Файл: 1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки 10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

1.1 Основные подходы к проблеме развития образной речи старших дошкольников

1.2 Русская народная сказка как средство развития образной речи старших дошкольников

2 Организация процесса развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки в условиях дошкольной образовательной организации

2.1 Выявление уровней развития образной речи старших дошкольников

2.2 Содержание педагогической деятельности по развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

Заключение

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в исследовании

Таблица А.1 – Список старшей группы, участвовавших в исследовании

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика «Изучение особенностей понимания многозначности слов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика «Выявление особенностей понимания фразеологизмов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Методика «Выявление умений использования образных средств, в повседневном общении (метафоры, сравнения)» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Изучение особенностей понимания многозначности слов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Выявление особенностей понимания фразеологизмов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников на констатирующем этапе

Таблица И.1 – Результаты диагностики старших дошкольников на констатирующем этапе исследования

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Конспекты НОД по развитию образной речи старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Рекомендации для родителей по развитию образной речи старших дошкольников


Конспект НОД по теме «Русские народные сказки»

Название: «Русские народные сказки»

Цель: развитие образной речи дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками;

  • закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.

  • упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки, используя мнемотехническую таблицу.

Развивающие:

  • продолжать развивать мышление, память, внимание и воображение;

  • активизировать речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к сказкам;

  • воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Обыгрывание сказок с помощью настольного театра. Разгадывание загадок. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Живые слова», «Из какой сказки», «Выкладывание сюжетных картинок в определенной последовательности» и т.д. Игры драматизации по сказкам. Описание животных, используя мнемотаблицы.

Формы организации: подгрупповая работа.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям.

Материалы и оборудование: Выставка книг с русскими народными сказками, иллюстрации с изображением сказочных героев. Мнемотаблицы по русским народным сказкам.

Ход НОД

1 Вводная часть:

Воспитатель: Дети, вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, что бы еще раз вспомнить любимые сказки. Итак, путешествие в страну сказок начинается! (Воспитатель с детьми берутся за руки, и идут по кругу, читая стихотворение Ф. Кривина «О чем-то скрипит пословица).

О чем-то скрипит пословица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

2 Основная часть:

Воспитатель: Сказки рассказывают о небывалом и чудесном, и они бывают разными: народными и авторскими.


Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему сказки называются народными?

Дети: Потому что их сочинил народ.

Воспитатель: Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Воспитатель: Почему сказки называются авторскими?

Дети: Потому что, их сочинил и написал один человек – автор.

Воспитатель: Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается).

Игра: «Ты мне – я тебе». Дети стоят в кругу. Воспитатель с середины круга бросает мяч детям, называя героя сказки. Дети по очереди отвечают, в какой сказке он встречается.

Например: корова – сказка «Крошечка – Хаврошечка». Коза…;

Медведь…; Волк …; Гуси …; Лиса – ….; Курица …; Заяц …

Воспитатель: Молодцы!

Игра: «Узнай сказку по загадке».

Воспитатель: Дети, вы много сказок знаете?

Дети: Да!

Воспитатель: Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герой этой сказки? (Три медведя)

*Я от дедушки ушёл.

Я от бабушки ушёл,

Скоро и к вам приду (Колобок).

Игра: «Узнай сказку по картинке».

Воспитатель: Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк» и др.).

Воспитатель: Дети, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? – показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят».

Дети: Это сказка «Волк и семеро козлят».

Воспитатель: Кто её сочинил?

Дети: Эта русская народная сказка.

Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?

Дети: Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.

Воспитатель: Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? – показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба».

Дети: Это сказка «Курочка Ряба».

Воспитатель: А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая?

Дети: Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.

Воспитатель: А эта иллюстрация, из какой сказки?



Дети: «Лисичка – сестричка и серый волк»

Воспитатель: Скажите, правильно поступила лиса?

Дети: Нет, она всех обманывала.

Игра: «Узнай сказку по героям».

Воспитатель: Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните название сказок, в которых они действуют.

1. Дед, жучка, внучка, мышка (Сказка «Репка»).

2. Мышка, бабка, яичко (Сказка «Курочка Ряба»).

3. Гуси, Баба-Яга, девочка (Сказка «Гуси – лебеди»).

4. Царь, три сына, стрела, болото (Сказка «Царевна-Лягушка»).

Пересказ сказки: «Расскажи сказку».

Воспитатель: А теперь предлагаю рассказать любую сказку с помощью мнемотаблицы (Дети, по желанию, рассказывают сказку с опорой на мнемотаблицу, выразительно, передавая диалоги персонажей).

3. Рефлексия:

Воспитатель: Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете русские народные сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка. Понравилось ли вам наше занятие? Что запомнилось больше всего?

Конспект НОД по теме: «Крошечка Хаврошечка»

Название: «Крошечка Хаврошечка»

Цель: развитие образной речи детей.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;

  • учить детей строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного;

  • продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов);

  • учить называть признаки предмета, обогащать речь качественными прилагательными;

  • учить различать звуки по их качественной характеристике (согл., гл.; согл. тв., солг. мягк.);

  • продолжить работу по звуковому анализу слова (выделение звука в начале слова).

