Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 542
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект лекции.
Предмет психодиагностики как области научного знания
Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта).
Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.
Так же, как психодиагностика «обслуживает» предметные области психологической науки, саму психодиагностику «обслуживает» так называемая дифференциальная психометрия. Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.
Таким образом, как экспериментально-психологическая наука психодиагностика своим предметом имеет индивидуальную вариативность психологических переменных. В этом психодиагностика сходна с дифференциальной психологией. В дифференциальной психологии ставится задача поиска общепсихологических закономерностей индивидуально обусловленной вариативности психологических параметров. Для решения этой задачи необходимо надежное, точное выявление таких параметров, что и обеспечивается психодиагностическими процедурами. В психодиагностическом эксперименте единственной переменной является психологическая характеристика индивидуальности.
Номотетический и идиографический подход
В психодиагностике выделяют два подхода к измерению и распознаванию индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический.
Номотетический подход (метод) направлен на выявление общих закономерностей. Согласно классификации наук и методов Г. Риккерта, номотетический метод противополагается идиографическому, направленному на выявление в изучаемом объекте его уникальности. Идиографический подход представляет собой поиск индивидуальных особенностей человека или любого иного объекта (например, цивилизации, конкретного эволюционирующего общества), по наличию которых он отличается от остальных людей.
Основные отличия между этими двумя подходами представлены в таблице 1.
Таблица 1. Различия между номотетическим и идиографическим подходами
Основание | Номотетический подход | Идеографический подход |
Понимание объекта измерения | Понимание личности как набора свойств | Понимание личности как целостной системы |
Направленность измерения | Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности | Распознавание индивидуальных особенностей личности |
Методы измерения в психодиагностике | Стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой (например: методика Д. Векслера на исследование интеллекта) | Проективные методики и идеографические техники (например: рисуночные тест «Дом-дерево-человек») |
Таким образом, с точки зрения номотетического подхода предметом психодиагностики может служить нахождение общего между исследуемыми признаками, а с точки зрения идеографического подхода, напротив, выявление различий между ними.
Номотетический и идеографический подходы объединяет представление о психологической диагностике как о сложном, структурированном и развернутым во времени познавательном процессе, в ходе которого должно быть сформулировано психологическое заключение13.
Задачи психодиагностики
В современной психологии сложилось несколько взаимно дополняющих подходов к пониманию сущности психодиагностики, которые с определенной долей условности можно обозначить как инструментальный, конструирующий, гностический, помогающий, практико-ориентированный и интегральный.
Внимание к психологической диагностике, возникшее сегодня в разных сферах жизнедеятельности человека, связывается с представлением о ней как о совокупности методов и средств для измерения психических состояний и свойств, то есть как об инструменте. Среди психологов и не-психологов психологическая диагностика наиболее часто ассоциируется с использованием тестов. Психодиагностика понимается как процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных методов: наблюдения, тестирования, беседы и т.п. Поэтому ключевые задачи психологической диагностики, с данной точки зрения, сводятся к:
-
к выбору и непосредственному применению диагностических средств для выявления индивидуального своеобразия конкретного человека или установления различий в психической организации разных групп людей; -
к расширению сфер практического использования имеющихся и создаваемых психодиагностических средств.
Такое инструментальное видение психологической диагностики традиционно и наиболее распространено. С точки зрения многих исследователей, психодиагностику отличает от других психологических дисциплин не особая предметная область, а способы получения фактов, на основании которых психолог-диагност решает поставленные перед ним задачи14.
В определенной мере инструментальное отношение правомерно и имеет право на развитие и совершенствование. В нем прежде всего отражается история возникновения и становления психодиагностики, ее тесная связь с экспериментальной психологией и тестологией. Кроме того, подчеркивается исключительно ценная практическая направленность. Можно предполагать, что именно инструментальная ценность и создает настоящий бум вокруг психодиагностических средств и методов.
Тем не менее сведение психологической диагностики только к методам и средствам для выявления пусть даже важных для практики психических феноменов значительно ограничивает её возможности как научной дисциплины. Инструментальный подход во многом подменяет специфический по своему психологическому содержанию предмет психодиагностики методическим, суживает диагностическое мышление психолога до решения преимущественно прагматического вопроса «какую использовать методику».
