Файл: 1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки 10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

1.1 Основные подходы к проблеме развития образной речи старших дошкольников

1.2 Русская народная сказка как средство развития образной речи старших дошкольников

2 Организация процесса развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки в условиях дошкольной образовательной организации

2.1 Выявление уровней развития образной речи старших дошкольников

2.2 Содержание педагогической деятельности по развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

Заключение

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в исследовании

Таблица А.1 – Список старшей группы, участвовавших в исследовании

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика «Изучение особенностей понимания многозначности слов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика «Выявление особенностей понимания фразеологизмов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Методика «Выявление умений использования образных средств, в повседневном общении (метафоры, сравнения)» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Изучение особенностей понимания многозначности слов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Выявление особенностей понимания фразеологизмов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников на констатирующем этапе

Таблица И.1 – Результаты диагностики старших дошкольников на констатирующем этапе исследования

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Конспекты НОД по развитию образной речи старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Рекомендации для родителей по развитию образной речи старших дошкольников



– Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)

– Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

– Какая она была? (веселая)

(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)

Воспитатель: Посмотрите, какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

– Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её.

Воспитатель: Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

– А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

– Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?

– Во что, превратилась Снегурочка?

– Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).

– Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной? – Можно, так как существует превращение – Снегурочка ожила.

– А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)

– А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).

– Какие ещё зимние игры и забавы вы знаете?

– Какую пользу принося нашему организму игры на свежем воздухе?

Физминутка

Воспитатель: Давайте и мы слепим Снегурочку. Но сначала я хочу, чтобы вы посмотрели на свои руки и руки товарища. Обратите внимание у мальчиков руки большие, сильные. Поэтому и комочки у них крепкие будут получаться, а у девочек ручки небольшие, нежные, поэтому и комочки у них получатся маленькими, хрупкими. Я очень попрошу мальчиков, когда накатаем большие комки снега, помочь девочкам поставить их друг на друга.

Ну что, берем снег, лепим снежные комочки.

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим на ладошке.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

Воспитатель: Молодцы, посмотрите, какие у вас хорошие Снегурочки получились.

Работа по картине В. Васнецова «Снегурочка»

Образ Снегурочки вдохновлял поэтов, писателей композиторов.

Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку.

Какая она на картине: веселая или грустная? Почему?

А композитор Н. А. Римский – Корсаков создал ее образ в опере «Снегурочка». Сядьте удобнее, закройте глаза и послушайте отрывок из оперы.


Звучит отрывок арии Снегурочки из оперы Н. А. Римского – Корсакова.

Беседа по содержанию

– Понравилось ли вам опера? Какое настроение вызывает она? О чём она повествует? Что бы вы изобразили на альбомных листках с помощью красок? Мы в следующий раз обязательно нарисуем Снегурочку и выразим свои чувства с помощью красок.

Воспитатель: Опера Н.Римского-Корсакова повествует о том, как прекрасная пора года– весна неизбежно уходит, уступая место лету. Дитя самой Природы, дочь Деда-Мороза и Весны– холодная, нежная и хрупкая Снегурочка, тает под летними лучами солнца.

Воспитатель: В музыке оперы звучат отголоски народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц. В ней звучит чудесное очарование русской природы, красота русской песенности.

Драматизация.

Воспитатель: Я предлагаю оживить нашу сказку, обыграть её. Я сейчас превращу некоторых из вас в героев сказки.

Моделирование сказки символами.

– Грустный конец у этой русской народной сказки?

– А почему же нам грустно? (Снегурочка испарилась)

– А можно придумать и сделать так, чтобы Снегурочка не исчезла?

– А как?

– Давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)

– Молодцы, как вы здорово придумали!

3 Рефлексия

Воспитатель: Давайте еще раз вспомним, какая сказка была у нас в гостях? Кто автор сказки? Вспомните интересные слова из сказки.

Воспитатель: Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец! А работали хорошо все! Вот за это вам подарок – раскраска Снегурочка.

Конспект НОД по теме: «Василиса Прекрасная»

Название: «Василиса Прекрасная»

Цель: учить детей высказывать свое отношение к героям сказки; формировать нравственные качества.

Задачи:

Развивающие:

– развивать образное мышление, активную образную речь, умение связно выразить мысль.

Образовательные:

– формировать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Воспитательные:

– воспитывать уважение к народным ценностям.

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Словарь: купец (торговец, покупатель), вдова (женщина, у которой умер муж), мачеха (не родная мать).

Предварительная работа: не требуется.

Формы организации: подгрупповая работа.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям.



Материалы и оборудование: демонстрационный материал – кукла Василиса, «Раскрасим сарафан Василисы»; раздаточный материал – цветные карандаши, картинки с изображением Василисы.

Ход занятия

1 Вводная часть:

Воспитатель: – Дети, вы любите сказки? (Да)

– Мы знаем много разных сказок, среди них есть и русские народные сказки.

– Скажите, что значит «русские народные» сказки ? Почему они так называются? (Ответы детей)

– А какие сказки еще бывают? (Ответы детей)

– А как можно сказать о сказке, какая она?(Волшебная, чудесная,забавная,поучительная,остроумная,умная,интересная,добрая,загадочная,необычная,радостная,мудрая и т.д.)

– Дети, а теперь я предлагаю вам в игровой форме вспомнить названия любимых нами сказок.

2 Основная часть:

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши .)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок– румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку – Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар– птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Знакомство со сказкой.

Воспитатель: Вы знаете, я сегодня пришла рано в детский сад, а меня встретила необычная гостья и это оказалась героиня русской народной сказки, с которой мы сегодня с вами и познакомимся– это Василиса Прекрасная.

