Файл: 1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки 10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 284

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

1.1 Основные подходы к проблеме развития образной речи старших дошкольников

1.2 Русская народная сказка как средство развития образной речи старших дошкольников

2 Организация процесса развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки в условиях дошкольной образовательной организации

2.1 Выявление уровней развития образной речи старших дошкольников

2.2 Содержание педагогической деятельности по развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

Заключение

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в исследовании

Таблица А.1 – Список старшей группы, участвовавших в исследовании

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика «Изучение особенностей понимания многозначности слов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика «Выявление особенностей понимания фразеологизмов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Методика «Выявление умений использования образных средств, в повседневном общении (метафоры, сравнения)» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Изучение особенностей понимания многозначности слов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Выявление особенностей понимания фразеологизмов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников на констатирующем этапе

Таблица И.1 – Результаты диагностики старших дошкольников на констатирующем этапе исследования

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Конспекты НОД по развитию образной речи старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Рекомендации для родителей по развитию образной речи старших дошкольников



– Какие трудности возникли у вас?

– Вам понравилось сочинять сказки?

Конспект НОД по теме: «Составление загадок по объектам из русских народных сказок»

Название: «Составление загадок по объектам из русских народных сказок»

Цель: развитие образной речи дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

– учить составлять трёх и четырёх строчные загадки;

– закрепить знания детей о русских народных сказках;

– учить самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов.

Развивающие:

– развивать образную речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

– воспитывать интерес и любовь к сказкам;

– воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.

Ход занятия:

1 Вводная часть:

Пальчиковая гимнастика: «Животные зимой»

Ёж, медведь, барсук, енот –

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

Дидактическая игра

«На что похоже – чем отличается»

2 Основная часть:

Воспитатель загадывает объект из сказки «Колобок» и предлагает детям задать вопросы.

Воспитатель: Дети я загадала объект, который по одному признаку похож на лимон. Что же я загадала? Сейчас вы мне будите задавать вопросы (по признакам), а я буду вам отвечать.

– Это по размеру большое? – Нет.

– Это по форме круглое? – Да.

– Это похоже на луну? – Да.

– Это умеет прыгать? – Да.

– Это умеет катиться? – Да.

– Это по цвету жёлтое? – Да.

– Это умеет разговаривать? – Да.

Круглое, как мяч, но нельзя играть в футбол.

Жёлтое, как луна, но не светит.

Катится, как колесо, но не машина.

Разговаривает, как человек, но– это рукотворный объект. (Колобок)

«Волшебная» шкатулка с картинками объектами

Дети выбирают объекты.

Воспитатель: В каких сказках живут эти герои?

Ответы детей.

Составление загадок по первой, второй и третьей модели.

  1. Какой? – Что бывает таким же?

Рыжая, как белка

Пушистая, как кошка

Длиннохвостая, как корова

Хитрая, но не Баба-яга. (лиса)

  1. Что делает? – Что (кто) делает так же?

Ныряет, как дельфин

Прыгает, как кузнечик

Плавает, как рыбка.

Живет на болоте, но не цапля. (лягушка)

  1. На что похоже? – Чем отличается?


Похож на мужичка, но без бороды;

Похож на дом, но без окон;

Как зонтик, но на толстой ножке. (гриб)

Рисунки к загадкам Дети, а сейчас я вам предлагаю нарисовать рисунки к загадкам, которые мы с вами составляли.

3 Рефлексия

Загадку можно составить, когда посмотришь на объект, представишь, на что он похож, а потом определишь, чем отличается.

Люди могут представлять, фантазировать и словами об этом рассказывать.

Конспект НОД по теме: «Путешествие в сказку»

Название:

Цель: развитие образной речи дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

– обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели;

Развивающие:

– развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, образную речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету);

Воспитательные:

– воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физкультурное развитие.

Словарная работа: обучать детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайка, зайчишка).

Предварительная работа: чтение русских народных сказок.

Формы организации: подгрупповая работа.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям; методические приемы: словесный, наглядный, игровой; организационный момент, воображаемая ситуация, проблемные ситуации, сюрпризные моменты.

Материалы и оборудование:

– конверты с моделями на каждого ребенка, театр рукавичка (мышка, собака, лиса, медведь, волк, петушок, волшебный рюкзачок., дорожки здоровья, сундучок.

ХОД НОД

1 Вводная часть:

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Дети, хотели бы вы отправиться в волшебный мир сказок?

Воспитатель: А вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса.

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

Воспитатель: Вы хотите? Вы готовы? Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова. (Дети произносят волшебные слова)

2 Основная часть:

Пальчиковая игра «Замок».

Воспитатель: Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем кулаки.)



Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)

Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)

Мы его покрутим, (крутим “замочек”)

А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)

Покачаем – раз, два, три.

Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)

Двери открываются, сказка начинается.

Сюрпризный момент.

