Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 483

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. «Проективный» подход - диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральными и неопределенными стимулами, задуманными и предъявляемыми таким образом, чтобы человек мог спроецировать на них свои индивидуальные свойства, стремления, опасения и ожидания.

В основе действенности проективного метода лежит давно известный психологический факт — факт пристрастности психического отражения и, в частности, человеческого сознания. В настоящее время проекция рассматривается как общий механизм восприятия личности.

Большинство проективных методик не подходят под строгое определение психологического теста, основными признаками которого являются: стандартизированность, независимость результата от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога, а также сопоставимость индивидуальных данных с нормативными (то есть полученными в тех же условиях на достаточно репрезентативной выборке). При проективном тестировании практически невозможно полностью унифицировать и стандартизировать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и саму процедуру исследования. Но также, очевидно, что стандартизированная процедура не позволяет исследовать индивидуальность как уникальную личность22. Отличительные особенности проективных методов состоят в следующем:

  • малая степень структурированности стимульного материала и нежёсткость инструкции, что способствует свободе и разнообразию реакций человека;

  • разнообразие стимульного материала (от картинок и рассказов до игрушек и афоризмов);

  • выражение в ответах неосознаваемых компонентов отношений;

  • нестандартный характер проективной техники (исследование нередко носит игровой характер).

Проективные методики, в отличие от многих других, не привязывают исследователя к определенным схемам интерпретации результатов. Они могут быть использованы в качестве инструмента для формулирования гипотез, так как позволяют получить важный для понимания внутреннего мира личности материал, который подлежит осмыслению и оценке диагноста вне зависимости от каких-либо теоретических предпочтений.

Классификация проективных методик (по Л. Франку)

Л. Франком, одним из идеологов проективного подхода, предложена классификация проективных методов, которая с некоторыми дополнениями принимается и в настоящее время:


1) Конститутивные методики или методики структурирования: человеку предлагается неоформленный бессмысленный материал, которому он должен придать какой-либо субъективный смысл (например, тест Г.Роршаха);

2) Конструктивные методики или методики конструирования: предполагают создание и интерпретацию целого из оформленных деталей (игрушки, кубики и т.д.) например, тест мира или «песочница»:

3) Интерпретативные методики предполагают истолкование событий или ситуаций, которые допускают различные толкования (например, ТАТ Г.Мюррея);

4) Аддитивные методики или методики дополнения: неоконченные предложения, рассказы, ассоциативный тест К.Юнга;

5) Экспрессивные методики или изучение продуктов изобразительной деятельности: например, многочисленные рисуночные тесты;

6) Импрессивные методики или методики предпочтения: предполагают расположение стимулов в порядке убывания их привлекательности (например, цветовой тест Люшера);

7) Рефрактивные методики или изучение непроизвольных движений, которые вносятся человеком в средства общения (речь, жесты, почерк) и в исполнительскую деятельность (например, тест миокинетической диагностики Е.Мира-и-Лопеса);

8) Катартические методики или методики катарсиса: психодрама, проективная игра и т.п.

Между рассматриваемыми психодиагностическими подходами к определению методов исследования нет четких границ, так, некоторые методики неоднозначны по технологии и занимают промежуточное положение. В психодиагностической практике различные подходы не противопоставляются, а взаимодополняют друг друга.

Диалогичные методики

Рассматриваемые психодиагностические подходы предусматривают разную степень влияния психолога - диагноста на процедуру исследования. При субъективном и проективном подходе выделяется группа интерактивных или диалогических техник (например, беседы, интервью, диагностические игры), где диагност вступает в целенаправленный контакт с исследуемым субъектом, что соответствующим образом сказывается на результатах психодиагностики.

Отдельную группу составляют диалогические методики, в которых психолог - психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных (соответствующих) диагностической задаче. Так, доверительный контакт необходим при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребенка, личностных проблем и во многих других случаях. Ситуация патопсихологического обследования также диктует построение общения по типу экспертизы. Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, беседа) и невербальными (например, игра с ребенком, деловая игра взрослых могут выступать как невербальные диагностические процедуры).





Рисунок 1. Операциональная классификация психодиагностических методик23

Классификация методик психодиагностики

Существуют множество вариантов классификации психодиагностических методик, сделанных по тем иным критериям.

