Файл: Сборник клинических задач для государственной (итоговой) аттестации по специальности 060501 сестринское дело.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 5086
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Студент демонстрирует технику постановки горчичников в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.
ЗАДАЧА № 12
В здравпункт завода обратилась женщина, 50 лет, с жалобами на возникшие резкие боли в правом подреберье, иррадиирующие в правую лопатку и ключицу. Накануне пациентка употребляла жирную пищу. В анамнезе желчнокаменная болезнь.
Задания
1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте на фантоме технику выполнения в/м инъекции.
Эталоны ответов
1. В результате нарушения диеты у больной с желчнокаменной болезнью развился приступ печеночной колики, о чём свидетельствует боль в правом подреберье, иррадиирующая в правую ключицу и лопатку.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
-
вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи; -
обеспечить психический и физический покой с целью создания эмоционального комфорта; -
обеспечить наблюдение за больной, осуществляя контроль за АД, пульсом, температурой до прибытия врача; -
приготовить к приходу врача препараты для оказания неотложной помощи:
-
2% р-р но-шпы; -
2% р-р папаверина; -
0,2% р-р платифиллина; -
0,1% р-р атропина; -
р-р баралгина;
д) выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует на фантоме технику выполнения в/м инъекции в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.
ЗАДАЧА № 13
После сдачи экзамена студенты ехали стоя в переполненном автобусе. Вдруг одному из них стало плохо. Он побледнел и упал.
Объективно: сознание отсутствует, кожные покровы бледные, конечности холодные, зрачки узкие на свет не реагируют, пульс нитевидный.
Задания
1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику п/к инъекции на фантоме.
Эталоны ответов
1. В результате психоэмоционального перенапряжения, пребывания в душном автобусе у молодого человека возник обморок.
Информация, позволяющая заподозрить медсестре неотложное состояние:
-
отсутствие сознания; -
отсутствие реакции зрачков на свет; -
бледность кожные покровов, холодные конечности; -
тахикардия.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
-
вынести пациента из автобуса и уложить с несколько приподнятыми ногами для улучшения мозгового кровообращения; -
вызвать скорую помощь; -
расстегнуть воротник, расслабить пояс для улучшения дыхания; -
поднести тампон, смоченный раствором нашатырного спирта к носу, с целью рефлекторного воздействия на ЦНС (при наличии аптечки у водителя); -
обрызгать холодной водой лицо, похлопать по лицу ладонями, растереть виски, грудь с целью рефлекторного изменения тонуса сосудов; -
периодически контролировать пульс и наблюдать за пациентом до прибытия скорой помощи; -
выполнить назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику п/к инъекции на муляже в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.
ЗАДАЧА № 14
В приемное отделение доставлена пациентка, 32 лет, в бессознательном состоянии.
При объективном обследовании: состояние тяжелое, сознание отсутствует, дыхание шумное, редкое, глубокое. Мышечный тонус и тонус глазных яблок снижен, сухость кожных покровов, слизистых оболочек и языка. Запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Пульс 90 уд/мин, АД 90/60 мм рт. ст. У пациента обнаружена карточка больного сахарным диабетом.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Выполните на фантоме катетеризацию мочевого пузыря.
Эталоны ответов
1. У пациентки, страдающей сахарным диабетом развилась диабетическая ( кетоацидотическая) кома, о чем свидетельствуют объективные данные: отсутствие сознания, дыхание по типу Куссмауля
, явления дегидратации (снижение мышечного тонуса и тонуса глазных яблок), характерный запах ацетона в выдыхаемом воздухе, снижение АД.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
-
срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи; -
обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД); -
взять у пациента кровь и мочу на исследования; -
приготовить к приходу врача препараты для оказания неотложной помощи:
-
для внутривенного капельного введения - р-р Рингера, 4% р-р бикарбоната натрия, 5% р-р глюкозы, 0,9% р-р хлорида натрия; -
препараты инсулина короткого действия (хоморап, илетин обычный, актрапид, инсулрап); -
10% р-р кофеина, 1% р-р мезатона; -
кокарбоксилазу, аскорбиновую кислоту;
д) обеспечить введение лекарственных препаратов по назначению врача.
3. Студент демонстрирует на фантоме технику катетеризации мочевого пузыря в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.
