Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 541
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психодиагностика – это сложный, структурированный и развернутый во времени познавательный процесс.
В связи с этим диагностическое мышление предполагает:
• определение общих закономерностей становления и развития психических образований;
• установление связи между единичными проявлениями психического феномена и знанием его сущности;
• распознание индивидуальных особенностей в общих проявлениях психики человека;
• соотнесение индивидуальной картина поведения или состояния конкретного человека с известными типами и установленными ранее среднестатистическими нормами.
Смысл помогающей функции особенно возрастает во время психодиагностического консультирования по результатам обследования. Психодиагностическое консультирование – обязательный, завершающий этап любой работы психолога-диагноста, предполагающий доведение до сведений обследуемого результатов тестирования и рекомендаций. Проведенное с соблюдением этических норм консультирование позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны свого Я, разрешить актуальные внутренние конфликты, найти необходимые способы самореализации. Существенная роль в оказании психологической помощи принадлежит психологу-диагносту, его личностным свойствам, психологическому такту и профессионализму.
В то же время психодиагностическое обследование может оказаться стрессогенным и вызвать у обследуемого негативную реакцию как по отношению к психологу, так и по отношению к самой процедуре тестирования. Поэтому помогающий смысл психодиагностики имеет определенные ограничения, зависящие преимущественно от индивидуальных особенностей обследуемого, а также от личностных и профессиональных качеств психолога-диагноста.
Возникновение и упрочнение практикоориентированного подхода к пониманию сущности психологической диагностики определяется интенсивным и расширяющимся по масштабам проникновением практической психологии в решение личных и профессиональных проблем человека. Уникальность современного этапа развития отечественной психологии заключается в зарождении и становлении разнообразных психологических служб, в появлении и расширении массового рынка психологических услуг. Это позволяет рассматривать психологическую диагностику как особую область практики, как профессиональную деятельность психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности, которые помогают решению жизненных проблем.
Ориентация на теоретические аспекты психологической диагностики в наибольшей мере представлена в интегральном подходе. Он обобщает довольно длительную историю развития теории и культуры психодиагностики. Психодиагностика раскрывается в виде самостоятельной научной дисциплины, занимающейся теоретическими и практическими проблемами постановки психологического диагноза. Основу интегрального направления составляет идея целостности феноменов переживания, поведения и деятельности личности. Данное направление делает акцент на:
-
на анализе исторической обусловленности возникновения и эволюции психодиагностических идей; -
на изучении структурных элементов и направлений современной психологической диагностики; -
на разработке стратегий, функций и методологических принципов психологической диагностики; -
на создании моделей психодиагностического обследования; -
на систематизации результатов исследований отдельных социально-психологических, психических и психофизиологических свойств индивида; -
на обобщении результатов диагностики индивидуальных психологических феноменов.
С позиций интегрального направления, психологическая диагностика представляет собой специфическое научное направление, базирующееся на собственных методологических и методических принципах, которые позволяют ей играть важную роль в системе психологических знаний. В настоящее время психологическая диагностика связывает воедино теоретическую и практическую психологию. По отношению к методам психологического исследования выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практической реализации.
Одна из задач интегрального направления заключается в создании теоретических и методических основ конструирования методов для определения и дифференциации индивидуальных свойств личности. К задачам следует отнести также обобщение результатов психодиагностики отдельных психологических свойств и качеств для получения целостного представления о поведении и деятельности личности, изучение общих закономерностей функционирования человека в окружающей среде.
Многообразие моделей психодиагностики связано, видимо, с тем, что психодиагностика развивалась и продолжает развиваться под влиянием достижений разных наук, а также в соответствии с логикой развития ее самой как науки.
