Файл: 1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки 10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

1.1 Основные подходы к проблеме развития образной речи старших дошкольников

1.2 Русская народная сказка как средство развития образной речи старших дошкольников

2 Организация процесса развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки в условиях дошкольной образовательной организации

2.1 Выявление уровней развития образной речи старших дошкольников

2.2 Содержание педагогической деятельности по развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

Заключение

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в исследовании

Таблица А.1 – Список старшей группы, участвовавших в исследовании

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика «Изучение особенностей понимания многозначности слов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика «Выявление особенностей понимания фразеологизмов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Методика «Выявление умений использования образных средств, в повседневном общении (метафоры, сравнения)» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Изучение особенностей понимания многозначности слов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Выявление особенностей понимания фразеологизмов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников на констатирующем этапе

Таблица И.1 – Результаты диагностики старших дошкольников на констатирующем этапе исследования

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Конспекты НОД по развитию образной речи старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Рекомендации для родителей по развитию образной речи старших дошкольников

Список использованных источников


  1. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155. – Текст: электронный // Правовой портал ГАРАНТ.РУ. – URL: https://base.garant.ru/70512244/.

  2. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования: Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028. – Текст: электронный // Правовой портал ГАРАНТ.РУ. – URL: https://base.garant.ru/406042493/.

  3. Абраухова, В.В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В.В. Абраухова.– Москва: Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 117 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=598995 (дата обращения: 09.04.2023). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-1669-3. – DOI 10.23681/598995. – Текст: электронный.

  4. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. – Москва: Издательский центр Академия, 2021. – 400 с. – ISBN 978-5-7695-9603-2. – Текст: непосредственный.

  5. Алимова, Я.Ю. Метафора и синетическая метафора в лингводидактическом рассмотрении: к постановке проблемы / Я.Ю. Алимова. – Текст: электронный // Сборник материалов I Азиатского международного форума «Новые горизонты РКИ». – 2022. – № 2.– С. 13-17. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_48646664_63945290.pdf (дата обращения: 05.04.2023).

  6. Андреева, И.Н. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в помощью театрализованной деятельности / И.Н. Андреева, Е.В. Михадарова. – Текст: электронный // Инструменты, механизмы и технологии развития социальной сферы поволжский государственный технологический университет. – 2020. – № 1. – С. 130-137. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44512112 (дата обращения: 24.05.2023).

  7. Андреева, И.Н. Развитие образной речи старших дошкольников посредством народных сказок / И.Н. Андреева, Д.А. Сидукова. – Текст: электронный // Современные парадигмы образования: достижения, инновации, технический прогресс. – 2019. – № 3. – С. 73-76. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42875236 (дата обращения: 29.03.2023).

  8. Бакаева, О.Н. Дошкольная педагогика: методические указания к выполнению курсовых работ / О.Н. Бакаева. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2017. – 91 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459411 (дата обращения: 30.05.2023). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9143-4. – Текст: электронный.

  9. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – 2-е изд., – Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 218 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513539 (дата обращения: 30.05.2023). – Текст: электронный.— ISBN 978-5-534-06925-9. — Текст: электронный.

  10. Виноградова, С.А. Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста / С.А. Виноградова, Ф.Е. Баймухамбетова. – Текст: электронный // Педагогика и современность. – 2019. – № 3. – С. 39-42. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21731252_63604714.pdf (дата обращения: 29.03.2023).

  11. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология дошкольного возраста / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – Москва: КноРус, 2023. – 270 с. – ISBN 978-5-906992-01-7. – Текст: непосредственный.

  12. Ворошнина, Л.В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы: практическое пособие для вузов / Л.В. Ворошнина. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 302 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/516234 (дата обращения: 18.05.2023). – ISBN 978-5-534-06211-3. – Текст: электронный.

  13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 160 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/513887 (дата обращения: 18.05.2023). – ISBN 978-5-534-06998-3. – Текст: электронный.

  14. Гвоздев, Н.А. Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007. – 472 с. – Текст: непосредственный.

