Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1366
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рост роли и влияния христианской церкви. Значение церкви и государства в борьбе с голодом и эпидемиями.
Монастыри и церкви располагали немалыми средствами для осуществления богоугодных дел. Церкви стали не только освобождаться от различных налогов, но и получать свою долю в сборах, пошлинах. Такие льготы предоставляли церкви французские короли, о чем свидетельствуют документы. Церкви и монастыри освобождались от налогов в период раннего и классического средневековья во многих европейских странах. Однако местные власти не всегда следовали этому правилу.
В эпоху средневековья именно милостыня являлась основным видом помощи нуждавшимся. Она была возведена церковью в религиозную обязанность. Нищие, немощные, сироты, странствующие и все страждущие вызывали чувство сострадания у верующих христиан еще и в связи с тем, что они ассоциировались с образом страдающего Иисуса Христа.
Известно, что в средневековой Англии церковным правом было закреплено требование о затрате на бедных до 1/3 всех церковных доходов. Десятки и сотни тысяч нуждающихся получали в церквях и монастырях спасительное для них подаяние.
Церкви и особенно монастыри устраивали даровые трапезы для бедных, что приобретало широкий размах в период массовых бедствий (эпидемий, стихий, неурожаев, войн). О страданиях людей во время неурожаев сообщалось во многих средневековых документах. В хронике бургундского монаха Рауля Лысого (Глабера), написанной в первой половине XI в., говорилось о страшном голоде во Франции 1032 г. Там отмечалось, что некоторые люди выкапывали лесные коренья и собирали водоросли. Обезумевшие от голода люди поедали даже человеческое мясо. В таких условиях монастыри с их запасами продовольствия оставались единственным спасением для тысяч людей, ослабленных и измученных голодом. Возле них создавались целые слободы из бедных и голодных людей, получавших хлебную милостыню. В 1347 г. «черная смерть» обрушилась на Сицилию. Монахи таких орденов, как братья францисканцы, доминиканцы, пытались помочь несчастным сицилийцам, заболевшим чумой.
В Англии бубонная чума началась в западных портах в августе 1348 г. К сентябрю эпидемия дошла до Лондона, где продолжалась до осени 1349 г. В 1350 г. «черная смерть» перекинулась в Ирландию и Шотландию. По данным некоторых исследователей, во время чумы в Англии умерло тогда от 1/2 до 2/3 всего населения. Заразная болезнь сопровождалась падежом скота и голодом.
Раздача хлеба, осуществлявшаяся церковью, позволила несколько ослабить страшные последствия эпидемии.
Во время бубонной чумы монастыри и монастырские братства раздавали хлебную милостыню многим тысячам бедствовавших людей в Германии, Италии, Франции и других странах.
В период средневековья церкви и монастыри открывали специальные заведения, где нуждающиеся получали приют, пропитание и уход. В Византии, например, функционировали такие богоугодные заведения, как орфанотрофии (сиротско-воспитательные дома), геронтокомии (дома призрения престарелых), новокомии (больницы), брефотрофии (воспитательные дома), коеннодохии (странноприимные дома). Все эти учреждения были основаны и содержались церковью.
Таким образом, в период средневековья важнейшими направлениями социальной помощи были церковно-монастырская благотворительность и общественное призрение. В церквях и монастырях обездоленные люди получали не только подаяние, но и находили приют, необходимый уход. Эпоха Реформации внесла определенные изменения в эту систему помощи. Стало ослабевать влияние монастырей, многие из которых лишались земельных владений и теряли возможность проводить активную благотворительную деятельность. Их функции по призрению стали переходить к местным церковным приходам и городским общественным управлениям. В сельской местности приходская деятельность в сфере призрения по сути дела смыкалась с общинной помощью. Сохранялась роль различных ассоциаций, профессиональных товариществ в деле социальной помощи. Но потребность общества в поддержке обездоленных была значительно выше, чем она им оказывалось в реальной жизни. При всей своей значимости церковно-монастырская благотворительность и общественное призрение оставались в рассматриваемую эпоху слабоорганизованными.
Борьба с добровольным нищенством.
Потребность в нищих как объекте милосердия приводит к широкому их распространению. В Западной Европе к X III в., на Руси — к XV в. "профессиональные" нищие оформляются как социальная группа и становятся общественным бедствием. Возникает ловушка благотворительности.
С 14 уже века государство начинает преследовать и карать нищенство. Эти преследования сначала являются лишь местными и временными мерами против избытка нищенства, но с 16 века все более и более усиливаются они и получают систематический характер.
В Англии, где в начале 16 века были взяты в казну богатые монастырские имущества, на счет которых питались тысячи бедных. Указами короля Генриха VIII 1531–34 годов, на церковные приходы была возложена обязанность содержать своих бедных, чтобы не допускать их до нищенства; с этой целью приходам было предоставлено право собирать с прихожан «добровольные» пожертвования, с правом налагать пеню на всякого, кто стал бы отказываться вносить пожертвования.
Развитие законодательства по социальным вопросам, строительство работных домов, организация общественных работ, полицейские действия, налоговые мероприятия
В XVI–XVII вв. на Западе оформляется система государственной социальной помощи. Например, в Англии в 1531 г. – принят закон о помощи бедным в 1572 г. вводится общенациональный налог для оказания помощи неимущим в 1601 г. появляется закон о благотворительности.
В XVIII веке были заложены основы «Елизаветинского закона о бедных», он призван был обеспечить помощью немощных и работой тех, кто мог и хотел работать.
А также наказать бродяг и нищих, которые существовали за счет попрошайничества.