К инструментальному направлению довольно тесно примыкает так называемое конструирующее. Его суть составляет признание психологической диагностики в качестве самостоятельной научной дисциплины, главное назначение которой сводится к разработке методов выявления и изучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека. Так же, как и инструментальное направление, конструирующее ориентировано в основном на методики, на средства диагностики. Содержание диагностируемых феноменов психической жизни конкретного человека играет вспомогательную роль.
С позиций конструирующего подхода, наиболее важные задачи психодиагностики заключаются:
• в конструировании новых психодиагностических средств и модификации уже имеющихся;
• в разработке методов прогнозирования психического развития и поведения в зависимости от разных природных и социальных факторов и условий существования;
• в создании методических приемов выявления и измерения интегральных психических образований, таких как психическое здоровье, психическое развитие, адаптированность, индивидуальность и т.п.;
• в разработке психодиагностических технологий;
• в разработке методов, направленных на коррекцию и расширение репертуара поведения и способствующих индивидуальному развитию и деятельности личности.
Конструирующее направление имеет большое значение для повышения социальной и научной ценности психологической диагностики, так как постоянно обогащает специалистов новыми средствами обследования и тем самым расширяет возможности познания психологии современного человека. Сейчас никто не сомневается в необходимости создания средств для исследования самых разнообразных феноменов психической реальности, даже таких, которые долго время считались непсихологическими, например, свобода, добро, правда, совесть и т.п. Несмотря на это, психодиагностика не может сводиться только к разработке или модификации и адаптации инструментария.
Выход за пределы инструментального и конструирующего подходов, центрированных главным образом на методах и методиках, связан с признанием уникальности психодиагностического способа познания внутреннего мира человека, специфики психодиагностического мышления. В этом смысле важно, что психологическая диагностика возникла и развивалась как один из способов психологического познания. Общественное признание она получила прежде всего благодаря своеобразной способности познавать психологию человека в его практической деятельности и реальных жизненных ситуациях. Более того, перевод двух греческих слов, составляющих понятие «психодиагностика», (psyche – душа) и (diagnostikos – способный распознать) подтверждает правомерность рассматриваемой позиции. В буквальном смысле слова «психодиагностика» – это способность распознавать душу.
Признание за психодиагностикой способности в распознании психической реальности лежит в основе подхода, который условно можно назвать гностическим. Его особенность заключается в том, что акцент делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека. Применение методик или их комплексов перестает быть самоцелью, внимание психолога-диагноста обращено на уникальность психического облика человекам. Психолог-диагност, в отличие от психолога-теоретика или психолога-исследователя, выявляет и измеряет прежде всего разнообразные индивидуальные проявления, которые он выражает в виде определенных числовых эквивалентов. Выявление и измерение индивидуального своеобразия обеспечивает переход к выявлению общего, т.е. психических особенности человека вообще. Фактически психодиагност на основании рассуждений и умозаключений переходит от констатации наличия и выраженности показателей психических образований у отдельного человека к содержанию этих же психических образований у человека вообще. В особенности, данная функция проявляется при проведении и анализе результатов эмпирических широкомасштабных научных исследований.
Известно, что основное назначение психодиагностики заключается в постановке объективного и надежного диагноза. Тем не менее психологической диагностике принадлежит своеобразная психотерапевтическая функция, что дает основания рассматривать ее как один из видов психологической помощи. Ряд психодиагностических процедур содержит в себе специфический терапевтический потенциал. Например, выполнение рисуночных проб в процессе проективной диагностики позволяет обследуемому освободиться от излишней тревоги, почувствовать уверенность в себе, в правильности своих действий. Заполнение опросников, шкал самооценки, требующих от человека концентрации внимания на своих переживаниях, анализа собственного поведения в разных ситуациях, нередко сопровождается особым успокаивающим эффектом.
Признание за психодиагностикой способности в распознании психической реальности лежит в основе подхода, который условно можно назвать гностическим. Его особенность заключается в том, что акцент делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека. Применение методик или их комплексов перестает быть самоцелью, внимание психолога-диагноста обращено на уникальность психического облика человекам. Психолог-диагност, в отличие от психолога-теоретика или психолога-исследователя, выявляет и измеряет прежде всего разнообразные индивидуальные проявления, которые он выражает в виде определенных числовых эквивалентов. Выявление и измерение индивидуального своеобразия обеспечивает переход к выявлению общего, т. е. психических особенности человека вообще. Фактически психодиагност на основании рассуждений и умозаключений переходит от констатации наличия и выраженности показателей психических образований у отдельного человека к содержанию этих же психических образований у человека вообще.