Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1369

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социальная помощь включает в себя меры, которые должны изменить самого индивида и его социальное окружение.

К самым распространённым трудам М.Э. Ричмонд можно отнести:

  • "Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в области благотворительных организаций" (1899 год);

  • "Социальные диагнозы" (1917 год);

  • What is social case work? ("Социальная работа со случаем") (1922 год);

Таким образом, Мэри Элен Ричмонд фактически стала основательницей и прародительницей такой специальности, как Социальная работа не только в Соединенных Штатах Америки, но и во всём мире. Поскольку ею разработаны принципы, на которых должно строиться взаимодействие между социальным работником и клиентом (которые она сама назвала "принципами ментальной гигиены"), был дан толчок на написание Этического кодекса социальной работы, написанного впоследствии.

Мэри Ричмонд развила технику «предоставления совета» беднейшим слоям населения, преобразовав ее в технологию работы с индивидуальным случаем клиента. В основе подходов к проблемам клиента лежало изучение его прошлого социального опыта. На основе диагноза ситуации определялись стратегии помощи. Работа с индивидуальным случаем была организована по определенному алгоритму, включающему: исследование проблемы; диагноз; прогноз развития ситуации и лечение.

Адамс Джейн (1860–1935) скептически относилась к благотворительности. Джейн символизировала "новую современную женщину". Ее работа в рамках движения "сеттельмента" была высоко оценена, и в 1931 г. она получила Нобелевскую премию.

В 1889 г. в Чикаго начинает развиваться практика работы в сеттльментах, территориальных общинах. Деятельность представителей этого направления, «резидентов сеттльмента», т. е. постоянно проживающих на данной территории, отличалась от идеологии деятелей благотворительных организаций, помогающих визитеров. Основополагающим принципом деятельности резидентов сеттльмента являлась работа, направленная на изменение социальных и экономических условий жизни людей, борьба с бедностью, а не работа над моральным несовершенством людей.

Джейн Адамс, лидер движения, подчеркивала необходимость совместного проживания богатых и бедных, чтобы уменьшить социальный распад и классовые противоречия. Не социальный контроль за действием вновь прибывших, а ориентация на их потребности, сотрудничество становятся главными доминантами в деятельности резидентов сеттльмента. Можно отметить, что поселений резидентов в 1890-е гг. было всего 4, но уже к началу 1900 г. их насчитывалось около 100 и свыше 400 — в 1910 г.


Джейн Адамс, она способствовала созданию среды, в которой талантливые, независимые женщины могли вместе работать, чтобы создавать мир, отвечающий их собственным коллективным представлениям. Лилиан Фэйдерман характеризует этих женщин как "феминисток от культуры, вдохновляемых верой в то, что мужские ценности порождали трагедии, связанные с индустриализацией, войнами и бездумной урбанизацией, и в то, что на женщинах с их замечательными качествами лежит ответственность за справедливое переустройство мира. Их любовь к женщинам была как минимум частично обусловлена их моральным шовинизмом".

Адамс активно участвовала во многих общественных начинаниях. Она неустанно вела кампанию за принятие первого в истории Америки закона об охране детства, за восьмичасовой рабочий день для женщин, за улучшение условий труда и жизни рабочих, за повышение оплаты их труда, за избирательные права женщин, пропагандировала пацифизм. Она боролась за равноправие негров и иммигрантов, ратовала за проведение анализа причин бедности и преступности.

ЭТО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО И МНОГО ПОЛЕЗНОЙ ИНФЫ, ЕСЛИ ХОТИТЕ ПОЧИТАЙТЕ ПОДРОБНЕЕ!! https://history.wikireading.ru/399597

Развитие социальной помощи в США характеризуется разноплановостью, различными новациями. Это было объективно связано с колониальной историей возникновения США как государства, что обеспечило его многонациональность и многоконфессиональность. В стране отсутствовала прогосударственная религия, регламентирующая систему ценностей и правил благотворения. Поэтому многообразие форм помощи переселенцев из разных стран становилось достоянием всех.

Соединенные Штаты Америки как государство были созданы в результате подписания учредительным конвентом 17 сентября 1787 г. Конституции. Она стала основным законом 2 июля 1788 г.

Базовым документом, в котором были закреплены основные права американцев, стал Билль о правах. Документ был принят 15 декабря 1791 г. Он гарантировал свободу слова, собраний, выбора религии, неприкосновенность личности и жилища. Однако бедняки, негры и женщины избирательного права не получили.

Развитие социальной помощи в Новом Свете происходило под влиянием различных религиозных групп. Например, благодаря деятельности римско-католических орденов были созданы первые приюты для несовершеннолетних и престарелых. Один из таких приютов был открыт в новом Орлеане в 1727 г. по инициативе сестер-урсулинок.



