Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1100

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, организация общественных работ, полицейские действия, налоговые мероприятия и т.д. Благотворительная деятельность.

Практика социальной работы второй половины ХIХ века. Работа благотворительных заведений для молодых преступников, исправительных колоний, сиротских приютов, рабочих школ, школ для слепых и т.д. Практика социальной работы в Америке. Мери Ричмонд, Джейн Аддамс, их подходы к определению теории и практики социальной работы. Введение образования для социальных работников.

Тенденции глобализации и нарастание общих социальных проблем в мире в ХХ веке. Теория и практика социального государства 70-80-х годов ХХ века. Социальная защита как фактор стабильности и устойчивого развития государств. Международные документы о стратегиях и программах по преодолению нарастающих рисков обездоленности. Европейские модели социальной работы. Организация социальной работы в США. Основные принципы организации помощи и поддержки нуждающихся начала ХХI века.

Древнейшие формы помощи и поддержки

в Древней Греции и Древнем Риме

Алименты (лат. alimenta — пища, содержание) — система мер в Древней Греции и Риме по содержанию детьми родителей в старости или в случае болезни; у греков — государственное обеспечение пожилых и неработоспособных граждан и детей-сирот. В Риме с постепенным уменьшением неограниченной власти отца в период империи законодательно закрепляется содержание одних родственников другими согласно кровному родству и законному браку; внебрачными детьми матери и ее родителей.

Социальная помощь как система отношений поддержки не способных к самообеспечению людей возникает в первобытной родовой общине. Это помощь, основанная в первую очередь на кровном родстве, традициях взаимопомощи и религиозных представлениях.

С VIII в. до н. э. формировались первые рабовладельческие города-государства (полисы): Афины, Коринф и другие, затем и Древний Рим. На фоне стремительной дифференциации общества и процесса разделения труда между городом и деревней, городскими отраслями труда формировались новые социальные группы. Ставшее городским население утрачивало связь с родом и лишалось его попечения. Теряли свою силу и родовые органы власти (совет старейшин, вожди и т. п.), ранее обеспечивавшие помощь внутри рода. Граждане нередко разорялись и переходили в разряд городской бедноты. Рост количества людей, лишенных поддержки со стороны рода, не мог не беспокоить государственную власть, так как они представляли собой “горючий” материал для восстаний и беспорядков. Система социальной помощи родового общества разрушилась вместе со старыми общественно-экономическими отношениями, и перед обществом встала задача формирования новой системы помощи, адекватной изменившимся общественным отношениям.


В этот период возникают неизвестные родовому обществу виды помощи: государственная социальная помощь и филантропия.

В Древней Греции времён Солона помощь оказывалась с одной стороны через идеологему ксеноса, а с другой через государственный патронализм. Формами помощи были параситейны (общественное питание) и филы (родоплеменные объединения). При Перикле патронализм становится уделом аристократии. Государство создаёт условия для заработка бедного, а богатые ему платят. Формой помощи становится литургии, когда за счёт богатых слоёв населения устраивались общественные мероприятия. Также богатые отдавали часть средств на государственные нужды, тем самым освобождая от этого бедных.

В Древнем Риме (республиканском) формой помощи была политика «хлеба и зрелищ». Так при Тиберии Гракхе раздавалась земля нуждающимся и средства для покупки сельхозинвентаря, устраивались торжественные шествия пленных; Гай Гракх покупал солдатам снаряжение за счёт государства и ввёл свободные места для народа на гладиаторских боях; Цезарь раздавал земли многодетным семьям, одаривал легионеров зерном, дарил подарки представителям других сословий, а на гладиаторских боях устраивал «пиры для народа». Так же устраивалась бесплатная раздача хлеба, выдавались пособия на детей – сирот и т. д.

В императорском Риме политика «хлеба и зрелищ» продолжилась. Так император Август наделял землёй римских граждан по окончанию службы, выдавал денежные вознаграждения солдатам и плебеям, дарил подарки колонистам, а также устраивал гладиаторские бои, морское сражение в бассейне, состязания атлетов. Калигула раздавал деньги, устраивал театральные представления, гладиаторские бои, игры в провинциях. При Клавдии опекуны могли стать консулами вне очереди, достроил водопровод, устраивал морские и гладиаторские бои, цирковые представления.

