Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 536
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того, высокий динамизм и нестандартность происходящих в нашем обществе процессов, утверждение новых способов межличностных отношений предоставляют достаточно широкие возможности для выбора путей самореализации и самоактуализации. Профессиональный, деловой и личный успех все в большей степени начинает зависеть от самого человека, от его активности и способности адаптироваться в новых, во многом неопределенных жизненных ситуациях. Приоритетная личная задача, остро ставшая сегодня перед многими, заключается в творческой реализации себя как целостной уникальной личности, как субъекта жизненной стратегии, профессиональной карьеры, социально-ценностных отношений. Человек все чаще вынужден задавать себе вопросы, касающиеся его собственных возможностей и способностей: «Что я могу?», «Где я абсолютно непригоден?». Подобные вопросы актуальны для представителей многих слоев населения, для мужчин и женщин, для совсем молодых и приближающихся к пенсионному возрасту. Они возникают, как правило, в сложных для личности ситуациях: при выборе учебного заведения, при необходимости переобучения и смены профессиональной ориентации, жизненной позиции и т.п. В этом случае психологическая диагностика оказывается тем инструментом, который помогает человеку раскрыть имеющиеся у него скрытые резервы, еще не реализованные возможности, позволяет определить профессиональное соответствие и внутренние барьеры успешной личностной и деловой самореализации.
Остро назревшая в нашем обществе потребность в максимальном использовании психических возможностей человека придает психодиагностике особый социальный смысл. Знание личностного и профессионального потенциала, прогнозирование вектора и детерминант его развития необходимы сейчас для экономического и духовного возрождения общества в целом. Все возрастающее стремление к вознаграждению истинного таланта требует знания психологических особенностей человека. В этом случае к психологической диагностике прибегают как к инструменту решения профессиональных и карьерных проблем.
Необходимость профилактики деструктивных социально-психологических явлений, таких как наркомания, алкоголизм и т.п. можно рассматривать как дополнительный аргумент в пользу социальной и практической значимости психодиагностики. Нередко именно психолог-диагност становится первым специалистом, который сталкивается с отклонениями в развитии, с нарушениями поведения. С помощью психологической диагностики вскрываются индивидуальные факторы риска наркозависимостей и созависимостей, определяются эффективные пути реабилитации. На основе результатов психодиагностики создаются программы профилактики аддиктивного поведения. В этом случае к психологической диагностике прибегают как к инструменту психологической помощи.
Среди причин возрастающего интереса к психодиагностике следует признать и доступность тестовых средств. Обширный рынок не всегда высококачественных изданий, отрывший возможность всем желающим тестировать себя и ближайшее окружение, явно способствует увлечению психодиагностикой безграмотности9.
Специфика психодиагностики как области научного знания
Стоит отметить, что психодиагностика представляет из себя специфическую форму познания реальности. Ведь любые результаты полученные специалистом в процессе психодиагностической работы интерпретируются, так или иначе, исходя из его личного, субъективного опыта. Именно поэтому тестирования нельзя применять изолированно без предварительного ознакомления с ситуацией и первичной консультации (в особенности, если речь идёт не о широкомасштабном научном исследовании, а об индивидуальной работе). По результатам, полученным в ходе диагностики с применением любого теста или опросника нельзя судить однозначно о том или ином качестве личности. Эффективность применения психодиагностических инструментов напрямую зависит от качества используемых психодиагностических методик, их надёжности и валидности, но в первую очередь от профессионализма психолога проводящего исследование.
На сегодняшний день существует огромное количество различных опросников и тестов, позволяющих рассматривать личностные особенности, специфику характера человека, его возможности, уровень притязаний, ценностно – смысловые ориентации, способы взаимодействия с окружающими и многое другое. Но стоит отметить, что любая тестовая оценка полученная путём квантификации фактов (то есть, перевод качественных характеристик в количественные, в балловые эквиваленты) всегда субъективна. Так, уровень тревожности наблюдаемый у человека может быть отражён в шкале от 1 до 10 баллов, но поскольку большинство методик психодиагностики основано на самоотчёте – то говорить о реальном соответствии данных результатов не приходится. Важно учитывать, что субъективное переживание той же тревоги у всех людей будет различно. Стоит помнить, что психодиагностика является вспомогательным средством для практического психолога, и никак не может заменять личную работу с человеком.
Современное понятие психодиагностики
Современное понятие «психодиагностики» тесно связано с понятием психологического тестирования, но не сводится к нему полностью.
Кроме тестовых (стандартизированных, измерительных) существуют экспертные (основанные на качественных экспертных оценках), или, как принято чаще называть, «клинические» психодиагностические методики. В разных научных психологических школах и разных странах психодиагностика развивалась с разной системой приоритетов: в одних школах (европейская традиция, особенно в области медико-психиатрической психодиагностики) преимущественное внимание уделялось развитию клинических методов (беседа, слабостандартизированные проективные методики), в других школах (американская традиция, особенно в области образования и индустриально-психологической практики отбора кадров) интенсивно развивались стандартизированные тестовые методы. В настоящее время в современных наиболее эффективных зарубежных и отечественных научно-практических центрах активно используются и взаимодополняют друг друга оба этих подхода.
