Файл: Организация бюджетного процесса в Российской Федерации на региональном уровне.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 1251
Скачиваний: 30
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты бюджетного процесса и бюджетной политики
1.1. Сущность государственного бюджета и его роль в социально-экономическом развитии общества
1.2. Бюджетный процесс и механизм его организации: зарубежный и российский опыт
1.3. Бюджетная политика субъекта РФ: сущность, цели и задачи
Глава 2. Особенности бюджетного процесса и бюджетной политики в Мурманской области
2.1. Бюджетная система и бюджетный процесс в Мурманской области
2.2. Структурно-динамический анализ бюджета Мурманской области
2.3. Оценка бюджетного дефицита и государственного долга Мурманской области
Проект закона Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, внесенный с соблюдением требований Закона Мурманской области от 11.12.2007 N 919-01-ЗМО «О бюджетном процессе в Мурманской области» [3], в течение трех дней со дня внесения направляется Председателем Мурманской областной Думы представительным органам местного самоуправления, в комитеты Мурманской областной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Контрольно-счетную палату Мурманской области для проведения экспертизы указанного законопроекта.
Ответственным за рассмотрение проекта закона Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период является комитет Мурманской областной Думы по бюджету, финансам и налогам.
Проект закона Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период включается в календарь рассмотрения вопросов Мурманской областной Думой во внеочередном порядке.
Профильные комитеты областной Думы в течение 22 дней со дня внесения в Мурманскую областную Думу проекта закона Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период готовят и направляют в комитет по бюджету, финансам и налогам заключения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения. При подготовке заключения профильного комитета осуществляется оценка учета мнения и предложений комитета, сформированных по результатам рассмотрения проектов государственных программ Мурманской области (предложений о внесении изменений в государственные программы Мурманской области).
Контрольно-счетная палата Мурманской области в течение 12 дней со дня внесения в Мурманскую областную Думу проекта закона Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период готовит и направляет в комитет по бюджету, финансам и налогам заключение по данному законопроекту.
На основании заключений профильных комитетов Мурманской областной Думы и Контрольно-счетной палаты Мурманской области комитет по бюджету, финансам и налогам готовит свое заключение по указанному законопроекту и представляет его на рассмотрение Мурманской областной Думы.
Мурманская областная Дума рассматривает проект закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.
Принятый Мурманской областной Думой закон Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 5 дней направляется Губернатору Мурманской области для подписания и официального опубликования не позднее пяти дней после его подписания.
Исполнение областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области обеспечивается Правительством Мурманской области.
Организация исполнения бюджетов возлагается соответственно на финансовый орган Мурманской области и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Мурманской области.
Далее проведем структурно-динамический анализ бюджета Мурманской области.
2.2. Структурно-динамический анализ бюджета Мурманской области
В Законе Мурманской области № 1809-01-ЗМО от 19.12.2014 г. «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» [4] предусмотрены следующие основные характеристики областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Основные параметры областного бюджета Мурманской области на 2018-2020 гг.
Показатель |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
---|---|---|---|
Общий объем доходов |
46238252,1 |
46059390,0 |
47169068,4 |
Общий объем расходов |
53074446,0 |
53987342,9 |
56711374,9 |
Дефицит |
- 6836193,9 |
- 7927952,9 |
-9542306,5 |
Верхний предел государственного внутреннего долга |
на 1 января 2018 года |
на 1 января 2019 года |
на 1 января 2020 года |
25233311,1 |
32650000,0 |
41492573,0 |
Как видно из представленной таблицы законопроектом предусмотрены доходы бюджета на 2018 год в сумме 46238252,1 тыс. рублей, на 2019 год - 46059390,0 тыс. рублей и на 2020 год - 47169068,4 тыс. рублей. Сведения об отклонениях в объемах показателей доходов законопроекта на 2018 год с утвержденными показателями доходов бюджета на 2017 год (в разрезе видов доходов) и дефицита отражены в Таблице 4.
