Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1084

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Модели кризисной интервенции

В практике социальной работы при осуществлении кризисной интервенции применяется довольно большое количество моделей работы с клиентом. Джеймс и Джиллилэнд выделяют три модели кризисной интервенции.

В одном случае кризисная интервенция связана с купированием реакции клиента, учитывая его эмоциональное состояние. В другом случае работа сфокусирована на оценке потребностей клиента исходя из общего понимания социальным работником и клиентом кризиса и тех ситуаций, которые его предопределили. В третьем случае работа направлена на снижение уровня тревожности у клиента, при этом его эмоциональные проявления находятся в центре внимания практиков социальной работы.



Основные модели кризисной интервенции в социальной работе







Несмотря на различные подходы к кризисно-ориентированной практике социальной работы, можно говорить об общих алгоритмах работы в данных технологиях. Все они имеют общий феномен, вокруг которого строится технология взаимодействия. Кризис как центральный феномен, как жизненная проблема, как препятствие, которое осложняет социальное функционирование клиента, определяет последовательные действия социальных работников. Их ролевая позиция заставляет фокусировать внимание на отношениях, которые являются условием эффективной помощи. Однако у клиента, находящегося в ситуации кризиса, имеется определенный "ролевой репертуар", характерными проявлениями которого выступают тревожность, беспомощность, неуверенность в том, что его проблема может быть решена. Поэтому, как показывают исследования, для клиента характерны "вопросы сомнения" по поводу профессионализма социального работника, например:


– Давно ли вы работаете в агентстве?

– Позволяет ли ваш возраст найти решение проблемы?

– Достаточна ли ваша квалификация для решения моих проблем?

Субъект-объектная позиция социального работника и клиента предопределяет стратегию преодоления кризиса. Ведущая роль остается за социальным работником, поэтому управление поведенческими реакциями клиента становится технологической особенностью данного метода помощи.

По мнению М. Пэйна, типичными реакциями клиента в ситуации кризиса являются:

  • избегание, например регрессия, отрицание (человек говорит: "Я не могу поверить, что он умер" или в процессе работы рассуждает о других вещах, не связанных с проблемой);

  • попытка преодоления, например рационализация, сублимация ("Я продолжаю обдумывать ситуацию, но, кажется, это слабо помогает");

  • приостановка, например возвратное движение, компенсаторное поведение (человек говорит: "Я не знаю, что делать", или молчит, определяя свое состояние как нежелание продолжать разговор в данный момент, или срывает контракт, опаздывая на встречу с социальным работником).

Важнейшей технологической составляющей социальной работы является элемент оценки. В различных кризисных практиках социальный работник оценивает, что предпринимал клиент для решения своей проблемы и где у него не хватило ресурсов.

Существенным элементом кризисно-ориентированной практики выступает формирование в процессе работы у клиента механизмов преодоления ситуации. Здесь используется предшествующий опыт клиента и вырабатываются новые индивидуальные технологии преодоления кризисной ситуации.

Ориентированная на задачи индивидуальная социальная работа

Социальная работа, ориентированная на задачу, – одна из моделей кризисно-ориентированной социальной практики. Эта индивидуальная модель направлена на решение проблем клиента. Вмешательство, центрированное на задаче, представляет собой набор процедур для облегчения восприятия клиентом целевых проблем. В рамках данного метода проблема формулируется клиентом при согласовании с социальным работником, а также определяется целями и возможностями социального агентства. В основе метода лежат теоретические положения когнитивной психологии

, бихевиоризма, психодинамической теории и эгопсихологии.

Одна из важнейших установок рассматриваемого метода – понимание того, что необходимо изменить в процессе взаимодействия с клиентом. При этом внимание не ограничивается только поведением или эмоциями, мыслями или чувствами клиента. Вопрос формулируется исходя из целесообразности оказания помощи клиенту. Такой подход существенно отличается от психодинамических моделей.

Сравнительные характеристики практических методов



Рассматриваемая модель состоит из элементов кризисных интервенций, проблемно-ориентированных и функциональных подходов. Взаимодействие четко структурировано, директивно, ограниченно во времени. Последовательные шаги взаимодействия социального работника и клиента предусматривают следующие действия:

1) исследование специфики проблемы клиента;

2) заключение контракта;

3) планирование задачи и ее выполнение;

4) достижение целевой установки;

5) урегулирование проблемы.

Определение состояния проблемы и точного выполнения задач является главной составляющей успешного решения проблемы клиента. Данный метод был предложен в 1970 г. Рейд и Эпштейн и проверен в результате широкой эмпирической практики в социальных агентствах. Согласно исследованиям А. Харам и X. Амудсена, в условиях социальных агентств данный метод применим в следующих ситуациях:

• острая и сложная ситуация;

• возникшая проблема связана с потерей или снижением социальных способностей индивида;

• неудовлетворенность человека своей сложной жизненной ситуацией так велика, что он стремится ее изменить;

• проблема возникла в строго ограниченной сфере;

• проблема не имеет глубоких корней в личности клиента.