Развивающие:

  • развивать речь, мышление;

  • формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки;

  • совершенствовать диалоговую речь.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к устному народному творчеству;

  • воспитывать доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту.

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: просмотр серии сюжетных картинок по теме занятия.

Формы организации: подгрупповая работа.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям.


Материалы и оборудование: текст русской народной сказки «Хаврошечка», мяч, картинка с изображением коровы, платочки для росписи, цветные карандаши (фломастеры).

Расширить и активизировать словарный запас: Сирота, Одноглазка, Двухглазка, Трехглазка, рябая корова, журить, пять пудов, распеклась, листвицы шумят золотые, затрогал девушек, барин,; в добре поживать, лиха не знать.

Ход занятия:

1 Вводная часть:

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Дети я для вас приготовила загадку. Слушайте ее внимательно:

Гуляет летом по полям

И молоко дает всем вам,

Громко «му» кричит хозяйке

Сена мне побольше дайте.

Дети: корова!

Воспитатель: Дети, а почему вы решили, что это корова?

Дети: (ответы по загадке)

Воспитатель: А что вы еще можете рассказать о корове?

Дети: Корова – это крупное домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу : молоко, мясо. У коровы рождается теленок. Она мычит и бодается.

Воспитатель: Назовите 1й звук в слове «корова» (Игра «Два дома»)

Какой это звук?(согл. тв.). Назовите слово, где твердый согласный звук [к], превратился в мягкий [к’].

Дети: (ответы детей, н-р, киска, кегля, …)

Воспитатель: А каком крупном домашнем животном мы сегодня говорили?

Дети: корова.

2 Основная часть

В: Я вам сегодня прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка», одним из героев тоже является корова. Слушайте внимательно.

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Словарная работа:

  • пуд – старинная русская мера веса, равна 16,35 кг;

  • прясть – скручивание (волокна0 делать нить;

  • ткать – изготавливать (ткань из материала) из нити;

  • рябая корова – пестрая с пятнами другого цвета;

  • заморили – замучили;

  • распеклась на солнышке – пригрелась;

  • лихо – зло;

  • наливное (яблоко) – сочное, созревшее.

Физминутка

Мы устали, засиделись

Нам размятся захотелось.

(одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

(повороты корпусом)

Приседанья начинаем

Ноги до конца сгибаем.

Верх и вниз, вверх и вниз,

Приседать на торопись.

(приседания)

И в последний раз присели

А теперь на место сели.

(дети садятся на места)

Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка? Кто является главным героем сказки?


Дети: Хаврошечка

Воспитатель: Скажите, кто помогал ей в трудной жизни, в работе?

Дети: Хаврошечке помогала корова.

Воспитатель: Как она ей помогала?

Дети: В одно ушко влезет Хаврошечка, а в другое вылезет– все и готово.

Воспитатель: Легко ли жилось Хаврошечке в этой семье?

Дети: нет, Хаврошечка ткала, пряла, работала, слова доброго никогда не слыхала, обижали ее, а жалеть никто не жалел.

Воспитатель: «Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят».

Воспитатель: Как мачеха узнала о том, что Хаврошечке помогает коровушка?

Дети: Ей сказала об этом Трехглазка. Мачеха посылала дочерей на луг подсматривать за Хаврошечкой.

Воспитатель: Какую песню пела Хаврошечка дочерям на лугу для того чтобы они скорее заснули?

Дети: Спи глазок, спи другой.

Воспитатель: Чем закончилась сказка?

Дети: Хаврошечка угостила яблочком барина.

Воспитатель: Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать»

Дети: Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.

Упражнение «Скажи какая?»

Мачеха какая?

Дети: злая, недобрая, сварливая, грубая, жестокая, некрасивая, крикливая

Воспитатель: Хаврошечка какая?

Дети: добрая, ласковая, трудолюбивая, терпеливая, красивая, милосердная, воспитанная

– Творческая работа (работа проводится за столом)

Воспитатель: Посмотрите на столах у вас лежат платочки – один для Хаврошечки, другой для мачехи. Раскрасьте платочки: «Какой вы бы подарили мачехе, какой вы бы подарили Хаврошечке». Почему?( выполненные работы вывешиваются на доске)

Д: ответы детей

Воспитатель: Дети подойдите ко мне. (дети встают в круг на ковре)

Собрались дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Говори наоборот». Я буду бросать мяч, тот кто поймает мяч, должен ответить слово наоборот.

Злой-добрый

Маленький-большой

Грустный – веселый

Черное-белое

Кислое-сладкое

Длинный –короткий

Высокий-низкий

Холодный-горячий

Тусклый-светлый

Голодный-сытый

Мокрый– сухой

Интересный– скучный

Громко-тихо.

3 Рефлексия:

Воспитатель: С какой русской народной сказкой мы с вами познакомились сегодня?

Дети: Хаврошечка

Воспитатель: С каких слов начинается сказка?

Дети: Есть на свете люди хорошие, а есть и похуже..