Файл: Организация бюджетного процесса в Российской Федерации на региональном уровне.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 1254
Скачиваний: 30
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты бюджетного процесса и бюджетной политики
1.1. Сущность государственного бюджета и его роль в социально-экономическом развитии общества
1.2. Бюджетный процесс и механизм его организации: зарубежный и российский опыт
1.3. Бюджетная политика субъекта РФ: сущность, цели и задачи
Глава 2. Особенности бюджетного процесса и бюджетной политики в Мурманской области
2.1. Бюджетная система и бюджетный процесс в Мурманской области
2.2. Структурно-динамический анализ бюджета Мурманской области
2.3. Оценка бюджетного дефицита и государственного долга Мурманской области
Уменьшение поступлений указанных доходов связано с решением о принятии объектов государственного имущества Мурманской области в казну с передачей его в аренду (постановление Правительства Мурманской области от 10.04.2009 № 164-ПП/8 «О порядке формирования и учета имущества казны Мурманской области» [6]). Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего государственную казну (за исключением земельных участков), прогнозируются на 2018 год в сумме 13400,0 тыс. рублей, в 2019году - 14500,0 тыс. рублей и в 2020 году - 15700,0 тыс. рублей.
Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации (за исключением земельных участков бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации), на 2018 год прогнозируются в размере 15523,0 тыс. рублей, что на 775,6 тыс. рублей, или на 5,3 % больше законодательно утвержденных назначений на 2017 год. В плановом периоде прогнозируются поступления в размере 16459,8 тыс. рублей в 2019 году и 17447,4 тыс. рублей в 2020 году.
Увеличение поступлений планируется за счет применения индекса потребительских цен и тарифов на товары и услуги, учитываемого при расчете размера арендой платы за земельные участки (постановление Правительства Мурманской области № 26-ПП/1 от 26.01.2007 «О порядке исчисления и уплаты в областной бюджет арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Мурманской области» в редакции постановления Правительства Мурманской области от 19.02.2014 № 73-ПП).
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства, на 2018 год прогнозируются в объеме 79056,6 тыс. рублей, в плановом периоде в размере 81141,4 тыс. рублей (2019 год) и 83817,3 тыс. рублей (220 год).
Утвержденные бюджетные назначения на 2018 год по доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства составляют 234452,2 тыс. рублей (в 3,0 раза больше прогнозируемого объема на 2015 год). По состоянию на 01.10.2018 исполнение по данному доходу составило 213556,9 тыс. рублей, что в 2,6 раза больше прогнозируемого объема на 2019 год и в 2,5 раза больше объема 2020 года.
Штрафы, санкции, возмещение ущерба на 2018 год прогнозируются в объеме 239130,6 тыс. рублей, в плановом периоде в размере 256102,3 тыс. рублей (2019 год) и 271838,6 тыс. рублей (2020 год). По состоянию на 01.10.2014 исполнение по данному доходу составило 187653,1 тыс. рублей, или 107,7 % от утвержденных бюджетных назначений 2017 года.
Превышение объема поступлений над утвержденными назначениями объясняется увеличением поступлений по виду дохода «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения» - 161425,0 тыс. рублей при утвержденных 105607,0 тыс. рублей.
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов на 2018 год прогнозируются в размере 69450,0 тыс. рублей, в плановом периоде в размере 100000,0 тыс. рублей (2019 год) и 100000,0 тыс. рублей (2020 год).
Поступление по данному виду дохода в областной бюджет в 2018 году обеспечивается за счет реализации имущества, предусмотренного в Проекте прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Мурманской области на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 26.09.2018 № 486-ПП. Кроме того, учтены поступления от реализации имущества с рассрочкой на 5 лет - объект «Здание конторы» с земельным участком (п.г.т. Верхнетуломский Кольского района), в соответствии с Проектом прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Мурманской области на 2018год (постановление Правительства Мурманской области от 19.09.2013 № 527-ПП).
Безвозмездные поступления на 2018 году предусмотрены в сумме 6642393,3 тыс. рублей, что на 454350,9 тыс. рублей, или на 6,4 % меньше чем утверждено законом о бюджете, на 2019 год – 5053585,3 тыс. рублей, на 2020 год – 5118610,4 тыс. рублей. Удельный вес безвозмездных поступлений в общей сумме доходов областного бюджета составит 14,4 % в 2018 году, 11,0 % в 2019 году и 10,9 % в 2020 году.
Динамика прогнозируемых безвозмездных поступлений в областной бюджет на 2018-2020 годы приведена в таблице 7.
