Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 471

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В России психодиагностика, оставаясь прикладной психологической дисциплиной, всегда имела разносторонние глубинные связи с теоретической психологией и, с другой стороны, была обращена к человеку как к неповторимой личности, а не только как к субъекту конкретного психодиагностического исследования. Исследования, направленные на раскрытие возможностей и потенциала человека, позволяющие сделать психологический диагноз прогностичным, были начаты такими выдающимися учеными, как Л. С. Выготский, П. П. Блонский, М. Я. Басов, С. Г. Геллершейн и др. На сегодняшний день принцип прогностичности является одним из ведущих в психодиагностике.

Новое наступление на психодиагностику произошло в 1950 г., когда состоялась печально известная «Павловская» сессия двух Академий: педагогических и медицинских наук. Легальное право на существование сохранялось не за дифференциальной психологией, а за дифференциальной психофизиологией, связывающей многообразие психических явлений с механизмами условного рефлекса, а происхождение индивидуальных психологических различий исключительно с типами нервной системы в духе учения И. П. Павлова. Разработанная в трудах Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, В. С. Мерлина и их учеников отечественная дифференциальная психофизиология оставалась единственной легальной формой существования психодиагностики. Детские и педагогические психологи были вооружены так называемым каузально–генетическим методом (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.), методом формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Это означало фактический отказ от психодиагностики как таковой в практике образования, ее замену лонгитюдным исследованием и исследованием в процессе формирующего воздействия, которые могут быть качественно выполнены только квалифицированными специалистами в рамках специальной научной программы.

Только к концу 50–х годов наступила своеобразная оттепель: психодиагностика вновь вышла на научно-исследовательскую ниву. В 1958 г. начинается научно-исследовательская работа по психотехнической проблематике под руководством К. К. Платонова. Относительно более свободные от идеологического сверхконтроля условия для развития психодиагностики появились в Ленинграде, Киеве, Перми, Казани, Ярославле, Курске и др. и в прикладных отраслях, но не в московской академической психологии, где табу, наложенное на сам термин «тест», ревностно поддерживалось вплоть до 70-х годов.


В озрождение психодиагностики в России8

В 60-е годы двадцатого века наибольший вклад в возрождение психодиагностики внес Б. Г. Ананьев. Он начал свой научный путь в институте по изучению мозга и психической деятельности, которым руководил В. М. Бехтерев и где закладывались основы комплексного изучения человека. Психология, как показал Б. Г. Ананьев, является объединяющим центром теоретического и прикладного человекознания, а психологическая диагностика – методологией осуществления различных комплексных программ изучения человека.

До 80-х годов в публикациях звучала огульная критика западного, прежде всего психометрического подхода, хотя и предпринимались осторожные попытки использования «качественных» тестов в патопсихологии (С. Я. Рубинштейн, 1970) и нестандартизованных «проб» в нейропсихологии (А. Р. Лурия, 1973), а также в тех областях, в которых было дано «высочайшее изволение» (авиационная и космическая медицина, спортивная психология и др.).

Первые специализированные научные конференции по психодиагностике были организованы только в 70-е годы. Показательно, что они состоялись в Таллинне, а не в Москве. Только в 1982 г. вышел в русском переводе учебник А. Анастази "Психологическое тестирование" В это же время стали появляться вполне современные работы по психодиагностике (Соколова Е. Т., Бурлачук Б. Ф.), по психометрике (Аванесов В. С., Блейхер В. М., Гайда В. К., Гильбух Ю. З., Шмелев А. Г., Ямпольский Л. Т.), первые частично адаптированные версии западных тестов (Березин Ф. Б., Собчик Л. Н., Гильяшева И. Н), оригинальные методики диагностики одаренности и интеллектуального развития (Богоявленская Д. Б., Венгер Л. А., Пономарев Я. А.), психологической совместимости (Горбов Ф. Д., Обозов Н. Н.), мотивации (Орлов Ю. М.), характера (Личко А. Е.), самосознания личности (Столин В. В.), социально-психологических отношений в коллективе (Петровский А.В.) и др.

В психодиагностике происходит позитивный сдвиг. Однако разрыв теории и практики, характерный для всей советской науки, пагубно отразился на психодиагностическом инструментарии как таковом. В СССР не производилось практически никакой систематической работы по селекции и сертификации психологических тестов. Тесты публиковались и распространялись без всякой системы, зачастую по принципу "самиздата" и являлись объектом пиратского копирования. Наряду с относительно качественными и психометрически корректными версиями западных тестов (например, 16 PF Кеттелла в адаптации А. Г. Шмелева) среди практических психологов, имеющих крайне низкий уровень психометрической подготовки, широко распространились многочисленные «параллельные»

переводы западных тестов, не опирающиеся на проверенные ключи к этим тестам, но и не имеющие даже отечественных норм.