  15. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. 6-7 лет. / В.В. Гербова. – 4-е изд. – Москва: Мозаика-Синтез, 2020. – 104 с. – ISBN 9785431518164. – Текст: непосредственный

  16. Гольник, О. Что такое сказка: особенности жанра / О. Гольник, А. Нагорная. – Текст: электронный // Наука и детский сад. –2021. – № 5. – С. 67-71. – URL: https://www.nur.kz/family/school/1823337-skazka---eto-cto-takoe-osobennosti-zanra/ (дата обращения: 29.03.2023).

  17. Дощечникова, Т.И. Развитие образной речи у старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема / Т.И. Дощечникова, Е.Е. Плотникова. – Текст: электронный // Актуальные вопросы современной науки и образования. – 2020. – № 3.– С. 109-112. . – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44047974 (дата обращения: 29.03.2023).

  18. Жданова, Т.Н. Воспитание интереса к устному народному творчеству и его значение в развитии речи детей младшего дошкольного возраста / Т.Н. Жданова. – Текст: электронный // Дефектология ПРОФ. – 2021. – № 1. – С. 126-137. – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/vospitanie_interesa_k_ustnomu_narodnomu_tvorchestvu_i_ego_znachenie_v_razvitii_rechi_detej/ (дата обращения: 31.03.2023.

  19. Киркина, Е.Н. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе / Е.Н. Киркина, О.И. Тараскина, О.А. Мещерекова. – Текст: электронный // Pedagogical Journa. – 2023. – № 13. – С. 138-145. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49622354 (дата обращения: 25.05.2023).

  20. Косыгина, Е.А. Формирование образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.А. Косыгина. – Текст: электронный // Вестник науки. – 2022. – № 12. – С. 144 – 149. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-obraznyh-sredstv-yazyka-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi/viewer. (дата обращения: 18.03.2023).

  21. Кот, Т.А. Формирование образной речи старших дошкольников на основе литературы и малых фольклорных форм в условиях дошкольной образовательной организации и семьи / Т.А. Кот. – Текст: электронный // Актуальные вопросы развития речи дошкольников и младших школьников коллективная монография. – Ялта, 2019. С. 51-64. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39181806_19384744.pdf (дата обращения: 29.03.2023).

  22. Крупина, К.В. Возможности использования сказки в развития образной речи детей старшего дошкольного возраста / К.В. Крупина. – Текст: электронный // Актуальные вопросы современной науки. Сборник статей по материалам XIX международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 114-120. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37221910 (дата обращения: 29.03.2023)

  23. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р.И. Лалаева, Н.В.Серебрякова. – Москва: Каро, 2019. – 256 с. – ISBN: 978-5-9925-1346-2. – Текст: непосредственный.

  24. Лепская, С.А. Развитие образной речи старших дошкольников на основе художественных произведений / С.А. Лепская. – Текст: электронный // Ступень в педагогическую науку. Материалы I Международного форума работников образования: сборник научных трудов. Центр научной мысли; Научный редактор Г. Ф. Гребенщиков. – 2013. – С. 32-34. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21770486 (дата обращения: 29.03.2023).

  25. Козлова, С.А. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста / С. А. Козлова. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 168 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/518198 (дата обращения: 18.05.2023). – ISBN 978-5-534-12429-3.– Текст: электронный.

  26. Макарова, В.Н. Диагностика развития речи дошкольников: методическое пособие / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М. Н. Едакова. – Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 79, [1] с. – ISBN 978-5-93134-350-1. – Текст: непосредственный.

  27. Маркова, Л.Б., Киреева, М.М. Развитие образной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.Б. Маркова, М.М. Киреева. – Текст: электронный // Нaукa и образование: отечественный и зарубежный опыт». 23-я Международная научно-практическая конференция. – 2019. – № 1.– С. 181-186. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41316038 (дата обращения: 09.05.2023).

  28. Михайлова, А.И. Развитие связной речи дошкольников / А.И. Михайлова, В.А. Юдина. – Текст: электронный // Педагогические исследования. – 2020. – № 5. – С. 17-25. – URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/40983/view. (дата обращения: 18.03.2023).

