Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1079

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Основные потребности, изучаемые в теории социальной работы

  • эмоциональные (взаимная забота, товарищество, самоуважение и т.п.);

  • социальные (роли, статус, профессия и т.д.);

  • экономические (пища, одежда, жилье, услуги и т.д.);

· духовные (нравственные; религиозные; потребности связанные с трансперсональным опытом, и т.д.).

Отклоняясь от этой базовой нормы реализации потребностей, индивид может переходить в статус нуждающегося субъекта, при этом неудовлетворенные потребности в зависимости от их иерархии определяют ролевой статус человека и соответственно идеологемы, а также технологии помощи. Таким образом, если удовлетворение потребностей субъекта связано с его физическим выживанием, то такой индивид определяется как пользователь услуг, если же у субъекта существуют потребности в развитии, то он имеет статус клиента. В этой связи можно отметить и другую сторону социального функционирования как функционального императива. Возможность/невозможность осуществлять социальное функционирование исходя из удовлетворения потребностей клиента/потребителя услуг определяет целеполагание технологий помощи, их стратегии и методы поддержки субъекта в трудной жизненной ситуации.

Социологические структуры в анализируемой метафоре отражают концепты понимания социальной системы, ее основных условий – равновесия и стабильности. В теории социальной работы такое динамическое равновесие рассматривается в системных отношениях личности и среды, где субъектная адаптация и профессиональная помощь осмысляются как элементы механизмов равновесия системы и анализируются применительно к ресурсам как самого индивида, так и среды.

В теории социальной работы осмысление механизмов равновесия происходит на основе ресурсной модели, где в качестве организованных систем гомеостаза выступают институты помощи как административные средовые ресурсы формальной системы поддержки, содействующие установлению утерянного баланса между личностью и средой. Этот механизм начинает активизироваться при условии дефицита или отсутствия у субъекта ресурсов, необходимых и достаточных для адаптации к средовым изменениям. Помогающие институты на основе санкций государства активизируют необходимые ресурсы для устранения системных нарушений. Таким образом, в системе "личность – среда" они являются
резервными интегративными и адаптивными институтами, подключающимися к процессам жизнедеятельности субъекта, когда затруднены процессы его интеграции и адаптации. В этом диалектическом единстве раскрывается другая грань социального функционирования как функционального императива, определяющего не только основные законы взаимодействия личности и среды, но и отражающего сущность миссии социальной работы в общественном разделении труда помогающих профессий.

Данные подходы базируются на концепции американского социолога Толкотта Парсонса, сформулировавшего основные императивы существования равновесия социальной системы.

Основные императивы равновесия социальной системы



Метафора социального функционирования в теории социальной работы имеет не только свои объясняющие и целеполагающие возможности, но и ряд ограничений в понимании реалий и взаимодействий субъекта в системе "личность – среда". Такие ограничения связаны с особенностями функционального объяснения социальных процессов. Исходя из концепции немецкого философа Карла Гемпеля, основная критика функциональных подходов сводится к следующему.




Основные положения критики функционализма К. Гемпелем

1. Функционалистская оценка человеческого общества не позволяет на основе выбранных единиц анализа подтвердить развитие ее институтов.

2. Функциональные потребности могут обеспечиваться различными институтами – легитимными и нелигитимными либо их сочетанием.

3. Человеческие общества и социальные системы не имеют четких границ, они изменяются с течением времени, поэтому не имеют четких нужд и функциональных потребностей.

Таким образом, учитывая изложенное, социальное функционирование субъектов как процесс и форму активности можно считать одной из схем понимания проблем клиента на основе его потребностей и условий взаимодействий в обществе. Эта схема – лишь прогностический конструкт, позволяющий осуществлять альтернативный поиск возможных причин возникновения проблем.

Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы

Теория социальной работы, сформировавшаяся вокруг аналитических построений экзистенциально-гуманистической парадигмы, имеет свои отличительные черты, которые присущи ей в работе с клиентом.

1. Философия метода. В экзистенциально-гуманистической теории социальной работы человек рассматривается как уникальная личность, имеющая сформированную "Я-концепцию" и стремящаяся к самореализации.

При этом, с точки зрения Д. Крилла, к системным характеристикам метода можно отнести:

1) помощь как процесс избавления от иллюзий и самообмана;

2) раскрытие необходимости и потенциального смысла страдания;

3) признание свободы выбора и неотъемлемой от нее ответственности;

4) уяснение важности диалога как процесса, в котором осуществляется взаимосвязь развития личности с качеством ее отношений с людьми;

5) понимание значимости личного дома и обязанностей, их соотношения с внутренней цельностью личности.

2. Окружающая среда рассматривается как система, состоящая из ряда экзистенциальных ситуаций, которые имеют значение для клиента и ставят его в положение выбора. Сталкиваясь с жизненными ситуациями, личность реализует индивидуальный рост и развитие и тем самым обнаруживает способность к самостоятельным решениям,
проявляет умение строить свою судьбу, обретать идентичность и систему ценностей.