Однако автор метода Рейд рассматривает возможности его применения в более широком контексте. Она определяет семь категорий проблем, работа с которыми в рамках задаче-ориентированной модели является эффективной:

1) межличностный конфликт;

2) неудовлетворенность социальными взаимоотношениями;

3) трудности взаимодействия с официальными инстанциями;

4) проблемы в ролевом поведении;

5) проблемы в принятии решений;

6) стрессовое реактивное состояние;


7) недостаток ресурсов.

Метод задаче-ориентированной индивидуальной работы базируется на психологических теориях; социологических концепциях, например теории социального научения и принципах повторения из поведенческой теории; теории систем. Большое значение играют общие теории коммуникаций, а также когнитивные модели, которые раскрывают особенности мышления и принятия решений в условиях кризиса. В том же аспекте, как считают специалисты, просматривается близость концептуальных построений с психодинамической теорией социальных интервенций. Таким образом, на основе данных теоретических подходов выстраиваются стратегии интервенций, которые направлены на достижение двух основных задач:

1) помощь клиентам в решении их проблем;

2) формирование индивидуального опыта решения проблем в настоящем и будущем.

Выводы:

1. Модель кризисной интервенции и задаче-ориентированная модель различаются. Они основаны на идеях психологии личности и проблемно-ориентированной индивидуальной работы со случаем.

2. Указанные модели объединяет единый методологический подход – обоснованные методы краткосрочной интервенции, что отличает их от психодинамических подходов, направленных преимущественно на установление длительных отношений в работе с клиентами.

3. В обеих рассматриваемых моделях используются когнитивно-поведенческие методы.

4. Указанные модели относятся к индивидуал-реформистской традиции и не имеют целью социальные изменения.


  1. Периодизация истории социальной работы (Аня)

Значение истории социальной работы для профессиональной подготовки специалистов по социальной работе. Исторические периоды в истории социальной работы. Проблемы периодизации отечественной и зарубежной истории социальной работы. Оценка исторического опыта социальной помощи и поддержки в работах ученых ХIX- ХХ в.в. Современные подходы в оценке исторических форм социальной помощи. Особенности становления социальной работы в мировой истории. Тенденции развития практики социальной работы в России и за рубежом

Философия помощи. Христианство как мировоззренческая основа помощи: милосердие и благотворительность. Принципы коллективизма и индивидуализма в развитии отечественных и зарубежных форм помощи. Развитие социального призрения в России. Основные тенденции в развитии государственной системы поддержки и помощи. Роль и значение благотворительности. Современные тенденции в развитии системы социальной работы в России.


Утверждение принципов либерализма: свободы, равенства, справедливости в ХIХ веке в Европе/ Трансформация благотворительности в социальную работу с незащищенными группами населения. Развитие социальной работы в зарубежных странах в ХХ веке.
Основные проблемы периодизации истории социальной работы связаны с точкой отсчета практики социальной помощи, оценкой изменения идеологии, институтов-субъектов и объектов помощи, правовых и экономических основ, ее видов и форм.

Каждый период истории социальной работы характеризуется соответствующей парадигмой (моделью) социальной помощи. М. В. Фирсов считает, что “каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного языка, номинации процесса... с разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием эпидемий, войн и конфликтов, массового голода.

Однако в основе изменения парадигмы социальной помощи (а значит, и периодизации истории социальной работы) в большей мере лежат социально-экономические процессы.

Это изменение общественного способа производства, как результат – трансформация самих общественных отношений. Изменившиеся общественные отношения формируют новый состав рисков (угроз) социального положения человека. Это главные факторы трансформации отношений социальной помощи. Новый состав социальных рисков обусловливает изменение объекта социальной помощи. Изменившиеся общественные отношения формируют новые институты-субъекты социальной помощи, оказывает влияние на этот процесс и сам объект как конечный потребитель социальной поддержки и услуг. Институты, в свою очередь, генерируют соответствующую идеологию социальной помощи, ее правовые и экономические основы, виды и формы.

Войны, голод, пандемические процессы, разрушение геополитического или социокультурного пространства – это важные, но второстепенные факторы, не способные самостоятельно вызывать смену этапов и парадигм социальной помощи.

В научной литературе можно встретить различные периодизации, отражающие видение учеными основных этапов исторического процесса развития отношений социальной помощи.

М. В. Фирсов предлагает следующую периодизацию социальной помощи в России: