Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1335

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Понятие кризиса в практике социальной работы

Проблема или трудная жизненная ситуация имеют не только причины возникновения, содержание, но и форму выражения. Рассматривая клиента в системе "личность в ситуации", шведские ученые Г. Бернлер и Л. Юнссон полагают, что основные формы поведенческого и эмоционального проявления клиента в проблемной ситуации имеют следующее выражение:

  • временное отклонение;

  • хроническое отклонение;

  • кризис;

  • слом.

В соответствии с этим с позиций системного подхода кризис анализируется как преходящая функциональная недостаточность, вызванная радикальными изменяющимися требованиями к системе.

Р. Баркер в американской практике социальной работы выделяет два значения в понимании кризиса применительно к личности и среде:

  • а) личностные ориентации – переживания, страдания, эмоциональные сдвиги;

  • б) средовые ориентации – обозначение социальных событий, приводящие к нарушению функционирования социальных институтов.

В процессе развития кризисных технологий социальной о работы оформляется отдельный вид практик – кризисные краткосрочные интервенции. Такие технологии помощи направлены на вхождение в жизненную ситуацию индивида, семьи или группы с целью оказания помощи в мобилизации ресурсов, необходимых для адекватного решения проблемы.

Достаточно дискуссионным в практике социальной работы является вопрос о тождественности понимания таких процессов, как кризис и стресс. В социальной работе их принято различать несмотря на то, что между пониманием данных процессов существует довольно хрупкая грань.

Стресс. Как известно, понятие стресса и теорию стресса обосновал канадский физиолог Ганс Селье. Разработанная им в 1936 г. физиологическая теория стресса до настоящего времени является исходным пунктом исследований стрессов в различных дисциплинах. Стресс понимается им как относительно стереотипная адаптационная реакция организма на воздействие стрессопорождающих влияний: жара, холода, инфекции, травмы, инъекции адреналина и т. д. Расстройства нервной системы, аффективные возбуждения и т. п. – все эти процессы в организме в стрессовой ситуации Селье называет общим синдромом адаптации. Если организму не удается преодолеть воздействие стресса посредством активации физиологических процессов и удержаться в состоянии повышенной мобилизации сил, происходит резкое сокращение действия мобилизующих адаптивных механизмов и организм оказывается в стадии истощения. Селье определил три фазы развития стресса:


  • 1) стадия тревоги;

  • 2) стадия сопротивления;

  • 3) стадия истощения.

В современной теории стресса различают два основных вида стресса – физиологический и психологический.

Кризис как процесс отличается от стресса не только по феноменологии, но и по процессу протекания, стадиям развития. Как считает Л. Рапопорт, если стресс может привести к развитию болезни, то кризис может способствовать росту и развитию. Исследователи полагают, что кризис протекает от шести до восьми недель, тогда как стресс имеет более длительный период протекания.

Одним из первых, кто начал изучать кризис, был американский психиатр Эрик Линдеманн. В дальнейшем теория кризиса получает оформление в работах Дж. Боулби, Э. Эриксона, Р. Хилла, Дж. Кульберга, Д. Левинсона.

Э. Эриксон и Д. Левинсон рассматривают кризис как элемент развития индивида. Эти исследователи стремились познать природу кризиса как социально-психологического явления.

Дж. Боулби, изучая механизмы привязанности детей к родителям, выделил три фазы кризиса разлуки с ними:

  • 1) фаза протеста, когда у ребенка есть надежда на возвращение матери;

  • 2) фаза депрессии, отчаяния и безнадежности;

  • 3) фаза изолированности и отрицания.

Дж. Кульберг описал сходную по этиологии схему кризиса и выделил четыре фазы его развития:

  • 1) фаза шока (кратковременная). Человек, находящийся в кризисе, стремится отстраниться от действительности. У него могут быть различные реакции – от вербальной агрессии, крика, плача до бессмысленных действий: перекладывания вещей и т.д.;

  • 2) фаза реакции. Это фаза осмысления, когда человек стоит перед необходимостью понять ситуацию, хотя она представляется ему хаотичной, не имеющей логики развития и существования;

  • 3) фаза обработки. С точки зрения продолжительности эта фаза индивидуальна для каждого человека. На данной стадии человек анализирует и сопоставляет различные факты жизнедеятельности, приведшие к трудной жизненной ситуации;

  • 4) фаза ориентации. Она закладывает основу для адаптации, которая может иметь как положительные, так и негативные сценарии развития. Здесь формируются основы планирования будущего и ориентиры на определение ситуации в настоящем.