  29. Назарова М.В., Мартынова, Е.М. Педагогические условия испольования сказки как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста / М.В. Назарова, Е.М. Мартынова. – Текст: электронный // Образование 2020: Актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. – 2020. – № 2. – С. 110-114. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42697756_51098153.pdf (дата обращения: 12.05.2023).

  30. Павлинова, И.А. Методика освоения образной речи при изучении народных сказок в начальной школе / И.А. Павлинова. – Текст: электронный // Наука и детский сад. – 2019. – № 6. – С. 21-25. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-osvoeniya-obraznoy-rechi-pri-izuchenii-narodnyh-skazok-v-nachalnoy-shkole/viewer . (дата обращения: 18.04.2023).

  31. Патрушева, З.В., Ахмедова, Ю.А. Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста / З.В. Патрушева, Ю.А. Ахмедова. – Текст: электронный // Актуальные вопросы современной науки и образования. 2021. – № 2. – С. 81-83. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46199294_59092080.pdf (дата обращения: 29.03.2023).

  32. Пиаже, Ж.В.Ф. Речь и мышление ребенка / Ж.В.Ф. Пиаже. – Москва: АСТ, 2022. – 416 с. – 978-5-17-146922-1. – Текст: непосредственный.

  33. Померанцева, Э.В. Русская народная сказка / Э.В. Померанцева. – Москва: Изд-во акад. наук СССР, 1963. – 128 с. – ISBN 978-5-534-06211-3. – Текст: непосредственный.

  34. Головей Л.А. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / Л.А. Головей. Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 415 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. –URL: https://urait.ru/bcode/510373 (дата обращения: 18.05.2023). – ISBN 978-5-534-15965-3. – Текст: электронный.

  35. Рыжкова-Гришина, Л.В. Развитие речи: система работы / Л.В. Рыжкова-Гришина. – 2-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2020. – 250 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482340 (дата обращения: 01.03.2023). – Библиогр.: с. 192-210. – ISBN 978-5-9765-2123-0. – Текст: электронный.

  36. Савельева, Г.В., Шаповалова, М.Н. Особенности развития образной речи у старших дошкольников / Г.В. Савельева, М.Н. Шаповалова. – Текс: электронный // Двадцать пятая международная научно-практическая конференция «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Педагогика». – 2019. – № 1.– С. 320-324. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42308592 (дата обращения: 29.04.2023)

  37. Сомкова, О.Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / О.Н. Сомкова – Санкт Петербург: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2021. – 160 с. – ISBN 978-5-906797-88-9. – Текст: непосредственный.

  38. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – Москва: Издательство Юрайт – 2023. – 161 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518413 (дата обращения: 30.05.2023). – ISBN 978-5-534-11401-0. – Текст: электронный.

  39. Ушакова, О.С., Волкова, О.С. Речевая готовность старших дошкольников к обучению в школе // О.С.Ушакова, Волкова О.С. – Текст: электронный // Современное дошкольное образование. – 2020. – №3 – С. 51–59. – DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10074. (дата обращения: 18.03.2023).

  40. Ушакова, О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей: методическое пособие / О.С. Ушакова. – 4-е изд., испр. – Москва: Творческий центр Сфера, 2019. – 208 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=692819 (дата обращения: 20.02.2023). – Библиогр.: с. 194. – ISBN 978-5-9949-2005-3. – Текст: электронный.

  41. Фесенко, Ю.А. Коррекция речевых расстройств детского возраста: учебное пособие для вузов / Ю.А. Фесенко, М.И. Лохов. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 203 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/516673 (дата обращения: 18.05.2023). – ISBN 978-5-534-12886-4. – Текст: электронный.

  42. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – Москва: RUGRAM, 2022. – 228 с. – ISBN 978-5-458-36048-7. – Текст: непосредственный.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в исследовании

Таблица А.1 – Список старшей группы, участвовавших в исследовании


Имя Ф. ребёнка

Возраст

Полина А.

5 лет 8 мес

Саша А.

5 лет 9 мес

Слава Б.

6 лет 2 мес

Ева Б.

5 лет 3 мес

Денис Г.

5 лет 6 мес

Анна Г.

