Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 479

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Психодиагностика – это сложный, структурированный и развернутый во времени познавательный процесс.

В связи с этим диагностическое мышление предполагает:

• определение общих закономерностей становления и развития психических образований;

• установление связи между единичными проявлениями психического феномена и знанием его сущности;

• распознание индивидуальных особенностей в общих проявлениях психики человека;

• соотнесение индивидуальной картина поведения или состояния конкретного человека с известными типами и установленными ранее среднестатистическими нормами.

Смысл помогающей функции особенно возрастает во время психодиагностического консультирования по результатам обследования. Психодиагностическое консультирование – обязательный, завершающий этап любой работы психолога-диагноста, предполагающий доведение до сведений обследуемого результатов тестирования и рекомендаций. Проведенное с соблюдением этических норм консультирование позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны свого Я, разрешить актуальные внутренние конфликты, найти необходимые способы самореализации. Существенная роль в оказании психологической помощи принадлежит психологу-диагносту, его личностным свойствам, психологическому такту и профессионализму.

В то же время психодиагностическое обследование может оказаться стрессогенным и вызвать у обследуемого негативную реакцию как по отношению к психологу, так и по отношению к самой процедуре тестирования. Поэтому помогающий смысл психодиагностики имеет определенные ограничения, зависящие преимущественно от индивидуальных особенностей обследуемого, а также от личностных и профессиональных качеств психолога-диагноста.

Возникновение и упрочнение практикоориентированного подхода к пониманию сущности психологической диагностики определяется интенсивным и расширяющимся по масштабам проникновением практической психологии в решение личных и профессиональных проблем человека. Уникальность современного этапа развития отечественной психологии заключается в зарождении и становлении разнообразных психологических служб, в появлении и расширении массового рынка психологических услуг. Это позволяет рассматривать психологическую диагностику как особую область практики, как профессиональную деятельность психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности, которые помогают решению жизненных проблем.


Ориентация на теоретические аспекты психологической диагностики в наибольшей мере представлена в интегральном подходе. Он обобщает довольно длительную историю развития теории и культуры психодиагностики. Психодиагностика раскрывается в виде самостоятельной научной дисциплины, занимающейся теоретическими и практическими проблемами постановки психологического диагноза. Основу интегрального направления составляет идея целостности феноменов переживания, поведения и деятельности личности. Данное направление делает акцент на:

  • на анализе исторической обусловленности возникновения и эволюции психодиагностических идей;

  • на изучении структурных элементов и направлений современной психологической диагностики;

  • на разработке стратегий, функций и методологических принципов психологической диагностики;

  • на создании моделей психодиагностического обследования;

  • на систематизации результатов исследований отдельных социально-психологических, психических и психофизиологических свойств индивида;

  • на обобщении результатов диагностики индивидуальных психологических феноменов.

С позиций интегрального направления, психологическая диагностика представляет собой специфическое научное направление, базирующееся на собственных методологических и методических принципах, которые позволяют ей играть важную роль в системе психологических знаний. В настоящее время психологическая диагностика связывает воедино теоретическую и практическую психологию. По отношению к методам психологического исследования выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практической реализации.

Одна из задач интегрального направления заключается в создании теоретических и методических основ конструирования методов для определения и дифференциации индивидуальных свойств личности. К задачам следует отнести также обобщение результатов психодиагностики отдельных психологических свойств и качеств для получения целостного представления о поведении и деятельности личности, изучение общих закономерностей функционирования человека в окружающей среде.

Многообразие моделей психодиагностики связано, видимо, с тем, что психодиагностика развивалась и продолжает развиваться под влиянием достижений разных наук, а также в соответствии с логикой развития ее самой как науки.