Как видно из представленной таблицы планируемые доходы в 2018, 2019 и 2020 годах составят соответственно 102,2 %, 101,8 % и 104,3 % от ожидаемых доходов бюджета в 2017 году. При этом законопроектом предусмотрено снижение размера безвозмездных поступлений по сравнению с 2017 годом на 14,8 %, на 35,2 % и на 34,4 % соответственно. Динамика поступления доходов приведена в Приложении 7 и более наглядно представлена на Рисунке 8.
Таблица 4
Сведения об отклонениях в объемах показателей законопроекта на 2018 год по сравнению с утвержденными показателями бюджета на 2017 год в части формирования доходов областного бюджета (в разрезе видов доходов) и дефицита
№ |
Показатели |
Утверждено ЗМО на 2017 г. |
Законопроект на 2018 г. |
Отклонения |
||
тыс. руб. |
%% |
|||||
1. |
ДОХОДЫ, в том числе: |
44525553,0 |
46238252,1 |
1712699,1 |
3,8% |
|
1.1 |
Налоговые и неналоговые доходы |
37428808,7 |
39595858,8 |
2167050,1 |
5,8% |
|
1.1.1 |
Налоговые доходы |
36675541,7 |
38907076,4 |
2231534,7 |
6,1% |
|
налог на прибыль организаций |
11452801,1 |
13524757,8 |
2071956,7 |
18,1% |
||
налог на доходы физических лиц |
17824629,7 |
18459956,9 |
635327,2 |
3,6% |
||
налоги на товары (работы, услуги) |
1373042,6 |
1003162,0 |
-369880,6 |
-26,9% |
||
налоги на имущество |
4515390,8 |
4518380,7 |
2989,8 |
0,1% |
||
налоги, сборы, платежи за пользование природными ресурсами |
1479689,4 |
1365749,3 |
-113940,1 |
-7,7% |
||
государственная пошлина |
29988,1 |
35069,8 |
5081,7 |
16,9% |
||
1.1.2 |
Неналоговые доходы |
753267,1 |
688782,4 |
-64484,7 |
-8,6% |
|
доходы от испльзования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
47587,8 |
59043,6 |
11455,8 |
24,1% |
||
платежи при пользовании природными ресурсами |
293762,2 |
240767,0 |
-52995,2 |
-18,0% |
||
доходы от оказания платных услуг и компенсции затрат государства |
234452,2 |
79056,6 |
-155395,5 |
-66,3% |
||
доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
1840,8 |
69450,0 |
67609,2 |
3672,8% |
||
административые платежи и сборы |
1308,0 |
1329,6 |
21,6 |
1,6% |
||
штрафы, санкции, возмещение ущерба |
174312,0 |
239130,6 |
64818,6 |
37,2% |
||
прочие неналоговые доходы |
4,0 |
5,0 |
1,0 |
25,0% |
||
1.2 |
Безвозмездные поступления |
7096744,2 |
6642393,3 |
-454351,0 |
-6,4% |
|
безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе: |
6919242,1 |
6379950,9 |
-539291,2 |
-7,8% |
||
дотации |
3662003,5 |
3840580,3 |
178576,8 |
4,9% |
||
субсидии |
866049,3 |
47991,8 |
-818057,5 |
-94,5% |
||
субвенции |
1805908,1 |
1698463,1 |
-107445,0 |
-5,9% |
||
иные межбюджетные трансферты |
585281,1 |
792915,7 |
207634,6 |
35,5% |
||
безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций |
176502,2 |
260942,4 |
84440,2 |
47,8% |
||
прочие безвозмездные поступления |
1000,0 |
1500,0 |
500,0 |
50,0% |
||
2. |
РАСХОДЫ |
53464281,9 |
50074446,0 |
-3389835,9 |
-6,3% |
|
3. |
ДЕФИЦИТ (-) ПРОФИЦИТ(+) |
-8938728,9 |
-3836193,9 |
5102535,0 |
-57,1% |
Рис.8. Динамика доходов областного бюджета Мурманской области в 2015-2019 гг.
Налоговые и неналоговые доходы прогнозируются к поступлению на 2017 год в объеме 39595858,8 тыс. рублей, на 2018 год – 41005804,7 тыс. рублей, на 2019 год – 42050457,9 тыс. рублей, что соответственно на 2153501,7 тыс. рублей (на 5,8 %), на 3563447,6 тыс. рублей (на 9,5 %) и на 4608100,8 тыс. рублей (на 12,3 %) больше ожидаемого исполнения областного бюджета в 2015году.
