Файл: Уральский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 490
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности проявления профессионального выгорания у медицинских работников
Средства профилактики профессионального выгорания у медицинских работников
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики профессионального выгорания у медицинских работников
Анализ результатов эмпирического исследования
Таблица 3 Средние значения уровня профессионального стресса для
Таблица 4 Средние значения уровня профессионального выгорания для
Таблица 5 Средние значения уровня САН для контрольной и
Таблица 6 Уровень выраженности среднего значения теста на
Таблица 7 Различия между экспериментальной и контрольной группами, по U-
Проверка эффективности программы профилактики профессионального выгорания медицинских работников
Таблица 8 Сравнительные результаты средних значений уровня стресса
Таблица 9 Сравнительные результаты средних значений уровня профессионального
Таблица 10 Сравнительные результаты средних значений уровня САН
Таблица 11 Сравнительные результаты средних значений уровней выраженности
Таблица 12 Уровень достоверности различий (Т-критерий Вилкоксона)
Список использованных источников
1. Тест на профессиональный стресс (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников)
Обработка и интерпретация результатов в соответствии с ключами:
2. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой)
Таблица 13 Мероприятия по профилактике профессионального выгорания
-
меньше 4 баллов – низкое значение; -
4-5 благоприятное состояние; -
5-5,5 нормальные показатели.
По расчету теста были выявлены средние значения всех показателей САН для экспериментальной группы: самочувствие М-3.8, активность М-3.7, настроение М-3.8 и контрольной групп: самочувствие М-3.9, активность М- 3.7, настроение М-3.8. (таблица 5).
Таблица 5 Средние значения уровня САН для контрольной и
экспериментальной групп
Показатели теста САН | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||
Самочуствие | 3.8 | Низкий | 3.9 | Низкий | |
Активность | 3.7 | Низкий | 3.7 | Низкий | |
Настроение | 3.8 | Низкий | 3.8 | Низкий |
По результатам теста САН, можно сказать, что самочувствие, настроение и активность у медицинских работников снижены. Это говорит об общей усталости профессионалов.
Обобщенные результаты диагностики для наглядности представлены в виде таблицы (таблица 6) и графика (рисунок 1)
Таблица 6 Уровень выраженности среднего значения теста на
профессиональный стресс, профессиональное выгорание и САН для контрольной и экспериментальной групп
Методика | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
Тест на проф. стресс (Азарных, Тартышников) | 25.8 | Умеренный | 30.9 | Умеренный | ||
Проф. выгорание (Маслач, Джексон, Водопьянова) | Эмоциональное истощение | 30.6 | Высокий | 30.6 | Высокий | |
Деперсонализация | 16.1 | Высокий | 16.2 | Высокий | ||
Редукция профессионализма | 24.4 | Высокий | 25.8 | Высокий | ||
Общее выгорание | 71.1 | Средний | 72.6 | Средний | ||
Методика САН | Самочувствие | 3.8 | Низкий | 3.9 | Низкий | |
Активность | 3.7 | Низкий | 3.7 | Низкий | ||
Настроение | 3.8 | Низкий | 3.8 | Низкий |
Рисунок 1. Сравнительные результаты средних значений тестов на профессиональный стресс, профессиональное выгорание и САН для контрольной и экспериментальной групп
Для того чтобы проверить идентичность групп, экспериментальной и контрольной, мы проверили различия средних величин каждой из измеренных шкал с помощью U-критерия Манна-Уитни (таблица 7).
Таблица 7 Различия между экспериментальной и контрольной группами, по U-
критерию Манна-Уитни
Шкала | Экспериментальная группа | Контрольная группа | U-критерий, эмп. |
Стресс | 25.8 | 30.9 | 38.5 |
Эмоциональное истощение | 30.6 | 30.6 | 45.5 |
Деперсонализация | 16.1 | 16.2 | 53.5 |
Редукция профессионализма | 24.4 | 25.8 | 49.5 |
Общее выгорание | 71.1 | 72.6 | 49.5 |
Самочувствие | 3.8 | 3.9 | 40.5 |
Активность | 3.7 | 3.7 | 40.7 |
Настроение | 3.8 | 3.8 | 50.5 |
Uкр=23, Uкр
U-критерий Манна-Уитни показывает, что нет различий между двумя представленными выборками. Экспериментальная и контрольная группы идентичны.
Таким образом, в результате диагностики в экспериментальной группе нами были получены следующие результаты: умеренный уровень профессионального стресса; высокий уровень показателей эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессионализма; средний уровень общего выгорания и низкие значения показателей самочувствия, активности и настроения. Такое неблагоприятное сочетание симптомов говорит, о том, что у участников эксперимента не только присутствует синдром профессионального выгорания, но и имеет своё
выраженное проявление, затрагивает эмоциональную и профессиональную сферу жизни людей.
-
Разработка программы профилактики профессионального выгорания медицинских работников
Профессиональное выгорание способствует снижению эффективности выполнения профессиональной деятельности и представляет собой опасность для оптимального функционирования системы здравоохранения, поэтому особую актуальность приобретает вопрос о разработке и реализации программы профилактики профессионального выгорания медицинских работников. Кроме того, результаты проведенного исследования указывают на необходимость проведения ежегодного обследования сотрудников для целей выявления лиц, обладающих симптомами профессионального выгорания. Рекомендуется проводить подобное тестирование и опрос в период прохождения работниками ежегодной диспансеризации.
На основании полученных результатов диагностики профессионального выгорания медицинских работников, мы пришли к выводу о необходимости разработки программы профилактики (на уровне организации и на уровне
личности) профессионального выгорания медицинских работников (приложение 2), которая на сегодняшний день отсутствует в НУЗ «Дорожная больница».
Цель программы – создать условия для профилактики профессионального выгорания медицинских работников и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости, обучению умением управлять эмоциональным и психологическим состоянием, развитие индивидуального потенциала.
Задачи программы:
-
проведение исследования факторов и выявление особенностей профессиональной деятельности медицинских работников, которые способствуют проявления стресса, синдрома хронической усталости, синдрому профессионального выгорания; -
развитие у работников навыков оказания самопомощи и помощи коллегам, обучение приемам снятия эмоционального напряжения, приемам повышения настроения и самооценки; -
повышение «стрессоустойчивости» у работников и способности предотвращения симптомов профессионального выгорания; -
оказание помощи по формированию у работников позитивных, оптимистических установок как по отношению к себе, так и в отношении окружающих.