Файл: Сборник клинических задач для государственной (итоговой) аттестации по специальности 060501 сестринское дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 5086

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Студент демонстрирует технику постановки горчичников в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.
ЗАДАЧА № 12

В здравпункт завода обратилась женщина, 50 лет, с жалобами на возникшие резкие боли в правом подреберье, иррадиирующие в правую лопатку и ключицу. Накануне пациентка употребляла жирную пищу. В анамнезе желчнокаменная болезнь.

Задания

1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте на фантоме технику выполнения в/м инъекции.

Эталоны ответов


1. В результате нарушения диеты у больной с желчнокаменной болезнью развился приступ печеночной колики, о чём свидетельствует боль в правом подреберье, иррадиирующая в правую ключицу и лопатку.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

    1. вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи;

    2. обеспечить психический и физический покой с целью создания эмоционального комфорта;

    3. обеспечить наблюдение за больной, осуществляя контроль за АД, пульсом, температурой до прибытия врача;

    4. приготовить к приходу врача препараты для оказания неотложной помощи:

  • 2% р-р но-шпы;

  • 2% р-р папаверина;

  • 0,2% р-р платифиллина;

  • 0,1% р-р атропина;

  • р-р баралгина;

д) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует на фантоме технику выполнения в/м инъекции в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.
ЗАДАЧА № 13

После сдачи экзамена студенты ехали стоя в переполненном автобусе. Вдруг одному из них стало плохо. Он побледнел и упал.

Объективно: сознание отсутствует, кожные покровы бледные, конечности холодные, зрачки узкие на свет не реагируют, пульс нитевидный.

Задания

1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику п/к инъекции на фантоме.

Эталоны ответов


1. В результате психоэмоционального перенапряжения, пребывания в душном автобусе у молодого человека возник обморок.

Информация, позволяющая заподозрить медсестре неотложное состояние:

  • отсутствие сознания;

  • отсутствие реакции зрачков на свет;

  • бледность кожные покровов, холодные конечности;

  • тахикардия.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

    1. вынести пациента из автобуса и уложить с несколько приподнятыми ногами для улучшения мозгового кровообращения;

    2. вызвать скорую помощь;

    3. расстегнуть воротник, расслабить пояс для улучшения дыхания;

    4. поднести тампон, смоченный раствором нашатырного спирта к носу, с целью рефлекторного воздействия на ЦНС (при наличии аптечки у водителя);

    5. обрызгать холодной водой лицо, похлопать по лицу ладонями, растереть виски, грудь с целью рефлекторного изменения тонуса сосудов;

    6. периодически контролировать пульс и наблюдать за пациентом до прибытия скорой помощи;

    7. выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику п/к инъекции на муляже в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.

ЗАДАЧА № 14

В приемное отделение доставлена пациентка, 32 лет, в бессознательном состоянии.

При объективном обследовании: состояние тяжелое, сознание отсутствует, дыхание шумное, редкое, глубокое. Мышечный тонус и тонус глазных яблок снижен, сухость кожных покровов, слизистых оболочек и языка. Запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Пульс 90 уд/мин, АД 90/60 мм рт. ст. У пациента обнаружена карточка больного сахарным диабетом.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Выполните на фантоме катетеризацию мочевого пузыря.

Эталоны ответов


1. У пациентки, страдающей сахарным диабетом развилась диабетическая ( кетоацидотическая) кома, о чем свидетельствуют объективные данные: отсутствие сознания, дыхание по типу Куссмауля

, явления дегидратации (снижение мышечного тонуса и тонуса глазных яблок), характерный запах ацетона в выдыхаемом воздухе, снижение АД.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

    1. срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

    2. обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД);

    3. взять у пациента кровь и мочу на исследования;

    4. приготовить к приходу врача препараты для оказания неотложной помощи:

  • для внутривенного капельного введения - р-р Рингера, 4% р-р бикарбоната натрия, 5% р-р глюкозы, 0,9% р-р хлорида натрия;

  • препараты инсулина короткого действия (хоморап, илетин обычный, актрапид, инсулрап);

  • 10% р-р кофеина, 1% р-р мезатона;

  • кокарбоксилазу, аскорбиновую кислоту;

д) обеспечить введение лекарственных препаратов по назначению врача.

3. Студент демонстрирует на фантоме технику катетеризации мочевого пузыря в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.

