Файл: 1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки 10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 282

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

1.1 Основные подходы к проблеме развития образной речи старших дошкольников

1.2 Русская народная сказка как средство развития образной речи старших дошкольников

2 Организация процесса развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки в условиях дошкольной образовательной организации

2.1 Выявление уровней развития образной речи старших дошкольников

2.2 Содержание педагогической деятельности по развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

Заключение

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в исследовании

Таблица А.1 – Список старшей группы, участвовавших в исследовании

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика «Изучение особенностей понимания многозначности слов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика «Выявление особенностей понимания фразеологизмов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Методика «Выявление умений использования образных средств, в повседневном общении (метафоры, сравнения)» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Изучение особенностей понимания многозначности слов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Выявление особенностей понимания фразеологизмов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников на констатирующем этапе

Таблица И.1 – Результаты диагностики старших дошкольников на констатирующем этапе исследования

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Конспекты НОД по развитию образной речи старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Рекомендации для родителей по развитию образной речи старших дошкольников



Читая сказку, ребёнку необходимо помочь осмыслить её, понять, перенять заложенные в ней правила и законы, нормы и ценности. Сказки помогают ребёнку подготовиться к взрослой жизни. Сказки имеют свои определённые функции (по Е.В Петровой.):

  • психологическая подготовка к напряжённым эмоциональным ситуациям (на бессознательном символическом уровне);

  • символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов, полученных в пренатальный период, в момент родов и в раннем детском возрасте;

  • принятие в символической форме своей физической активности.

Сказка выполняет свои определённые функции, помогает ребёнку в его взрослении.

Е.И. Тихеева отмечает, что читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует [38].

Е.А. Флерина придает большое значение для развития образной речи рассказывание сказок детьми. Она говорит о том, что рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель все больше переходит в роль заинтересованного слушателя.

Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова и др. в 90-е г.г. в научном исследовательском институте дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой выполнили ряд работ, показавших, что словесное творчество дошкольников неразрывно связано с формированием образности речи. Исследования были проведены на материале разных жанров фольклора – народных сказок, пословиц, поговорок, а также произведений художественной литературы. В них были раскрыты педагогические условия, при которых речь ребенка обогащается различными средствами художественной выразительности.


Произведения литературы способствуют развитию образной речи, дают замечательные примеры русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой и стилистикой.

Задача педагога, по М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной – добиться такого исполнения произведения, которое позволило бы донести до слушателей его идейно-художественные достоинства, возбудило бы интерес к произведению, его языку, вызвало у детей эмоциональное отношение к изображаемым в нем событиям и героям [4].

Е.И. Тихеева, Л.М. Гурович, А.М. Бородич, В.И. Яшина, В.И. Логинова, Л.Б. Береговая, Т.Б. Филичева, З.А. Гриценко указывают на необходимость проведения беседы о прочитанном. Беседа по содержанию произведения должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к ребенку всеми гранями, а затем еще раз представить ее во всей целостности.

Е.А. Флерина придает большое значение для развития образной речи рассказывание сказок детьми. Она говорит о том, что рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель все больше переходит в роль заинтересованного слушателя [25].

Э.П. Короткова, рассматривая художественную литературу, как средство обогащения языка ребенка образными словами и выражениями, говорила об эффективности в этом смысле народных сказок, и для полноценного усвоения материала произведений, рекомендовала двукратное чтение коротких рассказов, сказок, включающее в вопросах слова из текста, указания к припоминанию пропущенных ребенком слов, конкретного образного значения словосочетаний с опорой на контекст, выборочное чтение отрывков из рассказов.

Исследования И.Н. Митькиной показали, что слушая сказки, ребенок, естественно, усваивает их языковое оформление настолько, что не только может воспроизвести трафаретные формулы в сказочном контексте, но и использовать их в обобщенном целостном значении как соответствующие фразеологические единицы.



К.В. Крупина делает вывод, что сказка является мощным средством в формировании и развитии образной речи дошкольников. Ее язык полон и разнообразен различными эпитетами, сравнениями, олицетворениями, фразеологизмами. Именно здесь имеется целый ряд образных выражений, которые близки и доступны детскому пониманию. Например, красна девица, красное солнышко, алы губы, добрый молодец, Иван-дурак, Баба Яга-костяная нога, Кощей Бесмертный, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, чисто поле, светлый месяц, лес дремучий, скатерть-самобранка, меч-саморуб, ковер–самолет, зимушка-зима, живая вода, могучий ветер, молодильные яблоки, волшебный клубок, как буря налетела, расстилается шелковым ковром, и поплыла княгиня белой уточкой и многие другие выражения, которые образно характеризуют поведение людей и различные явления природы. Слыша в сказках эти многие другие средства выразительности, ребенок постепенно начинает вводить их в свою собственную речь [22, с.115].