5 лет 6 мес

Алиса Д.

5 лет 6 мес

Саша Д.

5 лет 4 мес

Кристина Е.

5 лет 5 мес

Алиса З.

5 лет 8 мес

Кирилл З.

6 лет 3 мес

Матвей К.

5 лет 6 мес

Константин М.

5 лет 7 мес

Виктор М.

5 лет 8 мес

Полина С.

5 лет 4 мес

Юля Ф.

6 лет 1 мес

Катерина С.

5 лет 5 мес

Вова Р.

5 лет 10 мес

Максим С.

6 лет

Ясмина К.

5 лет 5 мес


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика «Изучение особенностей понимания многозначности слов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)


Цель – выявить уровень развития образной речи старших дошкольников в умении подбирать различные по смыслу слова.

«Что бывает» или «О чем можно сказать»?

  • бежит –... (Мальчик, вода, время, ручей);

  • растет –... (Цветок, дом, мальчик);

  • острый –... (Соус, суп, кинжал);

  • кисть –... (Для рисования, руки, винограда);

  • золотой (-ые, -ая, -ое) –... (Серьги, руки, сердце).

При анализе ответов детей учитываются следующие показатели:

  • адекватность подобранных слов;

  • количество;

  • подобранных слов.


Критерии оценки 2 балла – ребенок адекватно подбирает слова, количество подобранных слов к слову-стимулу не менее 3-х.

1 балл – ребенок подбирает к слову-стимулу 1-2 адекватных слова.

0 баллов – ребенок неадекватно подбирает слова.

В сумме высшая оценка составляет 10 баллов.

Высокий уровень – Ребенок набирает 7-10 баллов.

Средний уровень – Ребенок набирает 4-6 баллов.

Низкий уровень – Ребенок набирает 0-3 балла.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика «Выявление особенностей понимания фразеологизмов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)


Цель – выявить уровень развития образной речи старших дошкольников в части понимания фразеологизмов.

Детям предлагаются следующие фразеологизмы:

  • сломя голову;

  • поминай, как звали;

  • как воды в рот набрал.

Фразеологизмы предлагаются сначала в изолированном виде.

Как ты понимаешь это выражение? Когда так говорят?

Если ребенок затрудняется, ему предлагается текст.

Сломя голову

Однажды Ваня проснулся и увидел, что будильник сломался, и Ваня уже опаздывал в школу. Он оделся и быстро побежал. Навстречу ему шла женщина и сказала: «Ты что бежишь сломя голову?» Ваня удивился и сказал: «У меня голова на месте»?

Почему женщина так сказала?

Поминай как звали

Сжег Иван-Царевич лягушачью кожу. Увидела Василиса Прекрасная это и говорит: «Что же ты наделал, Иван-Царевич! Оставалось мне носить ее 3 дня и 3 ночи. А теперь надо мне возвращаться к Кощею Бессмертному».

Обернулась Василиса Прекрасная голубицей, улетела в открытое окошко и поминай, как звали?

Что значит «поминай как звали»? Когда так говорят?

Как воды в рот набрал

Саша и Маша играли в игру «Молчанка». Пришла мама. Мама: «Саша, ты сделал домашнее задание?». Саша молчит. Мама: «Маша, вы ужинали?», Маша молчит. «Вы, что молчите, как воды в рот набрали?» – продолжила мама. А Саша говорит: «А у меня воды во рту нет»?

Почему мама так сказала? Когда так говорят?

Педагог предлагает ребенку придумать рассказ, в котором кто-то мог бы так сказать.

Высокий уровень – ребенок понимает и правильно объясняет фразеологизм, предложенный изолированно или в тексте, приводит примеры аналогичных ситуаций, правильно включает фразеологизм в связное высказывание. – 3 балла


Средний уровень – ребенок недостаточно точно понимает, но пытается объяснить фразеологизм, предложенный в тексте, прокомментировать описанную ситуацию, своих примеров привести не может, не включает фразеологизм в связное высказывание. – 2 балла

Низкий уровень – ребенок отказывается отвечать, не понимает фразеологизм. – 1 балл.