ЗАДАЧА № 15

В медпункт обратился мужчина, 62 лет, у которого во время нервного перенапряжения час назад возник приступ жгучей боли за грудиной, которая не купируется нитроглицерином.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, тоны сердца приглушены, пульс 60 уд/мин, АД 160/100 мм рт. ст.,ЧДД 22 в мин.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику постановки очистительной клизмы.

Эталоны ответов


1. У пациента в течение часа держится жгучая боль за грудиной, возникшая во время нервного перенапряжения и не снимающаяся нитроглицерином. Данное состояние можно объяснить развившимся инфарктом миокарда.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

    1. вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи;

    2. создать психический и физический покой для обеспечения эмоционального комфорта и снятия стресса;

    3. уложить больного на спину с приподнятым головным концом;

    4. поставить горчичники на область грудины или втереть нитромазь на область сердца с целью уменьшения гипоксии миокарда;

    5. осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД) до приезда скорой помощи;

    6. приготовить препараты:


  • р-р промедола;

  • р-р морфина;

  • р-р промедола;

  • р-р фентанила;

  • р-р гепарина

ж) выполнить все назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику постановки очистительной клизмы в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.



СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ТЕРАПИИ с курсом первичной медицинской помощи



ЗАДАЧА № 1

В пульмонологическом отделении находится пациентка С., 35 лет, с диагнозом пневмония нижней доли правого легкого.

Жалобы на резкое повышение температуры, слабость, боли в правой половине грудной клетки, усиливающиеся при глубоком вдохе, кашель, одышку, выделение мокроты ржавого цвета. Заболела после переохлаждения. В домашних условиях принимала жаропонижающие препараты, но состояние быстро ухудшалось. Пациентка подавлена, в контакт вступает с трудом, выражает опасения за возможность остаться без работы.

Объективно: состояние тяжелое, температура 39,50 С. Лицо гиперемировано, на губах герпес. ЧДД 32 в мин. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, голосовое дрожание в нижних отделах правого легкого усилено, при перкуссии там же притупление, при аускультации крепитация. Пульс 110 уд./мин., ритмичный, слабого наполнения. АД 100/65 мм рт. ст., тоны сердца приглушены.

Задания

  1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

  2. Проведите инструктаж по сбору мокроты для исследования на посев с определением чувствительности микрофлоры к антибактериальным препаратам.

  3. Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера на фантоме.


Эталоны ответов

  1. Проблемы пациента:

Настоящие:

  • одышка;

  • лихорадка;

  • боль в грудной клетке;

  • слабость;

  • кашель с выделением мокроты;

  • психологические проблемы.

Потенциальные:

риск развития:

  • тяжелой дыхательной недостаточности;

  • сердечно-сосудистой недостаточности;

  • плеврита;

  • легочного кровотечения;

  • абсцедирования.

Приоритетные проблемы:

  • лихорадка.

Краткосрочная цель: снижение температуры тела в течение 3-5 дней до нормальных цифр.

Долгосрочная цель: поддерживание в норме температуры тела к моменту выписки.



План

Мотивация

1. Измерять температуру тела каждые 2-3 часа

Контроль за температурой тела для ранней диагностики осложнений и оказания соответствующей помощи больному

2.Согреть больную (теплые грелки к ногам, тепло укрыть больную, дать теплый сладкий чай)

Осуществляется в период падения температуры для согревания больной, уменьшения теплоотдачи

3.Обеспечить обильное витаминизированное питье (соки, теплый чай с лимоном, черной смородиной, настоем шиповника)

Для снижения интоксикации

4. Орошать слизистую рта и губ водой, смазывать вазелиновым маслом, 20% р-ром буры в глицерине трещины на губах

Для ликвидации сухости слизистой рта и губ

5. Постоянно наблюдать за больной при бреде и галлюцинациях, сопровождающих повышение температуры

Для предупреждения травм

6. Измерять АД и пульс, частоту дыхания

Для ранней диагностики тяжелой дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности

7.Обеспечить смену нательного и постельного белья, туалет кожи

Для предупреждения нарушений выделительной функции кожи, профилактики пролежней

8.Положить пузырь со льдом или холодный компресс на шею и голову при гипертермии

Для предупреждения нарушений сознания, судорог и других осложнений со стороны ЦНС

9. При критическом понижении температуры:

- приподнять ножной конец кровати, убрать подушку;

- вызвать врача;

- обложить теплыми грелками, укрыть, дать теплый чай;

- приготовить 10% р-р кофеина;

- сменить белье, протереть насухо

Для профилактики острой сосудистой недостаточности

10. Выполнять назначения врача

Для эффективного лечения