– Хотите попасть в эту сказку? (Да)

– Закрыли глаза, вздохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: « Раз, два, три, в сказку мы попасть хотим!»

– И вот мы в гостях у сказки «Василиса Прекрасная».

Знакомство со сказкой. Чтение или показ слайдов.

Физкультминутка.

Мышка быстренько бежала(бег на месте)

Мышка хвостиком виляла(имитация движения)

Ой, яичко уронила(наклониться «поднять яичко»)

Посмотрите-ка разбила(показать «яичко» на вытянутых руках)

Беседа-обсуждение сказки.

Воспитатель: Дети, так почему же Василису называли Прекрасной? Только ли внешне она была прекрасна?

– Какой подарок был подарен ее матерью?

– Как относились к Василисе мачеха и ее дочери?

Почему Василиса хорошела день ото дня, а мачеха и ее дочери дурнели?

– Кто же для Василисы был самым родным существом?

– За какие качества полюбил ее царь? За ее красоту, за трудолюбие, за искусную работу)

– На этом наше путешествие подошло к концу. Закрыли глазки, вздохнули и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно».


6. Творческая работа «Раскрасим сарафан Василисы».

Детям раздаются картинки с изображением Василисы, нужно красиво разукрасить ее сарафан, самый красивый рисунок попадет на выставку.

3 Рефлексия

– Дети, где мы с вами побывали?

– Чем занимались?

– Что больше всего понравилось?

Конспект НОД по теме: «Придумай сказку»

Название: «Придумай сказку»

Цель: развитие образной речи дошкольников.

Обучающие задачи:

– учить детей составлять план сказки;

– учить детей последовательно, связно и выразительно рассказывать сказку, используя модели;

– учить детей придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку.

Развивающие задачи:

– развивать у детей образную и связную речь (монологическую и диалогическую формы речи);

– развивать у детей творческое воображение.

Воспитательные задачи:

– воспитывать желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками;

– воспитывать желание слушать собеседника, не перебивать.

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: беседы о русском народном творчестве, чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, организация театрализованных игр по мотивам русских народных сказок.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: игровой, наглядный, коммуникативная, двигательная деятельность детей, беседа, художественное слово, упражнение, поощрение.

Материалы и оборудование: цветные модели, игрушка Кузя, сундучок.

Ход НОД

1 Вводная часть:

Педагог эмоционально стимулирует детей,

Воспитатель: Дети, сегодня я в детский сад пришла не одна, а с домовенком Кузей. Он живет в моей квартире и каждый вечер перед сном рассказывает мне сказки. Хотите с ним познакомиться?

– Кузя, ты где?

– Я здесь, иду-иду. Здравствуйте, детишки, озорники и шалунишки!

– Кузенька, наши дети послушные и любознательные, славные и старательные, умнейшие и добрейшие.

2 Основная часть:

Кузенька:

– Я таких детей люблю, поэтому принес с собой сундучок, в котором сказки живут. Дети, а вы любите сказки? Прекрасно! я вам сейчас загадаю загадки, если вы их отгадаете, то узнаете какие сказки живут в моем сундучке. (Загадывает, открывает сундучок, начинает плакать.)


Воспитатель: Что случилось, Кузя?

– У меня в сундучке не осталось ни одной сказки.

Воспитатель: Дети, что же делать?

– Не грусти, мы твоему горю поможем, дети придумают тебе много новых сказок.

-Вы, согласны? (Усаживают Кузю).

Воспитатель: Дети, давайте вспомним из каких частей состоит сказка? (Зачин, середина, концовка).

Воспитатель: Какими словами она начинается? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве…)

– Какими словами заканчивается? (Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало; сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок…)

Воспитатель: В сказке есть положительные и отрицательные герои. Назовите положительных (Золушка, Мальвина…), отрицательных – (баба Яга, змей Горыныч…)

– Кто вам больше нравиться, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает хорошо?

Воспитатель: Дети, а сказка получиться, если будут только положительные герои или только отрицательные? (Нет, потому что добро всегда побеждает зло.)

– Правильно, сказка не получиться интересной, если не будет злого серого волка, доброй Феи…Дети, в сказках всегда происходят чудеса, какие?(Есть колдовство, волшебные предметы, происходят чудеса.)

-Беседа

– Молодцы! А теперь немного отдохнем.

«Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел-

Ключик видно не нашел,

Чтобы ключик тот достать,

Надо на носочки встать».

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем сказочниками. А эти модели помогут вам придумать сказку. (цветные геометрические фигуры разного размера).

Воспитатель: Кто будет героями ваших сказок? Рассмотрите модели. Кого они вам напоминают по цвету?

Как по-твоему кто у тебя?

Как ты догадался?

А у тебя? (спрашиваю 3-4 ребенка)

Напоминаю рассказывание сказки:

1). Где жил ваш сказочный герой?

2). Что с ним произошло?

3). Чем закончилась ваша сказка?

Творческая работа детей (при необходимости помогаю детям вопросами: где живет твой герой; подумай, как выглядит его домик; куда он отправился; с кем встретился; что увидел; как закончилось его путешествие и др.)

Кузя: – Спасибо вам, дети, за сказки. Вы все старались, поэтому и сказки получились интересными. Ваши сказки я положу в сундучок, и буду рассказывать их другим детям.

– Дети, предлагаю вам нарисовать рисунки к вашим сказкам, сделать книжку сказок и подарить её детям младшей группы.

3 Рефлексия

– Дети, кому мы сегодня помогали?

– А что мы еще делали на занятии?