Несмотря на длительную историю развития психодиагностики, до сих пор не прекращаются дискуссии по поводу ее самостоятельности, теоретических и методологических проблем
Главными задачами теории психодиагностики являются:
-
систематизация направлений в понимании сущности психологической диагностики как научной дисциплин; -
систематизация путей становления психологической диагностики; -
определение предмета психологической диагностики; -
раскрытие механизмов эволюции психодиагностических идей; -
выявление ключевых компонентов структуры психодиагностического процесса; -
разработка моделей психодиагностического исследования с учетом индивидуальных особенностей человека и социально-психологических характеристик конкретной ситуации -
определение и классификация факторов, влияющих на результаты психодиагностики.
Признаки и категории в психодиагностике
Переход от поверхностных, наблюдаемых симптомов и признаков к диагностическому выводу в научной психодиагностике требует применения особых методик и процедур - измерительных тестов и качественно-количественных экспертных шкал. Таким образом, к основным понятиям психодиагностики можно отнести диагностические признаки и диагностические категории.
Рисунок 1. Соотношение наблюдаемых диагностических признаков и ненаблюдаемых диагностических категорий (по А.Г. Шмелеву)15
Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Особая трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора «склонность к обману» или повышенный уровень другого скрытого фактора «страх наказания»). Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка), как правило, недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов, то есть серию поступков в разных ситуациях. Систематический перебор различных симптомов, связанных с гипотетическим скрытым фактором, обеспечивают тесты.
Структура объекта психодиагностики16
Термин «диагностика» используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики. Согласно современному общенаучному представлению, под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Соответственно, о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания - о наделенных психикой конкретных людях.
Ряд исследователей, отмечая сложное иерархическое строение объекта психодиагностики, полагают, что его содержание образуют явления различной природы, выступающие в качестве критерия выделения различных уровней17.
В медицинской психологии принято исходить из представления об иерархии функционирования психики человека, состоящей из четырех уровней:
1) патобиологического;
2) патофизиологического;
3) пато- и нейропсихологического;
4) психопатологического.
Первый уровень связан с состоянием морфологической структуры тканей мозга и протекающими в них биохимическими процессами, второй - с физиологическими процессами, третий - с психическими процессами и свойствами личности, четвертый - с клиническими поведенческими проявлениями психического заболевания.
Патобиологический является низшим уровнем, а психопатологический высшим в вертикальной иерархии. Нарушения в каждом из нижестоящих уровней оказывает влияние на вышестоящий, вследствие чего психопатологический синдром является завершающим в сложной патогенетической цепи. В связи с тем, что к области психодиагностики относятся лишь два высших уровня (без соотнесения с клиническими критериями наивысшего уровня патопсихология утрачивает свое практическое, прикладное значение), В.М. Блейхер и И.Д. Крук считают необходимым мультидисциплинарный подход при изучении психических расстройств.
Многоуровневое представление о строении объекта обследования лежит в основе решения задач диагностики самосознания личности и оказания психологической помощи. В. В. Столин, полагая, что человек представляет собой три целостные системы - организм, социальный индивид и личность, различает три уровня психической регуляции: организмический (низший уровень, индивидный (средний) и личностный (высший). Каждый из уровней имеет свою природу, отношения между ними определяются тем, что нижележащие уровни являются условием развития вышележащих, а вышележащие управляют ниже лежащими.
В психолого-педагогической диагностике также принято исходить из многоуровневого строения объекта диагностики. Так, В. И. Войтко и Ю. 3. Гильбух, имея в виду школьную психодиагностику и предполагая многоуровневое строение объекта психодиагностики, отмечают, что «...психологический диагноз имеет дело с взаимосвязями между явлениями различной природы... и, следовательно, с детерминациями различных уровней». К числу явлений различной природы авторы относят психологические, психолого-педагогические, социально-педагогические, нейропсихофизиологические, а в другой публикации поведенческие, психологические, нейрофизиологические, педагогические, социальные явления.
Таким образом, можно сказать, что объект психодиагностики можно рассматривать на различных уровнях, в зависимости от природы исследуемых явлений. Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Она имеет свои предмет и задачи.