Файл: 1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки 10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

1.1 Основные подходы к проблеме развития образной речи старших дошкольников

1.2 Русская народная сказка как средство развития образной речи старших дошкольников

2 Организация процесса развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки в условиях дошкольной образовательной организации

2.1 Выявление уровней развития образной речи старших дошкольников

2.2 Содержание педагогической деятельности по развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

Заключение

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в исследовании

Таблица А.1 – Список старшей группы, участвовавших в исследовании

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика «Изучение особенностей понимания многозначности слов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика «Выявление особенностей понимания фразеологизмов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Методика «Выявление умений использования образных средств, в повседневном общении (метафоры, сравнения)» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Изучение особенностей понимания многозначности слов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Выявление особенностей понимания фразеологизмов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников на констатирующем этапе

Таблица И.1 – Результаты диагностики старших дошкольников на констатирующем этапе исследования

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Конспекты НОД по развитию образной речи старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Рекомендации для родителей по развитию образной речи старших дошкольников



Во время рассказывания дети изображают: как плачет зайка, как собака испугалась лису, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче.

Воспитатель: Дети. Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет).

Воспитатель: Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунья, плутовка) – А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).

Воспитатель: Почему не помогли зайцу волк и медведь? (Волк и медведь струсили и убежали).

Воспитатель: Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).

Воспитатель: Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).

Упражнение для глаз «Глазки крепко закрываем»

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

– Молодцы. Вы все правильно составляли и помогали мне рассказывать сказку. Как она называется? («Заюшкина избушка»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?

Дети выходят из-за столов и встают на коврик.

Воспитатель: Нужно выполнить еще одно задание. Впереди нас ждут три дороги.

По зелёной пойдем – к лягушкам в болото попадем.

По красной пойдем – к Бабе-Яге придем.

По третьей пойдем – сундучок сказочный найдем.

Какую дорогу выбираем? Тогда вперед!

Дыхательное упражнение

Мы шагаем друг за другом

Лесом и весенним лугом. Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите! (Вдох– выдох)

Воспитатель: А вот и волшебный сундучок! А что же внутри? угощение для детей)

3 Рефлексия

Воспитатель: Ну, а нам пора прощаться.

И со сказкой расставаться.

Вы сказку увидели, в сказку играли,

Ну и, конечно, немного устали.

Закончились наши большие дела,

И нам в детский сад возвращаться пора.

Сегодня мы с вами поиграли в игру «Волшебный рюкзачок, отгадывали загадки, изображали животных и совершили путешествие в сказку «Заюшкина избушка» которую составляли и рассказывали по моделям заместителям.

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Рекомендации для родителей по развитию образной речи старших дошкольников


Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляют важнейшие условия качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются:

  • развитие образной речи;

  • воспитание интереса к художественному слову;

  • формирования умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании.


Предлагаем Вам несколько игр в которые вы можете играть с ребенком дома, в машине, в очереди в магазине и т. д. :

Игра «Разными глазами».

Описание аквариума с точки зрения владельца, а потом с точки зрения -рыбы, которая там плавает, затем – хозяйского кота.

Игра «Зоопарк».

Участники игры получают картинку с изображением животного. Не показывая картинку другим, каждый должен описать изображенное животное по плану : внешний вид, где живет, чем питается.

Игра «Измени характер персонажа».

Сочинение сказки с невероятным сюжетом. Например: лисицу в лесу все звери обманывают.

Игра «Придумай продолжение».

Родитель читает начало сказки и просит придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Как мне повезло».

Требуется придумать, что могли бы считать везением знакомые вам предметы: подсолнух, картошка, береза и др.

Игра «Оживи предмет».

Игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ: двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, шутить, улыбаться.

Игра «Автобиография».

Ведущий представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведет рассказ. Игроки внимательно слушают и путем наводящих вопросов выясните, о ком или о чем идет речь.

«Я есть в каждом доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибая, и становится темно не только в душе» (Лампочка)

Игра «Веселые рифмы».

Подбор рифмы к разным словам. (Свечка, трубы, ножка, сапоги, картошка и др.)