Файл: Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 431

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Задачи исследования:

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профилактики профессионального выгорания медицинских работников

Особенности проявления профессионального выгорания у медицинских работников

Средства профилактики профессионального выгорания у медицинских работников

Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики профессионального выгорания у медицинских работников

Таблица 1

Таблица 2

Анализ результатов эмпирического исследования

Таблица 3 Средние значения уровня профессионального стресса для

Таблица 4 Средние значения уровня профессионального выгорания для

Таблица 5 Средние значения уровня САН для контрольной и

Таблица 6 Уровень выраженности среднего значения теста на

Таблица 7 Различия между экспериментальной и контрольной группами, по U-

Проверка эффективности программы профилактики профессионального выгорания медицинских работников

Таблица 8 Сравнительные результаты средних значений уровня стресса

Таблица 9 Сравнительные результаты средних значений уровня профессионального

Таблица 10 Сравнительные результаты средних значений уровня САН

Таблица 11 Сравнительные результаты средних значений уровней выраженности

Таблица 12 Уровень достоверности различий (Т-критерий Вилкоксона)

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

1. Тест на профессиональный стресс (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников)

Тест опросника.

Обработка и интерпретация результатов в соответствии с ключами:

2. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой)

Тест

Приложение 2

Задачи программы:

Таблица 13 Мероприятия по профилактике профессионального выгорания

Приложение 3 Программа тренинга «Делу время, а потехе час»

Приложение 3

Приложение 4

; терапия творческим самовыражением; техники, направленные на коррекцию жизненной перспективы; биографический тренинг; психотерапия, ориентированная на реконструкцию будущего[49].

О.В. Крапивина, анализируя перспективы разработки профилактических мер по предупреждению развития профессионального выгорания, справедливо замечает: «психологическое воздействие необходимо направлять не только не проблемные стороны личности с целью их восстановления, реабилитации, но и сохранные возможности и ресурсы, способные выступать в качестве опорных» [24, с. 81]. В связи с этим актуальным, с нашей точки зрения, является исследование проблемы профилактики профессиональноговыгорания с позиций изучения и актуализации личностных ресурсов преодоления профессионального выгорания.

Обзор научных публикаций по проблеме личностных ресурсов в преодолении профессионального выгорания показывает, что данной проблеме посвящены исследования О.И. Бабич, А.Н. Густелевой, Е.И. Гринь, А.Ю. Василенко.

Наличие определенных ресурсов, потенциалов, возможностей расширяет поле деятельности личности, делая более достижимыми значимые цели в жизни.

В работе О.И. Бабич дается следующее определение личностным ресурсам преодоления профессионального выгорания – «... это сложная система внутренних (личностных) и внешних ресурсов, имеющая индивидуальный и изменчивый профиль, которая само организуется при взаимодействии факторов

выгорания и личности. Личностные ресурсы преодоления выгорания обеспечивают способность личности менять негативное влияние факторов выгорание на позитивное для личности действие
и направлять усилия на устранение факторов выгорания» [2, с. 46-47]. В результате исследования автором выделены следующие личностные ресурсы преодоления профессионального выгорания: осмысленность жизни, инернальность, позитивное самовосприятие и «внутренняя поддержка», естественность поведения, межличностная чувствительность и гибкость поведения во взаимоотношениях с окружающими, способность жить настоящим, свобода и ответственность, позитивное восприятие мира и человеческой природы. Системообразующими ресурсами преодоления синдрома выгорания, по мнению О.И. Бабич, являются самоактуализация, осмысленность жизни и интернальность.

Завершая обзор научных публикаций по проблеме профилактики профессионального выгорания, отметим, что в некотором смысле «идеальная» модель профилактических программ представлена в работах К. Маслач. Нельзя не согласиться с ее утверждением, что «... ни изменение рабочей среды, ни изменение людей не будет достаточным само по себе для предотвращения выгорания. Необходимы индивидуально- и организационно-ориентированные программы. Наиболее эффективная модель вмешательства должна включать в себя организационные инновации с индивидуально-ориентированными программами обучения» [31, с. 244]. Преимущества такого комбинированного подхода, ориентированного и на организационные и на личностные изменения, очевидны. Такой подход, с одной стороны, через создание поддерживающей организационной среды, а с другой, через вовлечение сотрудников в работу, может способствовать и как повышению качества жизни работников, так и препятствовать возникновению у них выгорания.

Итак, анализ средств

профилактики профессионального выгорания медицинских работников показывает, что вопросы его предупреждения представляются актуальными для психологической науки и практики. В

настоящее время психологическая профилактика профессионального выгорания строится на основе использования различных психологических подходов и технологий. В исследованиях показано, что наиболее продуктивными средствами профилактики являются психологические тренинги личностого роста и самореализации. При этом обзор научной литературы показывает, что эвристическим потенциалом в решении вопросов профилактики профессионального выгорания обладают ресурсный и комбинированные подходы. Ресурсный подход определяет такие психологические процессы, состояния и свойства личности, которые выступаю в качестве психологической опоры и мишени профилактики синдрома. Согласно комбинированному подходу эффективные программы профилактики синдрома должны быть направлены как на организационные, так и на личностные изменения.

Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики профессионального выгорания у медицинских работников





    1. Описание выборки и методик исследования



Для подтверждения либо опровержения выдвинутой гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование на базе Негосударственного учреждения здравоохранения «Дорожная больница» (далее – НУЗ «Дорожная больница») в городе Екатеринбурге с июня по октябрь 2018 года. В нем приняли участие 58 медицинских работников (медсестры и врачи), из которых 55 (95 %) – женщин, 3 (5 %) – мужчины. Распределение по полу отражено в таблице 1.

Таблица 1


Распределение участников по полу


Пол

Количество

В абсолютном значении (чел.)

В процентах (%)

Женщины

55

95

Мужчины

3

5

Всего:

58

100


Для распределения участников по возрастным группам была выбрана система измерения шкал Т.М. Ярошенко [15] (III уровень), которая позволяет учитывать как возрастные особенности различных аудиторий, запросы и потребности исследователей, специализирующихся в разных областях социологического знания, так и является основой для корректного сравнительного анализа данных. Распределение участников исследования по возрастным
группам отражено в таблице 2.

Таблица 2


Распределение участников по возрастной шкале





20-29 лет

30-39 лет

40-49 лет

50 лет и старше

В абсолютном значении (чел.)

5

7

8

10

В процентах (%)

17

23

27

33


Главным критерием для отбора участников исследования служила особая специфика условий труда медицинских работников ежедневное непосредственное общение с клиентами медицинского учреждения, требующее эмоционального включения. Это обусловливает репрезентативность выборки, так как все выбранные участники соответствовали характеристикам целевой группы. Общее количество участников составляет 58 человек, что обеспечивает статистическую значимость полученных данных.

Медицинские работники были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную по 29 человек.

Эмпирическое исследование состояло из следующих этапов:

I этап: определение плана исследования, подбор методик, адекватных целям и задачам исследования, формирование выборки.

IIэтап: сбор эмпирических данных (проведение тестирования с медицинскими работниками, непосредственно взаимодействующими с клиентами, с помощью специализированных методик).

III этап: интерпретация и анализ полученных результатов, осмысление выявленных тенденций и закономерностей;

IVэтап: разработка и