ЗАДАЧА № 15
В медпункт обратился мужчина, 62 лет, у которого во время нервного перенапряжения час назад возник приступ жгучей боли за грудиной, которая не купируется нитроглицерином.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, тоны сердца приглушены, пульс 60 уд/мин, АД 160/100 мм рт. ст.,ЧДД 22 в мин.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику постановки очистительной клизмы.
Эталоны ответов
1. У пациента в течение часа держится жгучая боль за грудиной, возникшая во время нервного перенапряжения и не снимающаяся нитроглицерином. Данное состояние можно объяснить развившимся инфарктом миокарда.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
-
вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи; -
создать психический и физический покой для обеспечения эмоционального комфорта и снятия стресса; -
уложить больного на спину с приподнятым головным концом; -
поставить горчичники на область грудины или втереть нитромазь на область сердца с целью уменьшения гипоксии миокарда; -
осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД) до приезда скорой помощи; -
приготовить препараты:
-
р-р промедола; -
р-р морфина; -
р-р промедола; -
р-р фентанила; -
р-р гепарина
ж) выполнить все назначения врача.
3. Студент демонстрирует технику постановки очистительной клизмы в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ТЕРАПИИ с курсом первичной медицинской помощи
ЗАДАЧА № 1
В пульмонологическом отделении находится пациентка С., 35 лет, с диагнозом пневмония нижней доли правого легкого.
Жалобы на резкое повышение температуры, слабость, боли в правой половине грудной клетки, усиливающиеся при глубоком вдохе, кашель, одышку, выделение мокроты ржавого цвета. Заболела после переохлаждения. В домашних условиях принимала жаропонижающие препараты, но состояние быстро ухудшалось. Пациентка подавлена, в контакт вступает с трудом, выражает опасения за возможность остаться без работы.
Объективно: состояние тяжелое, температура 39,50 С. Лицо гиперемировано, на губах герпес. ЧДД 32 в мин. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, голосовое дрожание в нижних отделах правого легкого усилено, при перкуссии там же притупление, при аускультации крепитация. Пульс 110 уд./мин., ритмичный, слабого наполнения. АД 100/65 мм рт. ст., тоны сердца приглушены.
Задания
-
Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
Проведите инструктаж по сбору мокроты для исследования на посев с определением чувствительности микрофлоры к антибактериальным препаратам. -
Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера на фантоме.
Эталоны ответов
-
Проблемы пациента:
Настоящие:
-
одышка; -
лихорадка; -
боль в грудной клетке; -
слабость; -
кашель с выделением мокроты; -
психологические проблемы.
Потенциальные:
риск развития:
-
тяжелой дыхательной недостаточности; -
сердечно-сосудистой недостаточности; -
плеврита; -
легочного кровотечения; -
абсцедирования.
Приоритетные проблемы:
-
лихорадка.
Краткосрочная цель: снижение температуры тела в течение 3-5 дней до нормальных цифр.
Долгосрочная цель: поддерживание в норме температуры тела к моменту выписки.
План | Мотивация |
1. Измерять температуру тела каждые 2-3 часа | Контроль за температурой тела для ранней диагностики осложнений и оказания соответствующей помощи больному |
2.Согреть больную (теплые грелки к ногам, тепло укрыть больную, дать теплый сладкий чай) | Осуществляется в период падения температуры для согревания больной, уменьшения теплоотдачи |
3.Обеспечить обильное витаминизированное питье (соки, теплый чай с лимоном, черной смородиной, настоем шиповника) | Для снижения интоксикации |
4. Орошать слизистую рта и губ водой, смазывать вазелиновым маслом, 20% р-ром буры в глицерине трещины на губах | Для ликвидации сухости слизистой рта и губ |
5. Постоянно наблюдать за больной при бреде и галлюцинациях, сопровождающих повышение температуры | Для предупреждения травм |
6. Измерять АД и пульс, частоту дыхания | Для ранней диагностики тяжелой дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности |
7.Обеспечить смену нательного и постельного белья, туалет кожи | Для предупреждения нарушений выделительной функции кожи, профилактики пролежней |
8.Положить пузырь со льдом или холодный компресс на шею и голову при гипертермии | Для предупреждения нарушений сознания, судорог и других осложнений со стороны ЦНС |
9. При критическом понижении температуры: - приподнять ножной конец кровати, убрать подушку; - вызвать врача; - обложить теплыми грелками, укрыть, дать теплый чай; - приготовить 10% р-р кофеина; - сменить белье, протереть насухо | Для профилактики острой сосудистой недостаточности |
10. Выполнять назначения врача | Для эффективного лечения |