Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 539

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, психодиагностика представляет собой мост между наукой (дифференциальной психологией или психологией индивидуальных различий) и практикой (постановкой психологического диагноза).

Цель современной психодиагностики

Главная цель современной психодиагностики - постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач: помощь в психическом и личностном развитии человека, создание условий для проведения прицельной коррекционно-развивающей работы, выработка рекомендаций, проведение психотерапевтических мероприятий. На реализацию этой цели направлено и конструирование психодиагностических методик.

Проблема методологии психологической диагностики

Овладение методологией психодиагностики составляет основу профессиональной компетентности психолога - психодиагноста. Психодиагностика как самостоятельное направление призвана обеспечивать решение практических задач во всех областях жизнедеятельности человека и способствовать поискам психологических условий для оптимизации развития личности, прогнозированию возможных девиаций.

Психодиагностический процесс включает в себя:

1. Цель исследования

2. Диагностические действия (непосредственно методы диагностики)

3. Учёт факторов, влияющих на результат:

  • со стороны испытуемого: тревога перед оценкой, искажённое понимание инструкций, определённые ожидания от результатов диагностики;

  • со стороны психодиагноста: ошибки оценивания, формулировка инструкций, определённые ожидания – получить конкретный результат.

4. Взаимосвязь между психодиагностом и обследуемым.

Несмотря на длительную историю развития психодиагностики, не прекращаются дискуссии по поводу ее самостоятельности, теоретических и методологических проблем:

  1. В систематизации путей становления психологической диагностики;

  2. В систематизации направлений в понимании сущности психологической диагностики как научной дисциплины.

  3. В определении предмета психологической диагностики;

  4. В определении эволюции психодиагностических идей;

  5. В выявлении ключевых компонентов структуры психодиагностического процесса;

  6. В определении роли социальных факторов, обуславливающих результаты психодиагностики.


Основные области применения психодиагностики

На сегодняшний день психологическая диагностика находит применение во многих областях практической психологии. Перечислим основные из них:

Использование психодиагностики в профессиональной деятельности.

Оно включает в себя: применение методов психодиагностики в сфере управления персоналом, подбора и отбора персонала, профориентации. Психодиагностика широко применяется как на начальном этапе выбора профессионального пути (профориентация), которая проводится, начиная со старших классов школы, так и в области аттестации персонала уже занятого на предприятии. Профориентация представляет собой систему мероприятий, целью которых является помощь молодому человеку осознанно выбрать будущую профессию. Она проводится с использованием тестовой батареи методик, которые как правило включают в себя личностные методики, методики на определение уровня ожиданий и притязаний, методики на уровень способностей и собственно, на профессиональную направленность. При приёме на работу (собеседовании) также применяется психодиагностика, в качестве сопутствующего метода определения личностных качеств и особенностей будущего сотрудника. Система оценки персонала - это скорее набор нескольких инструментальных систем, прочно связанных с четырьмя функциями управления персоналом: подбор и расстановка персонала, мотивация, обучение и контроль. Оценка всегда подразумевает наличие критериев оценки и идеального «портрета» сотрудника, описанного в терминах критериев. С точки зрения построения системы можно выделить четыре объекта оценки (то, что оцениваем) и четыре группы методик оценки, от которых зависит организация процесса оценки: психологические характеристики личности, знания, умения и навыки сотрудника, поведение (ценности, отношения, мнения) и эффективность труда.

Использование психодиагностики в практике школьного образования. Включает в себя обследование школьников, начиная с начальных классов на предмет развития когнитивно – познавательной сферы; оценка динамики памяти, внимания, воображения и др. Проведение диагностики межличностных отношений в классе (выделение школьников – «отверженных» от коллектива, и «звёзд»), для чего наиболее часто применяется метод социометрии (Дж. Морено). Для старшеклассников также может проводится профориентационное консультирование, основанное на результатах тестирования.



Использование психодиагностики для судебно-психологической экспертизы.

Психодагностика в судебно - психологической экспертизе представляет собой теорию и практику экспертного психодиагностического исследования имеющих юридическое значение особенностей психической деятельности подэкспертных лиц. В ходе проводимой экспертизы с помощью методов психодиагностического обследования может быть установлена степень вменяемости подозреваемого в совершении преступления, составлен психологический портрет преступника и др.