Несмотря на длительную историю развития психодиагностики, до сих пор не прекращаются дискуссии по поводу ее самостоятельности, теоретических и методологических проблем

Главными задачами теории психодиагностики являются:

  • систематизация направлений в понимании сущности психологической диагностики как научной дисциплин;

  • систематизация путей становления психологической диагностики;

  • определение предмета психологической диагностики;

  • раскрытие механизмов эволюции психодиагностических идей;

  • выявление ключевых компонентов структуры психодиагностического процесса;

  • разработка моделей психодиагностического исследования с учетом индивидуальных особенностей человека и социально-психологических характеристик конкретной ситуации

  • определение и классификация факторов, влияющих на результаты психодиагностики.

Признаки и категории в психодиагностике

Переход от поверхностных, наблюдаемых симптомов и признаков к диагностическому выводу в научной психодиагностике требует применения особых методик и процедур - измерительных тестов и качественно-количественных экспертных шкал. Таким образом, к основным понятиям психодиагностики можно отнести диагностические признаки и диагностические категории.


Рисунок 1. Соотношение наблюдаемых диагностических признаков и ненаблюдаемых диагностических категорий (по А.Г. Шмелеву)15

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Особая трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора «склонность к обману» или повышенный уровень другого скрытого фактора «страх наказания»). Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка), как правило, недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов, то есть серию поступков в разных ситуациях. Систематический перебор различных симптомов, связанных с гипотетическим скрытым фактором, обеспечивают тесты.


Структура объекта психодиагностики16

Термин «диагностика» используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики. Согласно современному общенаучному представлению, под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Соответственно, о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания - о наделенных психикой конкретных людях.

Ряд исследователей, отмечая сложное иерархическое строение объекта психодиагностики, полагают, что его содержание образуют явления различной природы, выступающие в качестве критерия выделения различных уровней17.

В медицинской психологии принято исходить из представления об иерархии функционирования психики человека, состоящей из четырех уровней:

1) патобиологического;

2) патофизиологического;

3) пато- и нейропсихологического;

4) психопатологического.

Первый уровень связан с состоянием морфологической структуры тканей мозга и протекающими в них биохимическими процессами, второй - с физиологическими процессами, третий - с психическими процессами и свойствами личности, четвертый - с клиническими поведенческими проявлениями психического заболевания.

Патобиологический является низшим уровнем, а психопатологический высшим в вертикальной иерархии. Нарушения в каждом из нижестоящих уровней оказывает влияние на вышестоящий, вследствие чего психопатологический синдром является завершающим в сложной патогенетической цепи. В связи с тем, что к области психодиагностики относятся лишь два высших уровня (без соотнесения с клиническими критериями наивысшего уровня патопсихология утрачивает свое практическое, прикладное значение), В.М. Блейхер и И.Д. Крук считают необходимым мультидисциплинарный подход при изучении психических расстройств.

Многоуровневое представление о строении объекта обследования лежит в основе решения задач диагностики самосознания личности и оказания психологической помощи. В. В. Столин, полагая, что человек представляет собой три целостные системы - организм, социальный индивид и личность, различает три уровня психической регуляции: организмический (низший уровень, индивидный (средний) и личностный (высший). Каждый из уровней имеет свою природу, отношения между ними определяются тем, что нижележащие уровни являются условием развития вышележащих, а вышележащие управляют ниже лежащими.


В психолого-педагогической диагностике также принято исходить из многоуровневого строения объекта диагностики. Так, В. И. Войтко и Ю. 3. Гильбух, имея в виду школьную психодиагностику и предполагая многоуровневое строение объекта психодиагностики, отмечают, что «...психологический диагноз имеет дело с взаимосвязями между явлениями различной природы... и, следовательно, с детерминациями различных уровней». К числу явлений различной природы авторы относят психологические, психолого-педагогические, социально-педагогические, нейропсихофизиологические, а в другой публикации поведенческие, психологические, нейрофизиологические, педагогические, социальные явления.

Таким образом, можно сказать, что объект психодиагностики можно рассматривать на различных уровнях, в зависимости от природы исследуемых явлений. Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Она имеет свои предмет и задачи.