В Древних Афинах значительная часть государственных расходов направляется на выдачу пособий. Считается, что Солон (640 / 635–559 гг. до н.э.) принял закон, согласно которому все граждане, изувеченные на войне, содержались за счет государства. Позднее эти преференции были распространены на всех неспособных к труду неимущих. Размер пособия назначался народным собранием, а права “пенсионеров” определялись советом собрания.



Сыновья воинов, убитых на войне, также воспитывались за казенный счет до своего совершеннолетия, а затем получали от государства полное вооружение. Иногда в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде даровой раздачи или дешевой продажи хлеба, закупленного казной. Имеются также сведения о том, что в IV в. до н. э. Афины выделяли бедным девушкам – гражданкам средства для приданого (своего рода помощь неимущим гражданам в условиях усиливавшегося имущественного расслоения). В Коринфе и Афинах возникают первые общественные гостиницы для приезжих, расположенные, как правило, вблизи знаменитых храмов, финансируемые из государственной казны.

В классической Греции в период правления Перикла вводятся театральные деньги, которые выдавались неимущим гражданам для посещения театральных представлений, предполагавших еще и угощение. Инвалидам выплачивались государственные пособия в размере 1 обола в день, что составляло минимальный заработок ремесленника. Перикл ввел и общественные работы по укреплению, благоустройству города, дорог, куда привлекались незанятые, неимущие слои населения. Оплачивались эти работы из государственной казны.

Отмечается, что власть в Афинах законодательно устанавливала твердые цены на хлеб и не допускала их роста, скупала хлеб в местах урожая и продавала гражданам по низкой цене, занималась бесплатной раздачей зерна, рыбы, соли, угля и дров, что при Перикле стало нормой. Бедные содержались за счет государства. Аналогичные меры принимались и в других городах Древней Греции.

Доимперский период истории Рима также знал помощь социально уязвимым слоям, осуществляемую государством. Так, народным трибуном Гаем Гракхом был предложен “хлебный закон” (123 г. до н.э.), установивший права на получение хлеба – по два пуда на каждого члена семьи ежемесячно по “социально низким” ценам.

Как и в Древней Греции, в Риме использовались общественные работы – форма трудовой помощи. Для поддержки неимущих, нетрудозанятых граждан Рима Гаем Гракхом вводится “дорожный закон”, предусматривающий введение обширных общественных работ – дорожного строительства по всей Италии.

В эпоху Римской империи закрепляется привилегия бедного населения – получение бесплатного хлеба. Начиная со времени правления императора Септимия Севера (146–211 гг. до н. э.) вдобавок к бесплатному хлебу бесплатно выдают масло, а со времени правления Аврелиана (219-275 гг. до н.э.) – мясо. Римское государство учреждает специальный институт префектов и особые должности (эдилы) для закупки, хранения и раздачи хлеба, проведения общественных работ, празднеств и т. п.


Наряду с постоянными выдачами появляются и растут экстраординарные (condiaria) выдачи денег, вина, соли, одежды, закусок, театральных билетов. В неурожайные годы происходила раздача или продажа населению по низким ценам хлеба, закупаемого государством.

В Древнем Риме государство обеспечивало опеку и попечительство над несовершеннолетними сиротами, одинокими женщинами, безумными, накладывало бремя “общественной повинности” попечительства нуждающихся на уважаемых граждан, зачастую не являющихся родственниками опекаемым.

С конца II столетия в Древнем Риме существовала такая форма государственной социальной помощи, как поддержка детей малоимущих родителей и сирот, получившая наименование “алиментация”. Ее экономической основой являлись перечисляемые в государственную казну проценты от сдачи в аренду государственных земель, выдачи ссуд землевладельцам. В основном использовались формы помощи в семье: усыновление, опека, но существовали и “воспитательные дома”. Одно из первых таких учреждений было основано при императоре Августе (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.).