Таким образом, можно сказать следующее:

  • в последней четверти XIX века в России происходило активное внесение в психодиагностику экспериментальных методов исследования, идущих от физиологии высшей нервной деятельности. Также, в данный период значительную роль играли исследовательские лаборатории.

  • в начале ХХ века в России проводились первые отечественные работы по психодиагностике, вклад в которые внесли известные учёные и исследователи;

  • правительственное решение на 40 лет остановило практику применения тестов и научные разработки в области психодиагностики;

  • в 60-е годы двадцатого века наибольший вклад в возрождение психодиагностики внес Б.Г. Ананьев, и в психодиагностике происходит позитивный сдвиг. Однако разрыв теории и практики, характерный для всей советской науки, пагубно отразился на психодиагностическом инструментарии как таковом.

Лекция 3. Современное понятие психодиагностики.


Содержание: в данной теме описывается социальная и практическая значимость психологической диагностики. Специфика психодиагностики как области научного знания: субъективность получаемых в результате диагностики результатов. Раскрывается современное понятие психодиагностики, подходы к его определению, понятие о психологическом диагнозе. Описывается зарождение термина «психодиагностика»: Г. Роршах, Р. Хейс. Описываются особенности психодиагностики: направленность на познание наблюдаемых явлений; возможность наиболее непосредственного выхода в практику; наличие двусторонней связи с прикладными проблемами. Определяется цель современной психодиагностики. Даётся характеристика основным методологическим проблемам современной психологической диагностики. Перечисляются основные области применения психодиагностики: в профессиональной деятельности, в практике школьного образования, для судебно-психологической экспертизы, в консультативной и психотерапевтической работе, в клинической практике, для проведения эмпирических научных исследований.

Методические рекомендации к изучению темы: при изучении данной темы следует обратить внимание на практическую значимость психологической диагностики как для современной психологической науки, так и для нужд общества. Особое внимание следует акцентировать на специфике знаний, получаемых с помощью методов психодиагностики. Следует с вниманием отнестись в параграфу «Проблема методологии психологической диагностики». После прочтения основного материала лекции рекомендуется обратиться к дополнительным материалам для изучения темы для более основательного изучения темы и ознакомиться с ними. После чего предлагается ответить на вопросы для проверки собственных знаний.

Вопросы для контроля и самопроверки:

  1. Опишите, какова значимость психодиагностики в настоящее время. Какова её ценность для современного общества?

  2. В чём состоит особенность психодиагностики? Достаточно ли проведение психодиагностического исследования для полного и целостного описания личности?

  3. Какие определения существуют у термина «психодиагностика»? Что под ним понимается?

  4. Какова цель современной психологической диагностики?

  5. В чём состоят основные проблемы теоретико – методологического подхода психодиагностики?

  6. Перечислите, и кратко опишите области применения современной психодиагностики.


Дополнительные материалы к теме:

  1. Акимова М.К. Психологическая диагностика. Часть IV. Глава 1. Прогностичность результатов личностных методик, §1

  2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Глава 1. Психодиагностика как наука и как практическая деятельность. Разделы 1.1

  3. Лаак Я.Т. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. Раздел «Психологическая диагностика: четыре компонента и три уровня». Разделы 1.2 – 1.3

  4. Психологическая диагностика: Учебное пособие // под ред. Гуревича К.М. и Борисовой Е.М. Глава XII. Основные тенденции развития психодиагностики.

  5. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Часть 1. Глава 1. Принципы и предмет психодиагностики. Раздел 1.2


Конспект лекции.

Социальная и практическая значимость психологической диагностики

В истории развития любой науки существуют закономерные периоды подъема и спада. Они обусловлены как логикой развития научного знания, так и конкретным историческим моментом становления или преобразования общества. В настоящее время существуют веские основания говорить об очередном и все возрастающем интересе к психологической диагностике, и главным образом – к практической психодиагностике. Современная психологическая диагностика привлекается к решению широкого круга задач в образовании, производстве, бизнесе, медицине, спорте и других областях.

Интерес к психодиагностике всегда связывался с естественной для человека потребностью в познании, прежде всего – с потребностью в познании самого себя. В исторически важные для общества времена или в критические для конкретного человека моменты, особенно тогда, когда жизненные ценности, долго служившие внешними опорами и ориентирами, начинают терять свой смысл и силу, заменяются другими, внимание к собственному внутреннему миру неизбежно возрастает. Собственное «Я» превращается в арену поисков душевного равновесия, психического комфорта. И человек, делая самостоятельный выбор в познании себя, обращается к психодиагностике, объединяющей в себе идею души и способности ее распознания. Обладая специальными методическими средствами, психолог, обладающий знаниями психодиагностики способен проникнуть во внутренний мир человека, вскрыть интимные, часто неосознаваемые или даже отрицаемые внутриличностные и межличностные проблемы и тем самым включиться в их решение.