Появляется волшебный рюкзачок, в котором находится игрушка зайца.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что это?

Воспитатель: Правильно, кто-то забыл волшебный рюкзачок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а по волшебному, при помощи рук. Давайте дадим рюкзачок нескольким детям, смогут ли они угадать, что внутри рюкзака.

Дети ощупывают содержимое и пытаются отгадать, кто внутри.

Беседа.

– А как вы догадалась, что в мешочке спрятался зайка? (У него короткий хвост, длинные ушки)

– Угадали! Это зайка, он прибежал к нам из сказки.

– Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? (трусишка, боязливый.)

– А как в сказках называют зайца? (зайчишка, зайка – побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка).

– Молодцы. Зайчик прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречаем зайца? ( «Заяц хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».)

– Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но наш гость прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

Игра с загадками.

Воспитатель: Правильно, сказка называется «Заюшкина избушка» и зайчик принес нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и потом говорим отгадку.

Сама рыжевата,

Мордочка плутовата,

Ей не до пирожка,

Ей бы скушать петушка? (лиса)

Воспитатель: Дети, как можно назвать лису ласково? (лиска, лисонька, лисичка)

Кто, большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой?

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (Медведь.)

Назовите медведя ласково (мишка, мишенька, медвежонок)

«Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух,

Как зовут его? (Петух.)

(Имя), назови петуха ласково (петушок, петенька)

У меня отличный слух,

Острый взгляд и тонкий нюх.

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я… (Собака.)

Воспитатель: Назовем собаку ласково (собачка, собачонка)


Живет в норке

Грызет корки.

Короткие ножки,

Боится кошки. (мышка)

Воспитатель: Дети, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, мышка из другой сказки.)

Физкультминутка.

Воспитатель: Правильно. Зайка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с ним? Тогда встаем в круг.

Эй, ребята, что вы спите

Нам животных покажите.

У лисички острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса по лесу похаживает,

Шубу рыжую поглаживает.

– Заяц по лесу скакал

Заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке,

Поднялись, как стрелки, ушки.

Зайчик прыгнул, повернулся,

И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,

Разминает Миша ноги,

На носочках он пошел,

И на пяточках потом.

Моделирование сказки.

– Вот мы немного отдохнули, и зайка приглашает вас за столы.

Воспитатель: У вас на столах лежат конверты, откройте их. Какие геометрические фигуры лежат перед вами? (круги). Чем они отличаются? (цветом, размером). Назовите цвета (белый, серый, оранжевый, красный, коричневый).

Воспитатель: Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки – круг определенного цвета. Для зайчика, как вы думаете – какой? (белый). Почему? Оранжевый круг для… (лисы). Почему? (лиса рыжая). Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка» – собаке? (серый). Медведю, какого цвета кружок, почему? (дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки). А что есть еще у вас на столах – избушки. Они разного цвета, почему? (лубяная – коричневого, а ледяная – синего).

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя цветные кружочки. Я рассказываю сказку, а вы выкладываете кружочки друг за другом. Будьте внимательны. (рассказываю сказку, дети раскладывают кружочки)

СКАЗКА

Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная (дети ставят модели избушек). Пришла весна, и у лисы избушка и растаяла. А лиса попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика. Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака:

– Гав, гав! Что, зайчик, плачешь?

– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала.

– Не плачь, зайчик! Я ее выгоню!


Пошла собака к избушке, и говорит:

– Гав-гав уходи лиса вон!

-А лиса с печки отвечает:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет. Дети, покажите, как зайка плачет (дети показывают, как плачет заяц). Навстречу ему волк:

– О чём, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая? – лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним!

– Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, волчок, не выгонишь.

Подошли они к избёнке, Волк как завоет:

– Уходи, Лиса, вон из избушки!

А Лиса с печи как закричит:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Волк испугался и убежал. А как испугался волк? (дети показывают)

Опять сидит заинька, плачет. Навстречу ему медведь:

– О чём, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Попросилась лиса ко мне погреться, да из дома меня и выгнала. – Не плачь, зайка! Я помогу, выгоню лису!

– Нет, не выгонишь! Собака гнала, не выгнала, волк гнал, не выгнал. И ты, Миша, не выгонишь!

Подошёл медведь к избушке, да как начал реветь:

– Уходи, Лиса, вон из избушки!

А Лиса с печи как закричит:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Медведь испугался, в лес убежал. Идет зайчик дальше по дорожке, плачет. Навстречу ему петушок:

– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню!

– Нет, петух, не поможешь!

Кто помогал зайке выгонять лису? (собака, медведь) Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не прогнал.

Подошли они к избёнке,

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон!

Лиса услыхала, испугалась и говорит:

– Одеваюсь.

Петух громче закричал, дети помогайте мне:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

А лиса:

– Шубу одеваю.

Петушок еще громче закричал, дети помогаем петушку:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать.