Файл: Уральский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 491
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности проявления профессионального выгорания у медицинских работников
Средства профилактики профессионального выгорания у медицинских работников
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики профессионального выгорания у медицинских работников
Анализ результатов эмпирического исследования
Таблица 3 Средние значения уровня профессионального стресса для
Таблица 4 Средние значения уровня профессионального выгорания для
Таблица 5 Средние значения уровня САН для контрольной и
Таблица 6 Уровень выраженности среднего значения теста на
Таблица 7 Различия между экспериментальной и контрольной группами, по U-
Проверка эффективности программы профилактики профессионального выгорания медицинских работников
Таблица 8 Сравнительные результаты средних значений уровня стресса
Таблица 9 Сравнительные результаты средних значений уровня профессионального
Таблица 10 Сравнительные результаты средних значений уровня САН
Таблица 11 Сравнительные результаты средних значений уровней выраженности
Таблица 12 Уровень достоверности различий (Т-критерий Вилкоксона)
Список использованных источников
1. Тест на профессиональный стресс (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников)
Обработка и интерпретация результатов в соответствии с ключами:
2. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой)
Таблица 13 Мероприятия по профилактике профессионального выгорания
V этап: подтверждение/опровержение гипотезы исследования; обобщение результатов исследования.
На основании анализа теоретических данных в зарубежной и отечественной литературе по проблеме профессионального выгорания нами были подобраны методики для его изучения медицинских работников. За
основу взята трехфакторная модель выгорания, разработанная К. Маслач и С. Джексон. Выгорание в этой модели представлено из трех базовых составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция профессиональных достижений.
В эмпирическом исследовании нами были использованы следующие методики (тексты опросников и инструкции см. в приложении 1):
-
Тест на профессиональный стресс (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников). Методика для определения уровня стресса, включает ответы на 22 вопроса. -
Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой). Опросник состоит из 22 вопросов, интерпретация результатов происходит по трем шкалам:эмоциональное истощение; деперсонализация; редукция личных достижений. А также определяется показатель «общего выгорания».
Методика позволяет определить уровень выраженности симптомов выгорания.
-
Для учета особенности индивидуальных характеристик самих работников использовали тест «самочувствия активности настроения» (САН), разновидность опросников состояний и настроений.
Тест разработан в 1973году, сотрудниками Первого МГМУ им. Сеченова (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников). Применяется
для оценки психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку:
-
самочувствие, состоящее из силы, утомляемости и здоровья; -
активность – из подвижности, скорости протекания функций; -
настроение, составляемое характеристиками эмоционального состояния.
Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить своё состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 19
Анализ результатов эмпирического исследования
Для изучения структуры психоэмоционального состояния и степени выраженности профессионального выгорания медицинских работников были получены данные по трем выбранным методикам.
-
Тест на профессиональный стресс (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников) показал средние значения М-25.8 в экспериментальной группе и М-30.9 в контрольной группе, что соответствует умеренному уровню стресса (таблица 3).
Таблица 3 Средние значения уровня профессионального стресса для
контрольной и экспериментальной групп
| Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Среднее значение уровня проф. стресса | 25.8 умеренный уровень | 30.9 умеренный уровень |
Таким образом, у участников эксперимента выявлен умеренный уровень профессионального стресса, что соответствует уровню для занятого и много работающего профессионала. Тем не менее, следует проанализировать ситуацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс. Можно сказать, что это нервное напряжение, по классификации синдрома эмоционального выгорания В.В. Бойко, когда человек уже ощущает раздражение, отчаяние и неудовлетворенность собой. Возможно даже чувство тупика и беспомощности, из-за невозможности изменить ситуацию в профессиональной сфере. Это точно показания к принятию профилактических мер для предупреждения нарастания симптомов стресса и коррекции существующего состояния медицинских работников.
-
Диагностика профессионального выгорания по методике К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой показала средний уровень общего значения выгорания М-72.6 в контрольной и М-71.1 в экспериментальных
группах. Далее выявлен высокий уровень составляющих компонентов общего выгорания:
-
показатели эмоционального истощения М-30.6 совпадают для контрольной и экспериментальной групп; -
критерий деперсонализации составляет М-16.1 для контрольной и М-
-
для экспериментальной;
-
средние значения показателя редукции профессионализма составляют М-24.4 для контрольной и М-25.8 экспериментальной групп (таблица 4).
Таблица 4 Средние значения уровня профессионального выгорания для
контрольной и экспериментальной групп
Показатели теста проф. выгорания | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||
Эмоциональное истощение | 30.6 | высокий | 30.6 | высокий | |
Деперсонализация | 16.1 | высокий | 16.1 | высокий | |
Редукция профессионализма | 24.4 | высокий | 25.8 | высокий | |
Общее выгорание | 71.1 | средний | 72.6 | средний |
Таким образом, у участников эксперимента был выявлен высокий уровень показателя эмоционального истощения, что может проявляться
в чувстве эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Множественные, эмоционально окрашенные взаимоотношения медицинских работников, наполняют каждый рабочий день профессионалов, и, по результатам теста, выгорание как прогрессирующее явление мы определяем в высоком уровне деперсонализации у респондентов в обеих группах. Это деформация (обезличивание) пациентов, эмоциональная отстраненность, эмоциональный дефицит.
По результатам теста определена редукция профессиональных достижений также высокого уровня. Это негативное оценивание себя, своих профессиональных достижений.
В целом, показатель общего выгорания соответствует средним значениям шкалы профессионального выгорания, таким образом, не смотря на выраженное проявление всех трех компонентов профессионального выгорания, их сочетание не является крайним проявлением выраженности синдрома, но точно является поводом для принятия не только профилактических, но и психо- коррекционных мероприятий.
-
Тест «самочувствия активности настроения» (САН). При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Результаты теста по каждой категории имеют следующий