Файл: Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 410

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Задачи исследования:

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профилактики профессионального выгорания медицинских работников

Особенности проявления профессионального выгорания у медицинских работников

Средства профилактики профессионального выгорания у медицинских работников

Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики профессионального выгорания у медицинских работников

Таблица 1

Таблица 2

Анализ результатов эмпирического исследования

Таблица 3 Средние значения уровня профессионального стресса для

Таблица 4 Средние значения уровня профессионального выгорания для

Таблица 5 Средние значения уровня САН для контрольной и

Таблица 6 Уровень выраженности среднего значения теста на

Таблица 7 Различия между экспериментальной и контрольной группами, по U-

Проверка эффективности программы профилактики профессионального выгорания медицинских работников

Таблица 8 Сравнительные результаты средних значений уровня стресса

Таблица 9 Сравнительные результаты средних значений уровня профессионального

Таблица 10 Сравнительные результаты средних значений уровня САН

Таблица 11 Сравнительные результаты средних значений уровней выраженности

Таблица 12 Уровень достоверности различий (Т-критерий Вилкоксона)

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

1. Тест на профессиональный стресс (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников)

Тест опросника.

Обработка и интерпретация результатов в соответствии с ключами:

2. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой)

Тест

Приложение 2

Задачи программы:

Таблица 13 Мероприятия по профилактике профессионального выгорания

Приложение 3 Программа тренинга «Делу время, а потехе час»

Приложение 3

Приложение 4

развитию симптомов выгорания. Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним «выгоранием».

Развитию этого состояния способствуют определенные личностные особенности у медицинских работников высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура. Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может свидетельствовать о силе, но нередко это становится их слабостью.

Таким образом, мы видим, что профессия медика – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального выгорания.Эта профессия характеризуется степенью эмоциональных переживаний, которые специалист испытывает в процессе профессиональной деятельности, так как на него возложена огромная ответственность за здоровье пациентов.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Средства профилактики профессионального выгорания у медицинских работников


Согласно положениям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),

«здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [29]. Полагаясь на данное определение, можно сказать, что человек, который подвергается в той или иной мере профессиональному выгоранию «не здоровый человек».

При крайней выраженности синдром профессионального выгорания подлежит полному и комплексному психотерапевтическому лечению. К сожалению, в некоторых случаях «выгорание» заходит очень далеко, выявляется стойкое отрицательное отношение к коллегам, пациентам и ближайшему окружению. В таких ситуациях возможен лишь один выход из ситуации: смена работы, переход к административной деятельности или работа, не связанная с людьми. Именно поэтому очень важны меры по профилактике профессионального выгорания.

Понятие профилактики широко используется в различных областях знания: от медицины до инженерии.В толковом словаре С.И. Ожегова под профилактикой понимается «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка» [35, с. 536].

Л.П. Кузнецова определяет профилактику (от греч. «prophylaktikos» - предохранительный) как «сознательную, целенаправленную, организованную деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого- педагогических, правовых и других проблем и достижению

желаемого результата» [26, с.27].

Профилактика профессионального выгорания представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок возникновения выгорания [47].

Целью психологической профилактики профессионального выгорания является изменение поведения медицинских работников, при котором они

могут жить эффективней, получать удовлетворение от работы, быть довольными жизнью.

Изменение поведения заключается в том, чтобы, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения, развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями; вырабатывать навыки преодоления собственных ограничивающих убеждений, позитивно принимать жизненно важные решения; развивать умение поддерживать межличностные эмоциональные отношения; стремиться реализовать личный потенциал [40].

Как показывает обзор научной литературы, анализу проблематики профилактики профессионального выгорания посвящены публикации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Страченковой, В.В. Лукьянова, С.В. Филиной, Л.Н. Юрьевой и др.

Так, Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой[14] проанализированы современные подходы к превенции синдрома выгорания и показано, что, с одной стороны, разработка специальных профилактических программ осложняется отсутствием единой точки зрения в понимании данного феномена, а с другой – в последнее десятилетие наметились явные позитивные сдвиги в теории и практике проведения программ по превенции выгорания. В качестве
примеров авторы указывают на позитивный опыт голландских ученых, разработавших программу «Вызов внутреннему мастеру», основанную на идеях трансперсональной психологии. В качестве другого примера приведены результаты превентивной программы, реализованной в медицинских учреждениях Гонконга. Данная программа включала в себя три направления психологических интервенций на индивидуальном уровне: работа с коммуникативной компетентностью, навыками само менеджмента и психологическая подготовка медицинских сестер. При этом авторы заостряют внимание на тех проблемах, которые требуют пристального внимания со стороны исследователей. В частности, одним из вопросов является необходимость индивидуализации средств и методов психологических

интервенций с учетом возраста и пола субъектов профессиональной деятельности. Другой проблемой является необходимость учета организационного и ролевого факторов при проектировании профилактических программ.

Анализ современных средств превенции синдрома выгорания позволил Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой выделить основные направления, по которым может осуществляться профилактика профессионального выгорания. Первое направление основано на экологической парадигме управления стрессами на работе – устранение потенциальных источников стресса в рабочей среде. В рамках второго направления профилактика и преодоление синдрома выгорания фокусируется на развитии рационального и позитивного оценивания стрессовых ситуаций, актуализация личностных ресурсов стрессоустойчивости и конструктивных моделей преодоления стрессов на работе.
Третье направление ориентировано на развитие умений управлять стрессами в деловых коммуникациях, навыков саморегуляции психических состояний и восстановления психоэнергетических потенциалов [14].

С.В. Филиной обосновывает возможность профилактики и коррекции синдрома выгорания посредством оказания специалистам помощи в восстановлении или активизации процессов саморегуляции на основе биосенсорного подхода в психологии [45].

В исследовании В.В. Лукьянова представлены результаты коррекции синдрома выгорания с использованием методики Балинтовских групп (на примере врачей психиатров-наркологов)[27].

В работе Л.Н. Юрьевой отстаивается необходимость первичной профилактики профессионального выгорания у врачей на этапе обучения в вузе, «... внедрение программ по профилактике и коррекции синдрома выгорания должно стать важным элементом дипломного и постдипломного образования» [49, с. 284]. Совершенно справедливо замечание Л.Н. Юрьевой, что студентов «... необходимо готовить к реальной ... деятельности с ее

неизбежными фрустрациями, разочарованиями, рутинизацией работы, чтобы в дальнейшем избежать «шока реальностью» [49, с. 285].

Л.Н. Юрьева дает также обзор психотерапевтических техник, направленных на профилактику профессионального выгорания и обращает внимание на наиболее продуктивные: тренинги развития профессиональных коммуникативных навыков; супервизия; группы поддержки; дебрифинг; техники, направленные на укрепление личностного счастья человека