В 1556 году в Лондоне и из дворца, отданного в дар государству, превратили тюрьму, больницу и работный дом, получивший название Брайдуэлл. Работный дом или дисциплинарный дом — это пенитенциарные и/или благотворительные учреждения, направленные на изоляцию и/или принуждение/стимуляцию к труду нуждающихся, мелких преступников и нищих.
В Амстердаме в 1596 году открыт в перестроенных для этих целей монастыре Клариссинок дисциплинарный дом.
Поддержка детей и многодетных семей: закон 1793 г. Благотворительные бюро и развитие помощи на местах (Франция).
«Закону о бедных» 1834 года (Англия), запрещавший пособия, в работные дома принудительно помещались все обращавшиеся за общественной помощью.
В Германии католическая благотворительная организация церкви "Каритас", основанная в 1897 г., ведет обширные проекты социальной помощи: от открытия детских садов до организации работ для сезонных рабочих, от помощи больным и инвалидам до реализации программ больных алкоголизмом и работы с нищими. Во Франции получают развитие монашеские ордены сес тер милосердия. Например, орден "Меньших сестер бедных", основанный в 1841 г., имел во Франции и за ее пределами 217 при ютов, в которых нашли пристанище и помощь более 25 тыс. человек.
Благотворительная деятельность
Благотворительность отражала представления субъектов помощи о подходах, ситуациях и формах поддержки, социальной солидарности и справедливости, носила субъективный, добровольный характер Частная благотворительность находила свое выражение в форме пожертвований, даров, завещаний, "нищепитательства", подаяний и милостыни, а т а к ж е организации и поддержания деятельности различных учреждений помощи, как правило, церковных. Нематериальные формы благотворительной помощи — добровольческие усилия, инициатива, социальные услуги и другие были развиты слабо.
В центре субъектно-объектных отношений благотворительности находились человек, нуждающийся в помощи (бедный, немощный, сирота, калека), а т а к ж е институциональные объекты — учреждения поддержки (лечебницы, сиротские дома, богадельни, странноприимные дома, приюты) и структура церкви (монастыри, храмы). Она перераспределяла непосредственно либо через церковные структуры материальные ценности, доходы и богатство наиболее обеспеченных слоев населения наименее обеспеченным, нуждающимся в поддержке. Частная благотворительность являлась важнейшим экономическим источником, питавшим конфессиональное милосердие.
Практика социальной работы второй половины ХIХ века. Работа благотворительных заведений для молодых преступников, исправительных колоний, сиротских приютов, рабочих школ, школ для слепых и т. д.
К XIX в. сложились предпосылки к тому, чтобы государственная помощь и взаимопомощь слились в единый социокультурный процесс, со своими традициями, принципами, ценностями, формами. К этому же периоду сложились определенные подходы к пониманию таких социальных феноменов, как бедность, нищенство, безнадзорность, сиротство и т. п. Возникла потребность не только в системном осмыслении всех этих явлений, но и практических шагов в решении связанных с ними проблем.
Германия. Индустриализация Германии в XIX в. и ее социальные последствия. Новые категории социально уязвимого населения. Генезис социального законодательства. Закон о бедных 1885 г. Законы страхования по старости и инвалидности О. Бисмарка. Законы 1894 г. относительно территориальной системы попечительства о бедных. Опыт работы с социально уязвимыми слоями населения в условиях городской среды в XVII–XIX вв. Организация работных домов. Организация городской самопомощи во второй половине XIX в.: справочные бюро для безработных, страховые касс взаимопомощи, земледельческие колонии. Организация дневных приютов для детей.
Франция. Развитие благотворительных обществ в середине XIX в. Ж. Жюган и монашеский орден «Меньшие сестры милосердия». Приходские благотворительные общества. Заведения для малолетних детей, колонии для бедных, брошенных и беспризорных детей. Организация и функционирование благотворительных школ. Соединение социальной помощи и воспитания. Территориальная система помощи и поддержки во Франции в XIX в. Законы Наполеона III. Общинное законодательство 1870-1890-х гг. Французское социальное законодательство.
Англия. Безработица середины XIX в.: появление новых форм социальной помощи и возрождение традиционных институтов помощи. Самоорганизация промышленных рабочих. Рост благотворительных обществ и ассоциаций. Организация филантропических школ при домах для призрения бедных. Создание Армии спасения 1865 год для оказания помощи нуждающимся, руководитель У. Бут.
Армия спасения содержит столовые для нищих, ночлежные дома для бездомных, молодёжные клубы; работает с осуждёнными и другими асоциальными элементами общества. Организация распространяет идеи и догматы Библии с помощью проповедей.
Практика социальной работы в Америке. Мэри Ричмонд, Джейн Адамс, их подходы к определению теории и практики социальной работы. В практике мировой социальной работы сложились две наиболее ярко выраженные модели: американская и европейская. Характерными чертами европейской социальной работы, которая имеет более глубокую историю по сравнению с американской, является то, что ее истоки уходят в многовековую благотворительную деятельность Церкви.
Мэри Элен Ричмонд (1861–1928 гг.) - основоположница научно-обоснованных методов социальной деятельности в США. Первая национальная школа прикладной филантропии (1898г.) по подготовке профессиональных социальных работников (ныне факультет социальной работы в Колумбийском университете). Индивидуальный метод социальной работы. Подход американской идеологии индивидуализма к бедности как к болезни, к клиенту как к больному. Основа социальной работы - медицинская модель. Постановка социального диагноза, его составляющие. Задача социального работника - "социальное врачевание" индивида. Парадигма: "изучение, диагноз, излечение". Косвенный метод лечения, непосредственный метод. Необходимость социального законодательства.
Мэри Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, и задачу социального работника видела в "социальном врачевании" индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы. Члены Благотворительного общества считали, что посещения должны заменить дома призрения, которые до недавнего времени были главным источником помощи.