Использование психодиагностики в консультативной и психотерапевтической помощи. В данном случае речь идёт не столько о стандартизированных опросниках, сколько о применении проективных методик, позволяющих определить неосознаваемые компоненты отношений человека со значимыми лицами, его переживания и страхи, субъективное восприятие окружающего мира. Для этого могут применятся методики рисуночной диагностики, а также цветодиагностика.

Использование психодиагностики в клинической практике. В данном случае речь идёт о использовании диагностики для оценки психологического статуса пациента. Как правило, речь идёт о пациентах психиатрических отделений. Отрасль медицинской психологии также включает в себя методы клинической психодиагностики, с помощью которых возможно произвести оценку уровня развития когнитивных функций, оценить интеллектуальные возможности и особенности мышления пациента, провести диагностику эмоционально - аффективной сферы. Получаемые данные позволяют оценить влияние того или иного заболевания на протекание психических процессов. Отметим, что одной из наиболее известных методик применяемых в клинической практике является методика Г. Роршаха («пятна Роршаха»).

Использование психодиагностики для проведения эмпирических научных исследований. В области образования, при написании научных работ по психологии различного уровня сложности: от курсовых до диссертационных, имеет место применение психодиагностики. Требованием для студентов – психологов, начиная с определённого курса обучения, является включение в свою научную работу практического (эмпирического) исследования. Как правило, оно включает в себя проведение ряда психодиагностических методик (связанных с задачами работы), обработка результатов (область математической статистики) и формулирование интерпретаций и выводов.


Таким образом, можно сказать, что психодиагностика представляет собой специфическую форму познания реальности и является вспомогательным средством для практического психолога, где большое значение имеет применение психодиагностических методик, что никак не может заменять личную работу с человеком. Также, психодиагностика имеет свою цель, и отличается некоторыми особенностями.

Лекция 4. Предмет и задачи психодиагностики. Структура объекта психодиагностики


Содержание: в данной теме даётся характеристика предмету психодиагностики. Рассматриваются основные подходы к измерению и распознаванию индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идиографический. Проводится их сравнение. Определяются основные задачи психологической диагностики с точки зрения инструментального, конструирующего, гностического, помогающего, практико-ориентированного и интегрального подхода. Описываются основные понятия психодиагностики: признаки и категории. Даётся характеристика структуры объекта психодиагностики с позиции медицинской психологии, психолого-педагогического аспекта, и необходимости оказания психологической помощи.

Методические рекомендации к изучению темы: при изучении данной темы следует обратить особое внимание на сравнение номотетического и идеографического подходов к измерению особенностей личности. Также, следует внимательно ознакомиться с постановкой задач психологической диагностики. Необходимо проанализировать соотношение понятий: диагностические признаки и категории. При рассмотрении структуры объекта психологической диагностики следует акцентироваться на его полимодальности и неоднозначности понимания. После прочтения основного материала лекции рекомендуется обратиться к дополнительным материалам для изучения темы для более основательного изучения темы и ознакомиться с ними. После чего предлагается ответить на вопросы для проверки собственных знаний.

Вопросы для контроля и самопроверки:

  1. Опишите предмет психологической диагностике; охарактеризуйте его.

  2. В чём состоит основное различие между номотетическим и идиографическим подходами? Как понимается в том или ином случае объект измерения, направленность измерения и методы измерения?

  3. Что входит в основные задачи психологической диагностики?

  4. Как определяются диагностические признаки и категории? Приведите пример.

  5. Что понимается под объектом психодиагностики? В чём состоит специфика его определения?

Дополнительные материалы к теме:

  1. Акимова М.К. Психологическая диагностика. Часть IV. Глава 1. Прогностичность результатов личностных методик, §2

  2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Глава 1. Психодиагностика как наука и как практическая деятельность. Разделы 1.3

  3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. Глава 2. Раздел 2.2

  4. Лаак Я.Т. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. Раздел «Психологическая диагностика: четыре компонента и три уровня». Раздел 1.1