Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 480

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 5. Классификация основных психодиагностических методов исследования.


Содержание: в данной теме описываются основные подходы к построению классификации основных методов психодиагностического исследования. Различаются два ключевых понятия: метод и методика. Определяются основные различия между ними. Приводиться классификация методов психологического исследования Б.Г. Ананьева. Описываются диагностические подходы к определению метода исследования в психодиагностике: объективный подход, субъективный подход, проективный подход. Описана классификация проективных методик (по Л. Франку). Рассматривается специфика диалогичных методик. Наглядно представлена операциональная классификация психодиагностических методик. Описаны различные основания классификация методик психодиагностики: по степени регламентации, по форме проведения методики, по характеру стимульного материала, по наличию или отсутствию ограничений во времени работы, по характеру норм, на основе которых производится оценка и интерпретация, по предмету диагностического исследования.

Методические рекомендации к изучению темы: при изучении данной темы особое внимание следует обратить на неоднозначность классификации методов и методик в психодиагностике. При работе с данной темой следует использовать словарь – справочник по психодиагностике Л.Ф. Бурлачука. После прочтения основного материала лекции рекомендуется обратиться к дополнительным материалам для изучения темы для более основательного изучения темы и ознакомиться с ними. После чего предлагается ответить на вопросы для проверки собственных знаний.

Вопросы для контроля и самопроверки:

  1. Опишите, в чём состоит отличие психодиагностического метода от методики? Приведите примеры.

  2. Перечислите, основные диагностические подходы к определению метода исследования в психодиагностике.

  3. В чём состоит специфика проективных методик в психодиагностике?

  4. Обратитесь к рисунку 1, где представлена схема операциональной классификации психодиагностических методик. Оцените основные различия между представленными видами методик.

  5. Перечислите основания для классификации методик психодиагностики. Приведите примеры.


Дополнительные материалы к теме:

  1. Акимова М.К. Психологическая диагностика. Глава 2. Классификация психодиагностические методик, §1,2,3

  2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Глава 1. Психодиагностика как наука и как практическая деятельность. Разделы 1.2

  3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. Глава 2. Психодиагностика как наука. Раздел 2.4

  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике

  5. Психологическая диагностика: Учебное пособие // под ред. Гуревича К.М. и Борисовой Е.М. Глава II. Классификация психодиагностические методик, §1,2,3

  6. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Часть 1. Глава 2. Методы психодиагностики Раздел 2.1 - 2.2., 2.5


Конспект лекции.

Метод и методика

Следует различать два ключевых понятия психодиагностики: метод и методика. Приведём основные различия между ними.

Метод представляет собой способ выполнения чего - либо, который может включать упорядоченную работу с фактами и концепциями, принципы и способы сбора, обработки и анализа информации, а также принцип воздействия на объект.

Также, метод - это широкий класс методик и техник, объединенных родством основного технологического приема и общими теоретическими принципами18.

Существует ещё одно определение, согласно которому метод - это выражение некоторых свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания (Завалевский, Роговин).

В классификации методов психологического исследования Б.Г.Ананьева психодиагностические методы относятся к группе эмпирических, наряду с методами наблюдения, эксперимента, моделирования и другими методами психологии, позволяющими получить научную информацию об исследуемом предмете.

Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления19. Это становится возможным благодаря стандартизации инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например, успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых. Стандартизация процедуры обследования не менее существенна для психодиагностического метода - точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.



Приведём классификацию методов психологического исследования Б.Г. Ананьева. В ней объединены все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным.

1. Организационная группа методов:

Сравнительный метод. Широко применяется во всех областях психологии. В сравнительной психологии реализуется в форме сопоставления особенностей психики на различных этапах эволюции. В этнопсихологии воплощается в выявлении психологических особенностей различных народностей. В возрастной психологии выступает как «метод срезов», и направлен на определение особенностей психического развития в связи с возрастом. Таким образом, основная задача сравнительного метода – найти различия между исследуемыми категориями. В ходе психодиагностического обследования предполагает один замер на нескольких группах людей, которые разделены по какому-либо критерию (например: сравнительный анализ уровня агрессивности у мужчин и женщин).