В связи с этим, как отмечал Сив Олтедал, для более полного эмпирического изучения клиента необходимо как можно шире использовать различные подходы к ситуации. По мнению исследователя, материальный, эмоциональный, системный контекст позволяет объективнее понять проблему клиента и его запрос. Однако взаимосвязь личности и ее проблемы всегда должна соотноситься с неповторимой ситуацией клиента. Признавая ответственность клиента за его действия и поступки, нужно иметь в виду, что жизни без проблем не существует.

3. Клиент. В процессе реализации жизненного сценария люди могут сталкиваться с трудностями, когда они обеспокоены экзистенциальной виной, социальным отторжением, когда их жизнь представляет собой процесс самоотчуждения или когда они не в состоянии сделать выбор либо испытывают недостаток в значащих ценностях.



Источники основных проблем клиента (по Д. Криллу).

► Люди могут обманывать себя и других в отношении природы своих потребностей и срывов, а также источников действительной вины и тревоги.

► Люди могут сомневаться в своей способности к выбору и бояться ответственности за свой выбор.

► Люди часто полагают, что боль и страдание свидетельствуют о незрелости и неудаче, поэтому предпочитают избегать страданий, а не противостоять им.

► Люди часто думают, что тождественность личности определяется ее самопониманием и самоактуализацией, поэтому они не способны оценить важность человеческих взаимоотношений.

► Люди думают, что осмысленная жизнь является результатом приспособления и исполнения социальных ролей и ожиданий, которые имеют по отношению к ним другие люди. Они видят взаимосвязь целостности, долга и личного экзистенциального переживания.

4. Оценка ситуации. В процессе оценки уделяется внимание экзистенциальным аспектам индивида и ситуации, процессу развития клиента, его ценностям, целям в жизни, особенностям его "Я-концепции". Текущая ситуация анализируется в терминах эмоционального опыта клиента, в терминах беспокойства и вины.

5. Контракт. В теории социальной работы, которая придерживается экзистенциально-гуманистической перспективы, контракт связан с экзистенциальными проблемами, однако достигаемые цели должны иметь материальный характер.


6. Интервенции отражают экзистенциальную философию помощи индивидам, семьям, группам. Социальные работники разъясняют ситуацию клиентам, помогают строить новые планы жизнедеятельности, создают условия для принятия новой философии и стиля жизни. Новые цели, идеалы и ценности помогают клиентам осуществлять связь с другими людьми, формировать новое отношение к самим себе, актуализировать внутренние ресурсы.

Социальный работник рассматривает экзистенциальный диалог с клиентом как творческое взаимодействие, в котором он руководствуется принципами личного участия и восприятия чувств клиента. Терапевтический диалог направляет мотивы клиента, обучает его самообладанию.

Как считает Кох, в экзистенциальном диалоге клиента необходимо направлять в русло проблемных состояний:

  • руководи собой сам;

  • нарушения имеют преимущества;

  • обращай внимание на сигналы тела;

  • говори "Я" вместо "Все" или "Мы";

  • высказываться лучше, чем спрашивать;

  • кому ты хочешь дать что-то; от кого ты хочешь что-то получить;

  • попытайся хотя бы раз выступать в другой роли.

Кох представил схему диалога, центрированного на экзистенциальных темах, в которых обозначены границы и ролевые установки клиента.

7. Социальный работник выступает в роли советчика, друга, компаньона, "реального" человека, который стремится активизировать выбор клиента, помогает прояснить ценностный смысл его проблемы.

Выводы:

1. Экзистенциально-гуманистические принципы составляют основу теории и практики социальной работы. В рамках такого подхода человек рассматривается как уникальная личность, которую характеризуют сформированная "Я-концепция" и стремление к самореализации.

2. Экзистенциально-гуманистические теории имеют целью раскрыть потенциал человека, способствовать его личностному росту.

3. Центральным понятием экзистенциально-гуманистических концепций является духовность, обусловливающая универсальную потребность человека в поиске смысла жизни.

4. Применение идей, содержащихся в экзистенциальногуманистических концепциях, особенно актуально в работе с представителями различных культур, этносов, поскольку именно здесь наиболее важно проявлять внимание к человеческому опыту, творческим и культурным особенностям социальных взаимоотношений.


  1. Кризисная и задаче-центрированная теории социальной работы.(Аня) Понятие кризиса в практике социальной работы (Г.Бендлег. Л.Юнссон). Стресс и кризис: специфика, понятия, признаки, стадии/фазы (Г.Селье, Дж.Боулби, Дж. Кульберг). Теоретические модели кризисно-ориентированной работы. Ситуативное стрессовое событие. Кризисная интервенция. Динамика кризиса по Л. Джонсону. Личностный и средовой подходы в определении кризиса (А. Майер. А.Л. Робертс). Модели кризисной интервенции в социальной работе. Основные реакции клиента в ситуации кризиса. Ориентированная на задачи индивидуальная социальная работа: специфика и условия применения практических методов.