Таблица 7
Динамика прогнозируемых безвозмездных поступлений в областной бюджет Мурманской области на 2018-2020 годы
Наименование показателя |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
Предусмотрено законопроектом безвозмездных поступлений, тыс. рублей |
6642393,3 |
5053585,3 |
5118610,4 |
|||||
к предыдущему году, тыс. рублей |
-454350,9 |
-1588808,0 |
65025,1 |
|||||
к предыдущему году, % |
93,6 |
76,1 |
101,3 |
Анализ приведенных в таблице данных свидетельствует о снижении в 2018 году безвозмездных поступлений в областной бюджет на 454350,9 тыс. рублей (- 6,4 %) по отношению к утвержденным назначениям 2017 года.
Данные об общем объеме безвозмездных поступлениях в областной бюджет по видам поступлений приведены в Таблице 8.
Таблица 8
Общий объем безвозмездных поступлениях в областной бюджет Мурманской области по видам поступлений за 2017-2020 гг., тыс. рублей
Наименование доходов |
Утверждено законом о бюджете на 2017 год |
Законопроект |
|||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||
Безвозмездные поступления - всего |
7096744,2 |
6642393,3 |
5053585,3 |
5118610,4 |
|
в том числе: |
|||||
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ |
6919242,0 |
6379950,9 |
4780069,8 |
5000427,7 |
|
в % от общей суммы |
97,5 |
96,0 |
94,6 |
97,7 |
|
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций |
176502,2 |
260942,4 |
272015,5 |
116682,7 |
|
в % от общей суммы |
2,5 |
3,9 |
5,4 |
2,3 |
|
Прочие безвозмездные поступления |
1000,0 |
1500,0 |
1500,0 |
1500,0 |
|
в % от общей суммы |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
В структуре безвозмездных поступлений в областной бюджет наибольший удельный вес занимают безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 96,0 % в 2018 году, с последующим увеличением доли до 97,7 % в 2020 году.
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (федерального бюджета) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предусмотрены законопроектом в форме:
- дотаций на 2018 год в сумме 3840580,3 тыс. рублей, на 2019 год – в сумме 2346394,6 тыс. рублей, на 2020 год – в сумме 2210593,7 тыс. рублей;
- субсидий на 2018 год в сумме 47991,8 тыс. рублей, на 2019 год – в сумме 34914,3 тыс. рублей, на 2020 – в сумме 39593,6 тыс. рублей;
- субвенций на 2018 год в сумме 1698463,1 тыс. рублей, на 2019год – в сумме 1759673,6 тыс. рублей, на 2020 год – в сумме 1783475,4 тыс. рублей;
- иных межбюджетных трансфертов на 2018 год в сумме 792915,7 тыс. рублей, на 2019 год – в сумме 639087,3 тыс. рублей, на 2020 год – в сумме 966765 тыс. рублей.
Сравнительные показатели размеров безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за период 2017 – 2020 годы представлены в Приложении 9.
В соответствии с приведенными в таблице данными за период 2018 – 2020 годы прогнозируется уменьшение доли общего объема безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в доходах областного бюджета с 13,8 % в 2015 году до 10,6 % в 2020году.
В рассматриваемом законе предусмотрено сокращение поступлений субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходов областного бюджета (при увеличении поступлений по дотациям и субвенциям). В 2018 году на эти цели безвозмездные поступления из федерального бюджета предусмотрены на 94,5 % меньше, чем в 2017 году. Доля поступлений субсидий в общем объеме безвозмездных поступлений из федерального бюджета в 2018 году составит 0,8 % (в 2013 году – 25,4 %, в 2017 году – 12,5 %) и в последующие два года останется на уровне 2018 года.
Доля дотаций в общем объеме безвозмездных поступлений из федерального бюджета в 2018 году составит 60,2 % (в 2016 году – 46,6 %, в 2017году – 52,9 %) с последующим уменьшением до 44,2 % к 2020 году.
Увеличивается в 2018-2020 годах поступление субвенций из федерального бюджета на реализацию переданных Мурманской области государственных полномочий Российской Федерации, доля которых в общем объеме безвозмездных поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2018 году составит 26,6 %, что на 8,7 процентного пункта больше, чем в 2017 году (в 2019 году – 36,8 %, в 2020 году – 35,7 %).