Лонгитюдный метод. Достаточно трудоёмкий метод исследования, так как предполагает работу с одной и той же группой людей (или с одним человеком), - регулярно и на протяжении длительного времени. В ходе данного метода исследования отслеживается развитие и производится «продольный срез». Лонгитюдный метод исследования позволяет зафиксировать оттенки индивидуального развития, неуловимые для сравнительного метода («метода срезов»). В ходе психодиагностического обследования предполагает несколько замеров через определённые промежутки времени на одной группе людей, состав которой должен оставаться неизменным (например: динамика студентов агрессивности в процессе получения высшего образования с 1 по 3 курс).

Комплексный метод (Предполагает, использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода. Исследование может проводиться как в рамках одной науки, так и как комплексное междисциплинарное исследование.)

2. Методы эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):

Наблюдение и самонаблюдение (интроспекция)

Экспериментальные методы:

  • Лабораторный эксперимент

  • Естественный эксперимент

  • Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент

Психодиагностические методы:

  • Социометрия

  • Стандартизированные и проективные тестовые методики

  • Вербально-коммуникативные методы


+ Метод беседы:

а) Интервью

б) Клиническое интервью

+ Метод опроса

а) Анкеты и вопросники

б) Личностные тесты

Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы)

  • Хронометраж

  • Циклография

  • Профессиография

  • Метод моделирования

  • Биографический метод

3. Методы и приёмы обработки эмпирических данных:

Методы математической статистики

Методы качественной характеристики полученного материала

4. Интерпретационные методы

Генетический метод (представляет собой анализ фаз развития; выделение кризисный моментов, основных стадий, изучение явления в динамике)

Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей; определение структуры исследуемого явления; выстраивание типологизации)

Говоря о психодиагностическом исследовании, основными методами эмпирического способа добывания данных являются: психодиагностические методы, которые составляют различные психодиагностические, стандартизированные и проективные методики.

Методика представляет собой форму реализации определённого метода исследования; это совокупность приёмов и операций, их последовательность и взаимосвязь, процедура или набор процедур для достижения определённой цели (формализованные правила сбора, обработки или анализа информации).

Психодиагностическая методика - конкретная, частная процедура или прием, направленные на получение информации о конкретных психологических особенностях (предмет исследования) у конкретного человека или группы (объект исследования) в определенной ситуации (или условиях) для решения определенных задач20.

В настоящее время основным приемом психодиагностики является психологическое тестирование. Его преимущества по сравнению с другими (внетестовыми) способами получения диагностической информации заключаются в особенностях создания и использования психологических тестов - особого класса экспериментально-психологических методов, которые обеспечивают сравнительно быстрое и нетрудоемкое получение результатов, чаще всего имеющих количественное выражение психологических данных об индивидуальных особенностях испытуемых. Этим психологические тесты опасны: выражая результат в простой количественной форме, они создают у дилетантов иллюзию легкости и простоты использования, подталкивают их к паранаучному стилю работы с тестами
21. В самом общем виде тест (в английском языке – проба, проверка, испытание) определяется как стандартизированный измерительный психологический инструмент.

Диагностические подходы к определению метода исследования в психодиагностике

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывают все множество имеющихся диагностических методик.

1. «Объективный» подход - диагностика осуществляется на основании показателей успешности (результативности) и способа (или особенностей) выполнения деятельности. Этот подход представлен, в основном, многочисленными тестами интеллекта, тестами общих и специальных способностей, тестами достижений и ситуативными тестами.

Основным диагностическим показателем в этих тестах является объективный результат или успешность выполнения предлагаемого задания - решил или не решил, сколько и каким способом решил. Эти методики предполагают наличие правильного ответа (решения) или оптимального алгоритма выполнения задания.

Отметим, что основным показателем способности к какой-либо деятельности является успешность её выполнения. Другим показателем является легкость достижения успеха или энерготраты, которые могут быть объективно замерены аппаратурными психофизиологическими методами, например, изменение в процессе деятельности показателей дыхания, сердцебиения, кожно-гальванической реакции. Эти методы применяются в психодиагностике как показатели функциональных возможностей и динамики состояния и условно (из-за проблемы интерпретации объективных показателей) представляют объективный подход.

2. «Субъективный» подход - диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Этот подход представлен многочисленными опросниками (открытыми и закрытыми, однофакторными и многофакторными и др.), анкетами, шкальными техниками, построенными по типу семантического дифференциала, контрольными списками прилагательных и т.п. Эти методы, по сути, являются разновидностями стандартизированного самоотчета личности: клиент сам сообщает информацию о себе по предлагаемой в методике форме.