Файл: 1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки 10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

1.1 Основные подходы к проблеме развития образной речи старших дошкольников

1.2 Русская народная сказка как средство развития образной речи старших дошкольников

2 Организация процесса развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки в условиях дошкольной образовательной организации

2.1 Выявление уровней развития образной речи старших дошкольников

2.2 Содержание педагогической деятельности по развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

Заключение

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в исследовании

Таблица А.1 – Список старшей группы, участвовавших в исследовании

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика «Изучение особенностей понимания многозначности слов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика «Выявление особенностей понимания фразеологизмов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Методика «Выявление умений использования образных средств, в повседневном общении (метафоры, сравнения)» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Изучение особенностей понимания многозначности слов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Выявление особенностей понимания фразеологизмов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников на констатирующем этапе

Таблица И.1 – Результаты диагностики старших дошкольников на констатирующем этапе исследования

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Конспекты НОД по развитию образной речи старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Рекомендации для родителей по развитию образной речи старших дошкольников



Развитие образной речи старших дошкольников строилось на общедидактических принципах, позволяющих правильно организовывать и направлять процесс корригирующего обучения и воспитания (принципы научности, системности, доступности, наглядности и т.д.). Принцип развития основывается на положении о том, что только то, обучение бывает действенным, которое «забегает» вперед развития. Именно поэтому в процессе развивающей работы с детьми необходимо создавать зону ближайшего развития (Л.С. Выготский), обеспечивая тем самым коррекционно-развивающий характер обучения.

Для обучения дошкольников также важен принцип наглядности, но важно правильно распределить внимание детей. Опыт педагогической работы с дошкольниками подсказывает, что на занятиях при знакомстве с новой русской народной сказкой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот: иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книжке.

Но после того как русская народная сказка прочитана, внимание детей фиксировано на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении русской народной сказки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно. Само собой, разумеется, есть и исключения из изложенного выше правила. В тех случаях, когда в русской народной сказке речь идет о вещах, неизвестных детям, т. е. встречаются незнакомые и непонятные им слова, целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие картинки.

В старшей и подготовительной группах дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы («Понравилась или не понравилась картинка?», «Почему?»), могут предлагать свое решение темы (на занятиях рисованием). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одной и той же русской народной сказке.


Возвращаясь к развитию образной речи дошкольников, считаем, что при планировании стоит включить в занятия знакомство детей с традициями русского народа, старинными обрядами, исконно народными ремеслами, песенным и танцевальным творчеством, славянской мифологией, семейными традициями.

Важнейший принцип, развивающий работы с детьми – это принцип деятельностного развития (деятельностный подход), в основу которого при развитии образности языка входит понимание речи как сложной, иерархически организованной, многоуровневой функциональной системы, развивающейся по законам освоения деятельности. О.Н. Сомкова приводит основные компоненты речевой деятельности: мотив, обеспечивающий потребность ребенка включиться в речевую деятельность; цель, в которой прогнозируется будущий результат деятельности; содержание, которое представлено в виде знаний, впечатлений, переживаний и желаний ребенка; средства, позволяющие облечь мысль в форму речевого высказывания, понятного для слушателя; результат, в качестве которого выступает речевая форма [37].

О.Н. Сомкова считает, что основными педагогическими условиями развития ребенка как субъекта речевой деятельности можно считать:

  • привлечение его к речевому творчеству, которое стимулирует творческой воображение, самостоятельность, интерес к речевой деятельности. Это требует развития мотивационно-потребностной сферы ребенка по линии обогащения мотивации речевой деятельности;

  • включение в педагогический процесс по развитию речи элементов метаязыковой деятельности, которая способствует осознанию ребенком языка и речи как особого предмета познания;

  • создание условий для постепенного нарастания самостоятельности и активности ребенка в постановке цели речевой деятельности – переход от принятия цели, поставленной воспитателем, к самостоятельному прогнозированию результата своей речевой деятельности;

  • развитие познавательной деятельности ребенка, обеспечивающей самостоятельное накопление собственного содержания для речи;

  • организацию педагогического процесса, направленного на своевременное освоение ребенком родного языка как основного средства речевой деятельности;

  • решение задач по развитию выразительности речи детей – постепенное освоение ребенком разнообразных средств эмоциональной, речевой и языковой выразительности, переход от подражательности к самостоятельному использованию средств речевой деятельности;

  • развитие способности детей к анализу и самоанализу продуктов речевой деятельности в соответствии с поставленной целью;

  • организацию субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми, предполагающего учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, ориентацию на его потенциальные возможности;

  • использование в работе по развитию речи развивающих игровых технологий, стимулируюших речевое творчество и самостоятельность ребенка [37].


В работе мы считаем важными рекомендации М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, которые говорят о том, что основная задача педагога при чтении или рассказывании русской народной сказки – добиться такого исполнения произведения, которое позволит донести до детей его идейно-художественные достоинства, возбудит интерес к произведению, его языку и вызовет у маленьких слушателей эмоциональное отношение к изображаемым в нем событиям и героям.

Работая с русской народной сказкой как со средством развития и обогащения образной речи, рекомендуется использовать ряд приемов. Опираясь на исследования О.И. Соловьевой и А.М. Бородич, их можно разделить на две группы приемов.

