Файл: 1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки 10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

1.1 Основные подходы к проблеме развития образной речи старших дошкольников

1.2 Русская народная сказка как средство развития образной речи старших дошкольников

2 Организация процесса развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки в условиях дошкольной образовательной организации

2.1 Выявление уровней развития образной речи старших дошкольников

2.2 Содержание педагогической деятельности по развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

Заключение

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в исследовании

Таблица А.1 – Список старшей группы, участвовавших в исследовании

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика «Изучение особенностей понимания многозначности слов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика «Выявление особенностей понимания фразеологизмов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Методика «Выявление умений использования образных средств, в повседневном общении (метафоры, сравнения)» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Изучение особенностей понимания многозначности слов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Выявление особенностей понимания фразеологизмов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников на констатирующем этапе

Таблица И.1 – Результаты диагностики старших дошкольников на констатирующем этапе исследования

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Конспекты НОД по развитию образной речи старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Рекомендации для родителей по развитию образной речи старших дошкольников

1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

1.1 Основные подходы к проблеме развития образной речи старших дошкольников


В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) развитие образной речи относится к образовательной области речевое развитие [1].

ФГОС ДО ставит следующие задачи в области речевого развития детей:

  • обогащать активный словарь;

  • сформировать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

  • познакомить с речевым творчеством;

  • сформировать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;

  • познакомить с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [1].

И.А. Павлинова выяснила, что речь является не только «правильной», но и качественной, развитой, «хорошей» для дошкольников. И пришла к выводу, что единогласно принятого мнения о правильности речи не существует [30]. Профессор Института дошкольного образования и семейного воспитания О.С. Ушакова в качестве ведущей цели обучения рассматривает развитие «хорошей речи», что характеризуется богатством словаря, точного и выразительного.

О.С. Ушакова отмечает, что развитие «хорошей речи» надо проводить параллельно с развитием образности, так как нельзя в связной речи расчленять эти элементы. О.С. Ушакова считает умение раскрывать не только семантическое содержание, но и эмоционально-выразительный подтекст высказывания очень существенной чертой полноценного речевого развития и становления словесного творчества в целом [39].

Во всех исследованиях подчеркивается, что эмоционально-выразительная сторона развития речи имеет большое значение и для развития ее образности. О.С. Ушакова говорит о том, что основой смыслового содержания речи является то, что она обозначает, однако подлинное владение построением связного высказывания непременно включает в себя понимание выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывает в него говорящий [40].

М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Н.В. Гавриш, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина вслед за О.С. Ушаковой, говорят что «Хорошая речь» отличается умением правильно использовать такие средства выразительности, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и умение с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства. И только тогда, когда мы этому научим детей, мы сможем развивать у них сознательную речь,
которая должна быть связной, точной и выразительной, т. е. образной [40].

Рассмотрим кратко основные определения образности речи:

  • метафора это троп или механизм речи, как отмечает Я.Ю. Алимова, состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений и т.п., для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс, либо наименования другого класса объектов, аналогичного данному в каком-либо отношении [5];

  • сравнение также представляет один из тропов, это стилистическая фигура речи, сопоставление одного предмета с другим по принципу их сходства. Чем неожиданнее сравнение, тем выразительнее образ;

  • олицетворение это выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия (например изображение у греков и римлян счастья в виде капризной богини-фортуны и т. п.);

  • эпитет – образное определение предмета или действия;

  • многозначные слова – слова, у которых есть два и более лексических значения, например: ножка, шляпка, идти;

  • фразеологизм понимается как устойчивое сочетание слов, которое имеет постоянное звучание и значение. По мнению Т.М. Филоненко, внутренней формой фразеологизма является мотивирующий его целостное значение фразеологический образ [34].

Л.А. Лоторева указала, что в теории русского языка образную речь принято понимать под выразительно-изобразительным качеством речи, сообщаемым ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами) [28].

Е.А Косыгина говорит о том, что в лингвистике существует деление средств языка на выразительные, которые «выражают» и изобразительные, которые «изображают». Зачастую понятия «выразительность» и «образность» рассматриваются как синонимы [20].

Л.Г. Шадрина Е.Н. Судакова говорят, что образная речь, это – как живость, наглядность, красочность изображения – неотъемлемый признак всякого вида искусства, форма осознания действительности с позиций какого-то эстетического идеала. А подтверждают эту мысль слова А.А. Потебня, В.П. Палиевский и М.Н. Макарова. По их мнению, образность строится на основе элементарной художественной мысли, в роли которой выступает сравнение [25].

Образная речь – это речь, насыщенная поэтическими средствами, оживляющими при восприятии ее смысла живые образы, эмоции, наглядные картины. Образная речь богата метафорами, сравнениями, эпитетами, метонимами, афоризмами, гиперболами, символами и т.д. В отличие от образной литературной речи народная речь богата еще и пословицами, поговорками, фразеологизмами, загадками [27, c.182].



Исследователи образной речи Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова, О.Н. Сомкова, О.С. Ушакова отмечают, что образность является важной характеристикой разных сторон речи. Они рассматривают развитие образности как важного звена в общей системе работы по развитию речи, и подчеркивают, что показателем богатства является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое оформление связного высказывания [39].