Поступление из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов в 2018 году составит 12,4 % от общего объема безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы, что выше на 3,9 процентного пункта, чем в 2017 году. В плановом периоде предусматривается увеличение доли иных межбюджетных трансфертов в общем объеме безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы к уровню 2018 года в среднем на 5 % (в 2019 году 4,9 %, в 2020 году 6,0 %). Основные доли в указанных поступлениях занимают следующие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации:
в 2018 году:
- на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (54,6 %);
- на переселение граждан из закрытых административно-территориальных образований (25,0 %);
в 2019 и 2020 годах:
- на осуществление организационных мероприятий по обеспечению лиц лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (48,1 % в 2019 году и 65,6 % в 2020 году);
- на переселение граждан из закрытых административно-территориальных образований (30,3 % в 2019 году и 20,1 % в 2020 году).
Также в Законе предусмотрено увеличение на 47,8 % в 2018 году безвозмездных поступлений от государственных (муниципальных) организаций, представляющих собой безвозмездные поступления от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (с 176502,2 тыс. рублей в 2017 году до 260942,4 тыс. рублей в 2018 году). Указанные доходы в 2019 году предусмотрены в сумме 272015,5 тыс. рублей, в 2020 году в сумме 116682,7 тыс. рублей.
Прочие безвозмездные поступления на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предусмотрены в сумме 1500,0 тыс. рублей ежегодно.
На 2018 год в Законе предусматривается общий объем расходов областного бюджета в размере 53074446,0 тыс. рублей, что на 389835,8 тыс. рублей, или на 0,7 % ниже объема расходов, утвержденного Законом о бюджете на 2016 год. В тоже время исходя из представленных в материалах к законопроекту показателей оценки ожидаемого исполнения расходов областного бюджета на 2017 финансовый год (51641851,3 тыс. рублей) расходы областного бюджета на 2018 год планируются с ростом на 2,8 процента (Таблица 9).
Таблица 9
Расходы областного бюджета Мурманской области за 2014-2018гг., тыс. рублей
Утверждено Законом о бюджете на 2017 год |
Оценка ожидаемого исполнения в 2017 году |
Законопроект |
Изменение |
|||
тыс. руб. (гр.4 - гр.2) |
% (гр.4/гр.2) |
% (гр.4/гр.3) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего расходов |
53464281,8 |
51641851,3 |
53074446,0 |
- 389835,8 |
- 0,7 |
+ 2,8 |
В 2018 году в общем объеме расходной части областного бюджета 4473224,1 тыс. рублей, или 8,4 %, составляют расходы, осуществляемые за счет безвозмездных поступлений из Федерального бюджета (в бюджете в 2017 года – 5136437,0 тыс. рублей, или 9,6 %).
Общий объем расходов областного бюджета на 2019 и 2020 годы планируется выше объема расходов, утвержденного Законом о бюджете на 2017 год на 1,7 % и 5,0 % соответственно (Таблица 10). Рост расходов по отношению к утвержденному объему на 2017 год составит: в 2019 году – 1,0 %, в 2020 году – 6,1 %.
Таблица 10
Расходы областного бюджета Мурманской области за 2017-2020 гг., тыс. рублей
№ стр. |
Утверждено Законом о бюджете на 2017 год |
Законопроект |
|||
2018г. |
2019 г. |
2020 г. |
|||
1. |
Общий объем расходов |
53464281,8 |
53074446,0 |
53987342,8 |
56711374,7 |
1.1 |
Рост расходов по отношению к уровню предыдущего года |
- 0,7% |
+ 1,7% |
+ 5,0% |
|
1.2 |
Рост расходов по отношению к утвержденному объему на 2014 г |
- 0,7% |
+ 1,0% |
+ 6,1% |
|
2. |
Условно утвержденные расходы |
1251542,1 |
2625938,5 |
||
(удельный вес от общего объема расходов без учета расходов, предусмотренных за счет средств федерального бюджета) |
(2,5%) |
(5,0%) |
|||
3. |
Объем расходов без учета условно утвержденных |
53464281,8 |
53074 446,0 |
52735800,7 |
54085436,2 |
3.1 |
в том числе за счет средств федерального бюджета |
5136437,0 |
4473224,1 |
3925657,8 |
4192605,1 |
(доля в объеме распределенных расходов (стр.3.1/стр.3)) |
(9,6%) |
(8,4%) |
(7,4%) |
(7,8%) |
Планируемые объемы условно утверждаемых расходов на 2019 год - в сумме 1251542,1 тыс. рублей, на 2020 год - в сумме 2625938,5 тыс. рублей, соответствуют минимальному уровню, установленному пунктом 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ.