108,53 |
111,25 |
Служащие |
218 |
224 |
228 |
102,75 |
101,78 |
104,58 |
Рабочие |
46 |
73 |
35 |
158,69 |
47,94 |
76,08 |
Вакансии по категориям персонала (план-факт) |
||||||
Руководители |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Специалисты |
2 |
2 |
4 |
100 |
200 |
200 |
Служащие |
4 |
16 |
36 |
400 |
225 |
900 |
Рабочие |
2 |
1 |
4 |
50 |
400 |
200 |
Коэффициент обеспеченности персоналом=Факт/План*100% |
||||||
Руководители |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Специалисты |
98,75 |
98,78 |
97,75 |
0,03 |
-1,03 |
-1,00 |
Служащие |
98,17 |
92,86 |
115,79 |
-5,31 |
22,93 |
17,62 |
Рабочие |
95,65 |
98,63 |
88,57 |
2,98 |
-10,06 |
-7,08 |
По данным таблицы видно, что обеспеченность персонала гостиницы в целом имеет тенденцию к снижению по специалистам и рабочим, а по служащим обеспеченность персоналом гостиницы растет.
Для совершенствования процессов управления мотивации персонала были проведены социологические исследования среди работников в 2016 г.Сотрудниками отдела по работе с персоналом было опрошено 50 работников всех подразделений. При проведении исследования использовалась направленная (целевая) выборка. Перед проведением анкетирования производился отбор типичных представителей каждого отдела предприятия. Во время данных исследований выяснялось отношение к выполняемой работе в зависимости от возраста, образования и стажа работы на данном предприятии. Были выявлены основные мотивы трудового поведения работников. Программа проведения прикладного социологического исследования и рабочий план проведения социологического исследования предоставлены в приложениях 3 и 4 соответственно. В первую очередь была проанализирована социальная структура работников предприятия. Были выделены возрастные группы, результаты которых представлены на рисунке 2.
На основании этих данных можно сделать вывод, что на предприятии работают в основном молодые работники: 85, 91% работникам всего до 40 лет, при этом до 30 лет 47,62% работников.
Рисунок 2 - Возрастная структура работников гостиницы «Гранд Отель Европа», %[5]
Все работники предприятия были разделены по уровню образования на работников, имеющих высшее, средне – техническое и среднее образование, см. рисунок 3.
Представленные данные показывают, что каждый четвертый работник имеет высшее образование, а каждый второй – средне – техническое.
Для того чтобы определить стаж работы работников на данном предприятии был проведен анализ по следующим критериям: работники, имеющие стаж работы до 2 лет; работники, имеющие стаж работы до 4 лет; работники, имеющие стаж работы до 6 лет; работники, имеющие стаж работы до 8 лет; работники, имеющие стаж работы более 8 лет, результаты которого представлены на рисунке 4.
Рисунок 3 - Уровень образования работников гостиницы «Гранд Отель Европа»[6]
Проанализировав социальную структуру, выяснили отношение респондентов к работе на данном предприятии.
Работникам было предложено ответить на вопрос: «Нравится ли Вам работать на данном предприятии?», предложив им выбрать один из представленных ответов, данная анкета показана в приложении Б.
Полученные результаты распределили по таблицам в зависимости от возраста, образования и стажа работы на данном предприятии.
Распределение ответов по категориям возраста, уровня образования и стажа работы приведены в приложении.
2.3. Оценка управления мотивацией труда персонала "Гранд Отель Европа" в Санкт-Петербурге
Схема мотивационного воздействия в гостинице «Гранд Отель Европа» приведена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Схема мотивационного воздействия в гостинице «Гранд Отель Европа»
Анализ динамики материального вознаграждения приведены в таблице 7.
Таблица 7 - Динамика материального вознаграждения в гостинице «Гранд Отель Европа»
Вид оплаты |
Значения по годам |
Изменения |
Темп прироста, % |
|||||||||||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2016/ 2014 |
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2016/ 2014 |
||||||||||
Фонд заработной платы |
203850 |
222854 |
254102 |
19004 |
31248 |
50252 |
9,32 |
14,02 |
19,78 |
|||||||||
Выплаты за счет чистой прибыли на материальное поощрение |
104799 |
112676 |
131496 |
7877 |
18819 |
26696 |
7,52 |
16,70 |
20,30 |
|||||||||
в том числе постоянные премии |
62880 |
67606 |
78897 |
4726 |
11292 |
16018 |
7,52 |
16,70 |
20,30 |
|||||||||
в том числе разовые премии |
41920 |
45070 |
52598 |
3151 |
7528 |
10678 |
7,52 |
16,70 |
20,30 |
|||||||||
Выплаты социального характера |
157199 |
169014 |
197243 |
11815 |
28229 |
40044 |
7,52 |
16,70 |
20,30 |
|||||||||
в том числе постоянные выплаты |
110039 |
118310 |
138070 |
8271 |
19760 |
28031 |
7,52 |
16,70 |
20,30 |
|||||||||
В том числе разовые выплаты |
47160 |
50704 |
59173 |
3545 |
8469 |
12015 |
7,52 |
16,70 |
20,30 |
|||||||||
Всего выплаты |
570648 |
617221 |
714337 |
46573 |
97116 |
143689 |
8,16 |
15,73 |
20,12 |