Таким образом, ученые Е.И. Тихеева, Л.М. Гурович, А.М. Бородич, В.И. Яшина, В.И. Логинова, Л.Б. Береговая, Т.Б. Филичева, З.А. Гриценко и др., занимавшиеся изучением влияния сказок на развитие образной речи старших дошкольников, указывают на возможность и необходимость использования богатства русского языка для воспитания и обучения детей, развития их воображения, мышления, памяти и т.п.

В своей работе мы соглашаемся с определением Э. В. Померанцевой, что русская народная сказка это эпическое художественное произведение русского народа, преимущественно прозаического, волшебного и авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (определение); один из основных жанров фольклорной прозы [33]. Также берем за основу позицию К.В. Крупиной о том, что сказка является мощным средством формирования и развития образной речи дошкольников; русская народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития образной речи детей.


2 Организация процесса развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки в условиях дошкольной образовательной организации

2.1 Выявление уровней развития образной речи старших дошкольников


Наша исследовательская работа по развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки проходила на базе ДОО д/с №63 «Звёздочка» города Волжского Волгоградской области. Состав испытуемых – 20 детей в возрасте 5 – 6 лет.

Для изучения уровня развития образной речи старших дошкольников нами было проведено исследование. Список детей, участвующих в исследовании, представлен в ПРИЛОЖЕНИИ А.

Исследование проходило в два этапа:

  • констатирующий;

  • формирующий.

Целью констатирующего этапа являлось выявление у детей имеющихся уровней развития образной речи.

При проведении исследования дошкольников соблюдались условия, которые обеспечивают наиболее объективную оценку развития образной речи:

  • создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;

  • предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;

  • чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;

  • игровой характер заданий;

  • учет уровня развития познавательной деятельности.

Обобщив различные точки зрения к показателям развития образной речи старших дошкольников, можно отнести к критериям образности речи следующие основные составляющие:

  • понимание многозначности слов, умение подбирать слова по смыслу;

  • понимание фразеологизмов, доступных по возрасту;

  • умение использовать образные средства (метафоры) в повседневном общении.

Констатирующий этап исследования. Психологическое обследование начиналось с беседы с ребенком, которая была направлена на установление эмоционального контакта.


В исследовании были использованы методики, направленные на диагностику образной речи старших дошкольников авторов М.Н. Едаковой, В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой:

  • для выявления уровня развития образной речи старших дошкольников в умении подбирать различные по смыслу слова применялась методика «Изучение особенностей понимания многозначности слов» (ПРИЛОЖЕНИЕ Б);

  • для выявления уровня развития образной речи старших дошкольников в части понимания фразеологизмов применялась методика «Выявление особенностей понимания фразеологизмов» (ПРИЛОЖЕНИЕ В);

  • для выявления уровня развития образной речи старших дошкольников в части умений использовать образные средства в повседневном общении применялась методика «Выявление умений использования образных средств, в повседневном общении (метафоры, сравнения)». (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

Цель констатирующего этапа – выявить уровень развития образной речи старших дошкольников.

Рассмотрим результаты диагностического исследования на констатирующем этапе.

Методика «Изучение особенностей понимания многозначности слов», авторы М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева.

Цель – выявить уровень развития образной речи старших дошкольников в умении подбирать различные по смыслу слова.

Ребенку задавался вопрос: «Что бывает» или «О чем можно сказать»? и называлось слово. Например, «бежит». При анализе подбираемых ребенком слов воспитатель ориентировался на показатели образности речи, понимания смысла слов. Мы получили следующие результаты представленные в таблице Д.1 (Приложение Д), и на рисунке 1.



Рисунок 1 – Уровни развития образной речи старших дошкольников по методике «Изучение особенностей понимания многозначности слов», авторы М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе
По результатам исследования, можно сделать вывод о том, что:

  • низкий уровень развития образной речи выявлен у 35% детей (Слава Б., Саша Д., Кирилл З., Матвей К., Константин М., Максим С., Ясмина К.). Такие дошкольники не смогли подобрать адекватных слов, затруднялись с ответом;

  • средний уровень развития образной речи показали по результатам проведения методики 30% дошкольников (Саша А., Ева Б., Анна Г., Алиса Д., Кристина Е., Полина С.). Такие дошкольники подбирают к слову-стимулу 1-2 адекватных слова, правильно определяя смысл сказанного;

  • высокий уровень выявлен у 35% дошкольников (Полина А., Денис Г., Алиса З., Виктор М., Юля Ф., Катерина С., Вова Р.), которые смогли полностью выполнить задание, адекватно подобрав слова. Количество подобранных слов к слову-стимулу составило не менее 3-х. Таким образом, словарный запас детей, развитость представлений и понимание многозначности слов находятся на высоком уровне у трети детей нашей выборки.