В государствах классического рабства наиболее распространенной формой социальной помощи, сохранившей архаичные традиции поддержки внутри рода, являлись общественные трапезы (публичные обеды), народные празднества, публичные зрелища, сопровождавшиеся угощениями, массовой раздачей денег, жетонов на получение различных товаров, продуктов питания, одежды и т. п. “Хлеба и зрелищ” требовали от общества граждане и получали это почти ежедневно.

Социальная помощь, оказываемая государством, финансировалась из средств государственной казны, которая пополнялась посредством принудительных взносов – налогов, неизвестных родовому обществу.

Таким образом, в древних классических рабовладельческих государствах возникает новый вид социальной помощи. Его субъект – государство, объект – свободные граждане из числа малоимущих, инвалидов, сирот и иных, неспособных к самообеспечению, категорий. Помощь носит в основном обязательный, систематический характер. Она положена по праву, закрепленному в законах, что порождает обязанность субъекта ее оказывать и право объекта требовать и получать помощь. Для реализации отношений помощи власть создает специальные институты, структуры и устанавливает ответственные должностные лица, содержащиеся за казенный счет. Экономическая основа социальной помощи – государственные средства, аккумулируемые в казну принудительно, посредством налогов, повинностей и др. Помощь носит обязательный перераспределительный характер.


Роль монашеских Орденов в Средневековой Европе в оказании первой помощи нуждающимся

Монашеские ордена. Как было показано, каролингское попечение способствовало объединению различных территорий Римской империи в раннее Средневековье, охватывая различные народы. Идеологема каролингского попечения базируется на концептах справедливого правителя и мудрого пастыря, которому не чужды традиции римских императоров, действовавших на основании принципата. В каролингском попечении наблюдаются важные для общества деяния со стороны власти, такие как строительство мостов, общественных зданий, соборов. Не забыты и традиции гостеприимства в отношении чужестранцев. В этом отношении ему близка благотворительная парадигма монашеских орденов, не связанная границами только одного ареала. Монашеские ордена, исповедуя различные формы христианского служения, основывали свои учреждения по всей средневековой Европе. Как считают отечественные и зарубежные исследователи, не созерцательные, а активные ордена монахов возникают в период крестовых походов.

В 1095 г. рыцарем Гастоном был основан орден госпитальеров святого Антония, который оказывал помощь раненым; такой же деятельностью занимался орден иерусалимских госпитальеров святого Иоанна. Основанный в 1197 г. парижским богословом Жаном де Мате и Феликсом де Валуа орден госпитальеров Святого Духа и тринитариев осуществлял свою деятельность в лазаретах, странноприимных домах, члены ордена занимались также выкупом пленных из неволи.

Практическое воплощение идеологии канониката мы находим в 1198 г. у госпиталитов Святого Духа, ухаживающих за больными. Дома госпиталитов, госпитали, которые представляли собой больницы и странноприимные дома, были разбросаны по всей Европе. К 1291 г. в ордене насчитывалось 99 домов: 60 — в Италии, 25 — во Франции, 5 — в Испании, 7 — в Германии. В XII—XIII вв. наблюдается некое подобие «специализации» в деле оказания помощи. Так, тринитарии занимались освобождением пленных, а сепулькринки принимали под свое покровительство найденышей и больных детей. С экономическим упадком монастырей, их идеологическим и нравственным разложением, ростом бедности и профессионального нищенства в XII—XIII вв. социальное значение монастырской благотворительности постепенно снижается. Разрушение натурального и развитие денежного хозяйства привело к тому, что монастыри стали неохотно предоставлять убежище нищим и убогим, отдавая предпочтение богатым клиентам. Феодалы видели в убежищах бедняков места для своих детей, по тем или иным причинам не сумевших найти свое место в жизни. Мурнер, живший в это время, едко заметил: «…если благородный не может выдать дочери замуж и не может ей дать приданого, то он отправляет ее в монастырь не с тем, чтобы она посвятила себя Богу, а чтобы она жила безбедно, как привыкла знать».