Налоговые доходы предусмотрены законопроектом на 2017 год в размере 38907076,4 тыс. рублей, на 20168год – 40374379,6 тыс. рублей, на 2019 год – 41406939,3 тыс. рублей, что соответственно на 2231534,7 тыс. рублей (на 6,1 %), на 3698837,9 тыс. рублей (на 10,1 %) и на 4731397,6 тыс. рублей (на 12,9 %) больше ожидаемого исполнения областного бюджета в 2015 году.
Предполагаемая сумма выпадающих доходов областного бюджета от предоставления налоговых льгот в соответствии с законодательством Мурманской области в 2015 году планируется в объеме 1225,2 млн рублей, в том числе:
- по налогу на прибыль организаций – 0,2 млн рублей (по одному виду льготы);
- по налогу на имущество организаций – 1166,6 млн рублей (по шестнадцати видам льгот), в том числе 1027,1 млн рублей льготы, предоставленные на ликвидацию встречных финансовых потоков;
- по транспортному налогу – 58,4 млн рублей (по девяти видам льгот).
Динамика доходов от уплаты налога на доходы физических лиц, зачисляемого в консолидированный бюджет, а также доходов от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации и налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в 2015- 2019 годах приведена в Приложении 8.
Снижение поступлений акцизов в 2017 году и плановом периоде по сравнению с 2015 годом связано с уменьшением для Мурманской области нормативов зачисления от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации с 0,4853 % в 2016году до 0,4748 %, 0,4433 % и 0,4374 % в 2017, в 2018и 20179годах соответственно.
Динамика поступлений неналоговых доходов в областной бюджет в 2015-2019годах приведена в Таблице 5.
По сравнению с 2016 годом неналоговые доходы уменьшатся в 2017году на 10,2 %, в 2018 году - 17,7 %, в 2019 году – на 16,1 процента.
Поступления неналоговых платежей снижаются в основном за счет:
- уменьшения поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- уменьшения прочих доходов от компенсации затрат государства.
Таблица 5
Динамика поступлений неналоговых доходов в областной бюджет Мурманской области в 2015-2019годах
Показатели |
2015 год (факт) |
2016 год (оценка) |
2017 год (прогноз) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
Объем поступлений, |
990248,5 |
766815,4 |
688782,4 |
631425,2 |
643518,5 |
%, к предыдущему году |
77,4 |
89,8 |
91,7 |
101,9 |
Сведения об объемах поступлений в разрезе видов неналоговых доходов на 2016 и 2017 годы приведены в таблице 6.
Таблица 6
Сведения об объемах поступлений в разрезе видов неналоговых доходов на 2018 и 2019 годы, тыс.руб.
Наименование доходов |
Предусмотрено законопроектом на 2019год |
Утвержденные назначения Законом о бюджете на 2018 год |
Изменения (гр.2-гр.3) |
Процент изменения (отношение гр.4 к гр.3) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Неналоговые доходы |
688782,4 |
753267,1 |
- 64484,7 |
- 8,6 % |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
59043,6 |
47587,8 |
11455,8 |
24,1 % |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
240767,0 |
293762,2 |
- 52995,2 |
- 18,0 % |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
79056,6 |
234452,2 |
- 155395,6 |
- 66,3 % |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
69450,0 |
1840,8 |
67609,2 |
в 37,7 раза |
Административные платежи и сборы |
1329,6 |
1308,0 |
21,6 |
1,7 % |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
239130,6 |
174312,0 |
64818,6 |
37,2 % |
Прочие неналоговые доходы |
5,0 |
4,0 |
1,0 |
25,0 % |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и созданных ими учреждений (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации), на 2018 год прогнозируются в объеме 5300,0 тыс. рублей, что на 1200,0 тыс. рублей, или на 18,5 % меньше законодательно утвержденных назначений на 2017 год. В плановом периоде поступления прогнозируются в 2019году в размере 5400,0 тыс. рублей, в 2020 году – в размере 5500,0 тыс. рублей.