Файл: 1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки 10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 280

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

1.1 Основные подходы к проблеме развития образной речи старших дошкольников

1.2 Русская народная сказка как средство развития образной речи старших дошкольников

2 Организация процесса развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки в условиях дошкольной образовательной организации

2.1 Выявление уровней развития образной речи старших дошкольников

2.2 Содержание педагогической деятельности по развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

Заключение

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в исследовании

Таблица А.1 – Список старшей группы, участвовавших в исследовании

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика «Изучение особенностей понимания многозначности слов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика «Выявление особенностей понимания фразеологизмов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Методика «Выявление умений использования образных средств, в повседневном общении (метафоры, сравнения)» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Изучение особенностей понимания многозначности слов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Выявление особенностей понимания фразеологизмов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников на констатирующем этапе

Таблица И.1 – Результаты диагностики старших дошкольников на констатирующем этапе исследования

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Конспекты НОД по развитию образной речи старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Рекомендации для родителей по развитию образной речи старших дошкольников



Г.В. Савельева, М.Н. Шаповалова выделяют три основных этапа освоения детьми образных языковых средств.

Первый этап – замещение. На данном этапе, исходя из своего запаса знаний, опираясь на внешнее сходство, ребенок называет незнакомый предмет или дает ему характеристику.

Второй этап – сравнение. Сравнения являются наиболее доступными и раньше других актуализируются в речевом онтогенезе. Это образное средство имеет особое значение в формировании языковой личности ребенка и развитии мышления.

Третий этап характеризуется появлением в речи олицетворений. На процесс становления олицетворения влияет группа факторов. Среди них выделяет: игру; фольклор; материнскую речь [36, c. 321].

Отдельно отметим, что первым и основным «наставником» для ребёнка становятся его родители. И первое знакомство с художественной литературой ребёнок получает в семье. Именно семья, по мнению Т.А. Кот, формирует круг чтения ребёнка, его читательские интересы с самых ранних этапов развития. В настоящее время, в связи с плотной занятостью на работе членов семьи, родители практически перестали рассказывать детям сказки. Стали редкими, в качестве подарка для ребёнка, покупка книг со сказками. Вместо живого общения, дети занимаются просмотром мультфильмов, компьютерными играми, в которых даются готовые слуховые и зрительные образы. В результате отсутствия эпитетов, сравнений, образных выражений речь упрощается, обедняется, превращается в маловыразительную, скучную и однообразную [21, с.56].

М.В. Назарова, Е.М. Мартынова отмечают, что родители не знают, не задумываются, не подозревают, какие огромные возможности содержит в себе сказка, какую огромную роль она играет во всестороннем развитии собственного ребенка, а самое главное в развитие его речи. Поэтому перед педагогами стоит задача открыть родителям все возможности сказки как средства развития речи детей [29, c.114]. Родителям важно не забывать читать дошкольникам различные художественные произведения (в т.ч. и фольклорные), обращать внимание дошкольника на выразительные средства.

Г.Л. Ветлужских, Л.А. Дубровская, Т.А. Пескишева и др. отмечают, что при активном внимании к развитию речи к 5-6 годам в речи детей появляются сочетания с высокой степенью метафоризации, т.е. происходит активное усвоение различных образных средств языка, в том числе и пословиц.


Старшие дошкольники способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы [10].

Г.В. Савельева, М.Н. Шаповалова приводят точку зрения Е.В. Белобородовой, отмечавшей, что восприятие образных средств детьми отражает ход познавательной деятельности человека и важную роль в этом процессе играют синтагматические и парадигматические ассоциации. Поэтому, по ее мнению, рассмотрение этих вопросов должно опираться на знание закономерностей усвоения детьми значений слова, компонентов его семантической структуры, а именно денотативного, коннотативного, концептуального (понятийного), контекстуального. Компонентами значения слова ребенок овладевает постепенно. Сначала устанавливает связь между конкретным предметом и его обозначением. По мере развития операций сравнения, обобщения, анализа устанавливается концептуальный компонент значения. Овладение переносным значением слов связано с усвоением детьми контекстуального значения слова. Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста имеются потенциальные возможности для усвоения образной речи, в частности, использования таких ее образных средств, как сравнение, олицетворение, фразеологические обороты. Факты присутствия в речи образных выражений свидетельствуют о зарождающейся у дошкольников потребности в средствах образной номинации [36, с.322].

Е.Н. Киркина отмечает, что для того чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности [19, с. 335].

С позиции Д.Б. Эльконина, «становление образной речи играет большую роль в развитии дошкольников, являясь основой в воспитании и обучении детей, так как они могут глубже подходить к осмыслению содержания литературного произведения, а также способны осознавать некоторые отличия художественной формы» [42, с. 45].



Изучив научную и методическую психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что базовое, на наш взгляд, определение образной речи принадлежит авторству М.М. Алексеевой, которая в своих работах понимает ее как «...способность ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафору, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства» [4, с. 3]. Также мы будем опираться на точку зрения Л.Г. Шадрина, Е.Н. Судакова, которые определили образную речь, как живость, наглядность, красочность изображения – неотъемлемый признак всякого вида искусства, форма осознания действительности с позиций какого-то эстетического идеала. Развитие образной речи у старших дошкольников характеризуется пониманием средств интонационной выразительности.

1.2 Русская народная сказка как средство развития образной речи старших дошкольников


Важнейшими источниками развития детской образной речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества. Блестящим примером образности языка является язык сказок. Они издавна составляют важнейший элемент народной педагогики, признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт [7, с.74].

Сказка представляет собой эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр. Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки. У такого произведения есть один автор, она закреплена в письменной форме, а ее сюжет зачастую связан с фольклорной сказкой [12].

Э.В. Померанцева считает, что русская народная сказка это эпическое художественное произведение русского народа, преимущественно прозаического, волшебного и авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (определение); один из основных жанров фольклорной прозы [33].

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка; об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Речь детей не будет образной, если ребенок не будет владеть в полной мере художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом [10, с.40].

В педагогике на сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:


  • сказки о животных (человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая, отсюда очеловечивание животных и птиц…)

  • волшебные сказки (сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические сюжеты, в их основе лежит чудесный мир-это предметный, фантастический, неограниченный мир).

  • бытовые сказки (характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы).

Т.Н. Свечникова говорила: русская народная сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни. Сказка оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

Также Т.Н. Свечникова считала, что народная речь отличается образностью. Образность есть определение в слове самых характерных, существенных черт предмета, явления. Успешное формирование образной речи достигается на основе развития всех сторон речи, выполнения специальных упражнений, знакомства с художественной литературой.

Русские народные сказки, по мнению И.Н. Андреевой, оказывают значительное влияние на язык ребёнка, и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает он гармонию слова. В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям; они рождаются в живой разговорной речи, проникают и из сказок, песен, поговорок, отделяются от них, становятся самостоятельными. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы, и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы [7, с.74].