Приемы первой группы:

  • вопросы по русской народной сказке. Они должны быть разнообразными по своей направленности. Одни вопросы должны помогать дошкольникам точнее охарактеризовать героев произведения. Другие вопросы должны помогать детям почувствовать основную идею русской народной сказки;

  • рассматривание иллюстраций и накопление у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают человеку лучше понять произведение;

  • словесные зарисовки. Здесь детям предлагается стать художниками-иллюстраторами. Ребенок должен подумать и рассказать, какие иллюстрации к сказке он хотели бы нарисовать;

Все эти приемы помогают лучше разобраться в содержании русской народной сказки.

Приемы второй группы:

  • повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. С помощью этого приема ребенок наиболее полно воспринимает художественные достоинства произведений и замечает различные средства выразительноти;

  • по просьбе воспитателя дошкольники вспоминают и рассказывают о самом грустном, самом страшном или самом смешном эпизоде из произведения; пересказывают поступки героев и описания природы, которые им больше всего понравились и запомнились;

  • воспитатель напоминает один из эпизодов русской народной сказки и просит детей рассказать о нем по подробнее;

  • драматизация отрывков из русской народной сказки, которые наиболее интересны и эффективны в плане обогащения и активизации словарного запаса ребенка.

На формирующем этапе нами был составлен комплекс НОД по развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки. В данном комплексе мы учитывали перечисленные выше приемы первой и второй группы, которые способствуют наиболее полному и глубокому проникновению в образный строй и язык произведения.


Разработанный комплекс НОД представляет собой набор стратегий, направленных на достижение определенной цели: создание психолого-педагогических условий по развитию образной речи у старших дошкольников посредством русской народной сказки. Комплекс НОД состоит из 10 занятий (ПРИЛОЖЕНИЕ К, таблица К.1).

Сюжет каждой сказки по-своему интересен, своеобразен, индивидуален, диагностичен. В них отражается эмоциональное состояние детей, их заветные желания, особенности поведения. Обычно, дети с удовольствием включаются в творческий процесс, задания выполняются с увлечением, что благотворно отражается на результатах деятельности.

Обучение детей дошкольного возраста по составлению сравнений на занятиях рекомендуется проводить по модели для составления сравнений:

  • воспитатель называет какой-либо объект;

  • обозначает его признак;

  • определяет значение этого признака;

  • сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Например:

  • зайчик (объект №1);

  • по цвету (признак);

  • белый (значение признака);

  • такой же белый (значение признака) по цвету (признак), как снеге (объект № 2).

На первом этапе дошкольники сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно находят в тексте сказки красивые слова и выражения. Детям предлагается подобрать как можно больше определений к главному герою, найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; придумать похожие слова (синонимы); подобрать определения, сравнения к словам. Также предлагается метод игр-бесед.

Педагоги вместе с детьми придумывают несколько однокоренных слов (гриб-грибок – грибочек). Рифмуют два слова (кузнец – молодец), далее сочиняют четверостишия. Педагог должен найти в сказках образные слова, которые не совсем понятны детям и требуют дополнительного анализа.

После того, как педагог находит в тексте эти слова, он анализирует их с детьми, разбирает в процессе беседы, закрепляет их понимание. Для этого можно с детьми играть в игру «Для каждого ребенка по слову», когда берется русская народная сказка, в которой есть образное выражение. Далее один ребенок называет образное выражение, другой продолжает, повторяя предыдущее слово и добавляя свое, третий так же повторяет и добавляет свое и т.д.

Для того, чтобы дети понимали значение слова педагог может использовать различные задания, например, в русской сказке «Василиса Прекрасная», дети могут заметить и назвать грустные слова: причитала, заливалась слезами. На просьбу
педагога объяснить значение этих слов, дети могут пояснять, что эти слова обозначают: «очень сильно плакала, огорчилась, рыдала». В сказке «О серебряном блюдечке и наливном яблочке» стоит обратить внимание детей на сказочное слово – наливное яблочко. Дети должны объяснить, что оно означает, например, очень спелое и вкусное, налилось соком, поэтому и наливное. Важно направить внимание детей на то, как в этой русской народной сказке используется сравнение.

В представленных НОД используются загадки. Е.Н. Киркина, Е.В. Фомичева считают, что загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее [19].

Также в работе педагогов предлагается использовали наиболее простой алгоритм составления метафоры.

  • берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора;

  • у него выявляется специфическое свойство (разноцветная);

  • выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна);

  • определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя);

  • для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна – небо после дождя);

  • составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя) [19].

После составления фраз педагог возвращается к модели и просит детей проговорить правила их составления. При усвоении модели составления метафоры ребенок может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Во время занятий с дошкольниками педагоги проводят различные игры, где соблюдаются основные дидактические принципы, связанные со стремлением увлечь игрой каждого ребенка. При проведении игр создается определенная эмоциональная атмосфера, где используется интонация, музыкальное сопровождение, подбирается соответствующий дидактический материл. Детям обязательно объясняются правила участия в игре, совершается показ игровых действий, определяется роль ведущего-взрослого. В процессе игры у детей поддерживается хорошее настроение, желание играть.

Овладевая образной речью, у дошкольника происходит формирование осознанного отношения к речи, проявляющееся выбором речевых изобразительно-выразительных средств