Т.И. Дощечникова, Е.Е. Плотникова приводят доводы И.А. Голуб о характерных особенностях образной речи:

  • эмоциональная природа развития образности – это эмоциональное восприятие действительности, которое располагает к воссозданию образов и побуждает к высказываниям;

  • многоплановость применения – тропы используются в разговорном, в публицистическом и в научном (для облегчения, доступности понимания изложения) стилях;

  • гибкость образных словоупотреблений (утрата в общее языковых тропах прямого значения: снег идѐт, лететь стрелой)» [17, с.110].

Лингвисты Н.Д. Арутюнова, А.А. Уфимцева, В.К. Харченко справедливо отмечают, что удельный вес образной лексики в различных системах и стилях речи значителен. По их мнению, ребенку так же, как и взрослому, бывает свойственно стремление усилить любое высказывание выразительными средствами. [27, c.182].

Исследования О.С. Ушаковой, Н.В. Гавриш, А.М. Бородич показали, что детям дошкольного возраста еще недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной выразительности речи, но овладение самыми элементарными средствами художественной выразительности вполне им доступно. Так что развитие образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте, в котором дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание.

Исследования психологов Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, а также методистов О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др., показали, что старшие дошкольники свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности. Они могут читать стихи: грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. А также речь старших дошкольников насыщается словами, обозначающими все части речи, благодаря чему дети в этом возрасте активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов.


О.М. Дьяченко говорил, что детей старшего дошкольного возраста отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Поэтому образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления.

Некоторые особенности развития образной речи детей отмечала Н.С. Карпинская. Она подчеркивала недостаточную осознанность и неустойчивость образности детской речи: «Чем старше ребенок, тем большей сдержанностью отличается его речь: чувства, переживания начинают все больше подчиняться сознанию и воле». Поэтому очень важно научить ребенка образности речи и включить в его деятельность элемент сознательности, преднамеренности.

В процессе анализа ряда исследований, посвященных развитию речи детей дошкольного возраста, И.Н. Андреева, Д.А. Сидукова выделяют особенности образной речи детей 5–6 лет, среди которых:

  • понимание детьми смыслового богатства слова; смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении;

  • понимание и овладение переносным значением многозначных слов;

  • способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;

  • использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

  • использование в речи синонимов и антонимов [6, с.74].

Н.В. Гавриш изучая пути и закономерности усвоения значений слова дошкольником, который первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении, пришла к тому что в старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, а также переносное значение фразеологизмов, загадок, и пословиц. Речь детей не будет образной, если ребенок не будет владеть в полной мере художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом. У детей старшего дошкольного возраста возникает умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Е.В. Савушкина также признавала важность развития образности речи детей. По ее мнению, образность предполагает и наличие эмоционально-экспрессивных средств выражения в речи в виде зрительных, слуховых, моторно-двигательных и других представлений. Исследовав развитие образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного творчества. Она пришла к тому, что образная речь является составной частью культуры речи.


Также большое значение работе с живым словом придавала Е.А. Флерина, считая, что «рассказывание самих детей развивает мышление ребенка и навыки речи» [25]. При этом особое значение Е. А. Флерина придавала образности речи, чтобы словесный материал вызывал в воображении ребенка ясные представления, четкие образы и затрагивал его эмоционально.

В трудах Е.А. Флериной содержатся указания на необходимость работы над образными средствами языка. В своей работе «Эстетическое воспитание дошкольника» она говорит о важности художественного слова для приобщения ребенка к народному творчеству: «Через народное творчество ребенок общается с многомиллионным автором – народом, воспринимает его мысли и чувства. С малых лет через художественное слово детям становится доступным широкое духовное общение с писателями. Ребенок начинает понимать их идеи и чувства, строй мыслей и язык. В этом сила и значение художественного слова, литературы для ребенка, для его развития и воспитания.

Ее указания по руководству детским рассказыванием даны тонко и тактично. Она писала: «В развитии образного мышления ребенка и художественной выразительности речи рассказывание является одной из основных форм работы; через плавную, связную речь в рассказе ребенок учится строить ее логически и последовательно» [41, с. 86]. Удачным приемом детского рассказывания является его запись воспитателем и последующее чтение другим детям.

Е.А. Флерина (совместно с Е.М. Шабад) дала довольно четкие указания по методике обучения рассказыванию и выбору репертуара: определение тематики и основного стержня рассказа, проведение единой линии развития сюжета, т.е. должна быть четкая структура рассказа, а образ нужно раскрывать ярко и использовать язык простой, но звучный, ритмический, красочный. Многие педагоги до сих пор руководствуются методическими рекомендациями Е.А. Флериной по художественному рассказыванию, использованию иллюстраций и поэтапному обучению самостоятельному составлению связных высказываний. Е.А. Флёрина говорит о том, что ребёнок усваивает родную речь, прежде всего, подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует. Живой народный русский язык обладает ни с чем несравнимыми качествами в точности и образности. Богатство слов и обозначений соответствует разнообразию жизненных обстоятельств и действий, от этого и слово становится точным [25].