Независимо от подходов к теории кризиса, рассматривая индивидуальный и групповой характер проявления кризисных ситуаций

, исследователи выделяют общие подходы к обнаружению симптомов феноменологии кризиса.

Подходы к кризисам



Теоретические модели кризисно-ориентированной

индивидуальной работы

Кризисно-ориентированная индивидуальная социальная работа направлена на разрешение личностных кризисов и восстановление социального функционирования индивида. В социальной работе кризис принято понимать как составную и естественную часть человеческой жизни. Условиями проявления кризиса в жизни человека выступают:

а) ситуационные факторы, которые приводят к нарушению социальных контактов индивида, не позволяют ему осуществить институционализированные интересы, реализовать личностные потребности. К таким кризисам можно отнести ситуацию болезни родных, смерти близких, потери работы, развод и другие факторы, нарушающие социальное функционирование индивида;

б) факторы развития. Кризис как фактор развития проявляется в ситуации поиска новой идентичности и стиля жизни.



Ситуативное стрессовое событие

Ситуативное стрессовое событие выделяется исследователями в качестве одного из важнейших факторов, определяющих кризис. Под стрессовым событием понимается такое явление, которое приводит к дезинтеграции существующих связей индивида.

Р. Джеймс и Б. Джилиланд, описывая стрессовое событие, выделяют определенные фазы, важнейшими среди которых являются невозможность использовать индивидуальные ресурсы, неэффективность индивидуальных механизмов преодоления кризисной ситуации[1].

Другими исследованиями кризисная ситуация рассматривается не в статике, а как развивающееося явление, которое может вызывать чувство страха и депрессию из-за невозможности позитивно разрешить сложную жизненную ситуацию.

Л. Джонсон, исходя из подходов, сложившихся в психологии, психиатрии, практике социальной работы, предлагает обобщенную модель динамики развития индивидуального кризиса для использования ее в практике социальной работы.

Решение проблемы клиента можно осуществлять на различных стадиях протекания кризиса. В процессе взаимодействия с клиентом социальный работник должен диагностировать стадию развития кризисной ситуации. При этом он должен решать две оперативные задачи:


1) совместно с клиентом выработать понимание сущности индивидуального кризиса, выяснив причины, которые привели клиента к кризисной ситуации;

2) определить систему помощи, активизируя ресурсы клиента и ресурсы агентства или других социальных служб.

По мнению исследователей, для решения проблем клиента, переживающего кризис, важна оперативная интервенция. Она осуществляется по принципу "здесь и сейчас". Оперативное вмешательство в ситуацию клиента приводит к тому, что она не будет иметь тенденций к принятию хронических форм, когда необходимо терапевтическое вмешательство.



(Динамика кризиса по Л. Джонсону)

Особенности кризисной интервенции

Кризисная интервенция состоит в том, чтобы интенсивно взаимодействовать с клиентом на протяжении минимального времени. При этом может статься, что клиенту, находящемуся в подавленном, дискомфортном состоянии, будет трудно устанавливать отношения с социальным работником. Профессионал должен выступить для клиента в роли "временного заместителя надежды". В острой кризисной ситуации, осложненной состоянием дезориентации, ответственность за развитие событий и работу по структурированию проблемы социальный работник должен брать на себя.



Диагностика кризисной ситуации

При работе с кризисной ситуацией большое место уделяется диагностике. В практике социальной работы сложились определенные подходы к пониманию кризисной ситуации. Это понимание связано с личностными и средовьши доминантами.

Личностный подход в определении кризиса обосновывает видный американский психиатр швейцарского происхождения Адольф Майер. Согласно его представлениям, аффективные, когнитивные, поведенческие реакции клиента дают более полную информацию о кризисной ситуации клиента, поэтому диагностическая фаза работы должна быть сфокусирована на данных аспектах.

Средовой подход представляет А. Л. Робертс. Исследователь предлагает в основу диагностики положить феномены, связанные с безопасностью клиента; с теми рисками, которые подвергают угрозе его жизнь и здоровье. Автор выделяет следующие основные рисковые ситуации:

  • необходимость в медицинском обследовании;

  • наличие у человека суицидальных намерений;

  • существование угрозы жизни со стороны другого человека;

  • наличие насильника или людей, внушающих угрозу, в непосредственной близости;

  • наличие опасности для ребенка;

  • нахождение человек под влиянием наркотиков или алкоголя.