По степени регламентации. Так, методики делятся на две большие группы по степени регламентации: формализованные и малоформализованные методики.

К формализованным методикам относятся: тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики. Для них характерны:

  • определенная регламентация;

  • объективизация процедуры обследования или испытания (невмешательство диагноста в деятельность испытуемого и т.п.);

  • стандартизация (единообразие стимульного материала; точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, установление единообразия проведения обработки и способов представления результатов диагностического испытания);

  • надежность;

  • валидность.

Эти методики позволяют быстро собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать обследуемых между собой.

К малоформализованным диагностическим методикам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности. Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы и т.п.) или являются чрезвычайно изменчивыми по своему содержанию (например, динамика целей, состояний, настроений и т.п.). Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдение за обследуемым иногда осуществляется в течение нескольких месяцев) и в большой степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности и интуиции психолога. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений и бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания. В настоящее время выходят на новый уровень развития в связи с приоритетом в современной психодиагностике качественного, содержательного анализа.


По форме проведения методики. Методики делятся на групповые и индивидуальные. Индивидуальные методики проводятся только индивидуально с каждым обследуемым, проведение их в группе невозможно (например, тест Д. Векслера). Групповые методики могут проводиться сразу с группой испытуемых (например, тест Амтхауэра).

По характеру стимульного материала и в соответствии с ним основной активности испытуемого методики делятся на вербальные и невербальные. В вербальных методиках вербальный стимульный материал порождает вербальную активность обследуемого (например, тест Амтхауэра). Невербальные методики имеют невербальный (образный или предметно-действенный) стимульный материал, предусмотренные заданием операции совершаются на невербальном уровне (например, тест Равенна).

По наличию или отсутствию ограничений во времени работы испытуемого методики делятся на тесты скорости и тесты достижений. В тестах достижений время выполнения тестового задания не ограничивается; в тестах скорости, напротив, время работы обследуемого строго регламентировано.

По характеру норм, на основе которых производится оценка и интерпретация получаемых в методике результатов различают нормативно ориентированные и критериально ориентированные методики. Нормативно ориентированные методики - это методики, в которые квалификация результатов исследования производится на основе статистической нормы, полученной на выборке стандартизации. Критериально ориентированные методики используют для оценки и интерпретации результатов диагностирования систему отсчета, в качестве которой выступает социокультурный норматив (уровень свойства явно или неявно требуемый обществом) или оптимальное состояние объекта психодиагностики, в качестве которого выступают функциональные системы «деятельность» или «психическое состояние».

По предмету диагностического исследования. В данной классификации выделяются группы методик по отношение к предмету исследования. Приведём пример одной из таких классификаций24:

1. Методики диагностики психических процессов:

  • когнитивных функций (ощущение, восприятие, представления, память воображение, мышление);

  • регулятивных функций (внимание или аттенционная регуляция, эмоциональная регуляция, волевая регуляция).


2. Методики диагностики общих и специальных способностей (интеллекта), а также методики диагностики уровня психического развития.

3. Методики диагностики особенностей психических состояний:

  • функциональных (работоспособность, утомление, активированность, затормодженность и т.п.);

  • эмоциональных состояний (эмоциональный дискомфорт, фрустрация, настроение, радость, раздражение, одиночество и т.п.).

4. Методики диагностики черт личности:

  • конституциональных (прежде всего, темперамента);

  • индивидуально-стилевых (прежде всего, характера);

  • ценностно-мотивационных (влечений, потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, направленности личности и т.п.).

5. Методики диагностики особенностей индивидуального самосознания (самооценки, самоотношения, Я-концепции, личностных смыслов и т.п.).

6. Методики диагностики межперсональных отношений:

  • деловых (стиля управления, социально-психологического климата, конфликтных

  • отношений, ролевых взаимодействий, особенностей отношений в коллективе и т.п.);

  • семейных (супружеских и детско-родительских отношений).

Учитывая вышесказанное, можно сказать следующее: ни одну классификацию нельзя считать однозначной: существует множество вариантов распределения психодиагностических методик по различным основаниям. Также, одна методика может быть включена в несколько групп, так как позволяет исследовать сразу несколько предметов.

Выбор диагностического подхода и конкретной психодиагностической методики всегда определяется задачей исследования, с постановки которой и начинается психодиагностический процесс.