Определение гласит, что психодиагностика - это отрасль психологической науки, а также сфера психологической практики, которая связана с разработкой и использованием методов распознавания психологических особенностей человека, его деятельности и взаимодействия с другими людьми. На основании проведённой психодиагностики формулируется психологический диагноз.
Сам термин «диагноз» (по-гречески - «распознавание») представляет собой заключение о характере и существе болезни (в медицине) или особенностях работы какого-то механизма (в технике), и используется во многих научных и практических сферах. Следует помнить, что в психологии диагностируется не болезнь, а психологическая индивидуальность или её отдельные характеристики10.
Постановка психологического диагноза представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, цель которой заключается в целостном описании состояния психического и личностного развития человека, находящегося в конкретной жизненной ситуации. Психологический диагноз осуществляется на основе воспринимаемых и оцениваемых внешних проявлений поведения и действий, которые становятся основной для вывода о внутреннем состоянии психики человека.
Термин «психодиагностика»
Н апомним, что термин «психодиагностика» появляется в 1921 г. и принадлежит Г. Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расширяется. Под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути, используя это термин как синоним психологического тестирования11.
Интересна дальнейшая судьба этого термина. Р. Хейс (1966) считает, что он достаточно быстро приобретает особое значение (вероятно, это событие можно датировать второй половиной 1930-х гг., и связано оно с кризисом психометрических тестов, возникающим из-за присущего им «разложения личности испытуемого на отдельные элементы, "функции").
Появление собственно психодиагностики связано, по Р. Хейсу, со становлением проективного подхода, в известном смысле противостоящего психометрической ориентации традиционного тестирования и направленного на раскрытие целостной картины личности. Получается так, что за психодиагностикой закрепляется достаточно обширная, но тем не менее ограниченная область исследований, связанных с теорией и практикой проективного подхода, характеризующегося, помимо прочего, весьма слабой податливостью традиционным принципам измерения. Такая трактовка психодиагностики сохраняется и поныне. «Психодиагностика после Г. Роршаха — это исследование личности обследуемого его методикой и другими проективными тестами»
Заметим, что отнесение понятия «психодиагностика» к проективным методикам, как и его использование фактически в качестве эквивалента психологического тестирования (в несколько свободном истолковании), чаще всего находим в работах немецких и швейцарских психологов (Мейли, 1961; Хейс, 1966 и др.).
Достаточно давно высказывалось и мнение о том, что термин «диагноз» (соответственно психодиагноз) в психологии целесообразно использовать только для обозначения каких-либо расстройств, отклонений (Розенцвейг, 1949 и др.). Такой подход также отражен в современных справочных изданиях. Достаточно заглянуть в популярный словарь: «Психодиагностика — это наука и практика проведения оценки личности или диагностирования психических нарушений средствами клинической психологии».
Т
еперь о той позиции, которая является господствующей в научной литературе США и, естественно, задает тон всем другим странам Запада. Термином «психологическое тестирование» вплоть до 1970-х гг. обозначалось фактически все, что связано с разработкой и применением любых психологических тестов, причем при отсутствии определения предмета данного направления исследований12.
Таким образом, понятие психодиагностики в современной психологической науке за рубежом:
-
относится к методике Роршаха и другим проективным тестам; -
связывается с оценкой разного рода нарушений, отклонений психологическими средствами; -
иногда используется как синоним психологического тестирования, охватывающего все то, что связано с разработкой и применением разнообразных инструментов измерения индивидуальных различий.
Вышеизложенное свидетельствует, что мы имеем дело с весьма любопытным, необычным для науки явлением - отсутствием её названия при реальном существования.
Более чем вековое развитие области исследований, связанных с измерением индивидуально-психологических различий, фактическое приобретение ею статуса самостоятельной науки не приводит к обретению имени, поскольку нельзя считать таковым термин «психологическое тестирование», пригодный скорее для обозначения процесса применения тестов, но не науки.
Итак, в настоящее время психодиагностика понимается как:
-
область психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приёмы распознавания, оценки и измерения индивидуально – психологических особенностей личности. -
совокупность тестов, позволяющих инструментально оценить психологические особенности человека; -
наука, занимающаяся проблемами разработки и постановки и психологического диагноза; -
особая форма мышления специалиста, идущего от известных закономерностей к индивидуальным особенностям целостности личности.
Особенности психодиагностики
Необходимо отметить следующие отличительные особенности психодиагностики:
-
во-первых, она аккумулирует в себе практически всё психологическое знание и в этом смысле находится в самом центре системы знаний о человеке; психодиагностика представляет собой в первую очередь практическую область, и нацелена на познание наблюдаемых явлений, таким образом, для неё свойственно оперировать категориями и критериями; -
во-вторых, благодаря насыщенности разнообразными психологическими знаниями, психодиагностика получает возможность наиболее непосредственного выхода в практику. Психодиагностика является универсальным научным инструментом, используется во всех прикладных отраслях психологии и непосредственно на практике. Как в медицине без психодиагностики невозможна терапия, так и в психологии психодиагностика явно или неявно и предшествует, и сопровождает, и завершает любое взаимодействие психологической науки с практикой: в педагогике, при консультировании, отборе, тренинге и т.д.; -
в-третьих, психодиагностика имеет двустороннюю связь с прикладными проблемами, так как исторически её возникновение было обусловлено не столько потребностями психологической науки, сколько внешними проблемами или запросами практики.