В начале XIX в. (1819) Томас Чалмерс создал систему спасения людей, испытавших нужду и бедность. Благодаря новым методикам работы нуждающиеся "приобретали мужество" в борьбе с невзгодами.

В 1835 г. священник-униат Т. Тукерман организовал в Бостоне "Бостонское общество предотвращения пауперизма" для бедняков города. Общество уделяло внимание работе с семьями и занималось подготовкой добровольных помощников для этой деятельности. Благодаря священнослужителю С. X. Гертину развивается движение Общества благотворительных организаций. В результате появляются совет социальной помощи и агентство по проблемам семьи. Благодаря деятельности священника Ч. Брейса была создана программа по помещению детей на воспитание в семьи.

Первый сеттльмент в США под названием Халл-хауз был учрежден в 1889 г. в Чикаго двумя девушками, окончившими колледж и решившими заняться просветительской деятельностью среди бедняков-иммигрантов, в основном из Италии и Ирландии. Инициатором этого начинания была Джейн Аддамс, 29-летняя дочь зажиточного фермера из Иллинойса, завоевавшая впоследствии огромную известность как деятель прогрессивного движения, борец за права женщин и автор многих публицистических работ.

Вслед за Халл-хаузом открылись другие сеттльменты; наиболее известные – в Нью-Йорке (один под руководством Лилиан Уолд, второй – Вайды Скуддер), еще один в Чикаго (организатор Мэри Макдауэлл), в Бостоне (учредитель Роберт Вудс). В больших городах функционировали не один-два, а до 20 сеттльментов. Сеттльменты стали школой, через которую проходили тысячи юношей и девушек среднего сословия, стремившихся к общественной деятельности. Сеттльменты сыграли большую роль в развитии женского движения в США. В числе постоянных резидентов (т.е. постоянных работников сеттльментов) было большинство девушек и молодых женщин, которые находили в сеттльменте пристанище и работу. Например, в Халл-хаузе несколько лет жила Флоренс Келли. Впоследствии она стала первой женщиной – фабричным инспектором штата Иллинойс.

К началу XX в. только четыре штата предоставили женщинам избирательные права. И это несмотря на то, что суфражистское движение занимало уже значительное место в общественно-политической жизни страны.

К 1907 г. только в 20 штатах были приняты законы о 10–12-часовом рабочем дне для женщин, занятых в промышленности, на фермах, в сфере обслуживания (в прачечных, торговых заведениях и т.п.). Лишь в четырех штатах действовали законы, запрещавшие ночной труд женщин.


Детский труд широко применялся в США. Дети рабочих, как правило, начинали трудиться с раннего возраста, чтобы помочь семье. Только в 22 штатах удалось провести законы о детском труде. В них предусматривалась выплата из казны штатов небольших пособий вдовам (иногда и незамужним матерям) в размере нескольких долларов в месяц на содержание детей до достижения ими определенного возраста (чаще всего до 14 лет). Все эти мероприятия проводились в штатах при активном сопротивлении со стороны консерваторов. Законопроекты об ограничении труда женщин и детей обсуждались в Конгрессе в 1911, 1913, 1915 и 1917 гг., но были отвергнуты.

В борьбе за введение в жизнь социального законодательства, за улучшение жизненных условий городской бедноты, ограничение детского труда и другие реформы прогрессисты получали поддержку работников сеттльментов.

Среди других наиболее важных событий в истории социальной работы в США можно отметить следующие годы:

· 1824 – основано бюро помощи индейцам;

· 1843 – в Нью-Йорке организовано общество улучшения положения бедных;

· 1863 – образование государственной комиссии по благотворительности: обследование тюрем ночлежек психиатрических лечебниц;

· 1865 – создание федерального агентства материальной помощи;

· 1869 – создание общественных благотворительных организаций "Визиты к бедным";

· 1870 – состоялась национальная конференция благотворительных сил;

· 1874 – первый американский конгресс по социальному обеспечению;

· 1877 – образование Американского общества благотворительности;

· 1881 – создание американского Красного Креста;

· 1898 – открыта школа добровольных помощников;

· 1905 – открытие первых школ социальной работы;

· 1910 – начало становления социального страхования;

· 1911 – обоснование Мэри Ричмонд метода индивидуальной работы.

Введение образования для социальных работников.

Основными направлениями деятельности М. Ричмонд в один из периодов ее работы было научное обоснование социальной работы как профессии, формирование теоретической и практической сущности кейс-работы как основы, объединяющей специализированные области социальной̆ работы, придание нового статуса социально-педагогической деятельности на основе внедрения концепции профессионального образования социальных работников.

Этапы становления:

I этап «ученический», или этап допрофессионального образования в области социальной̆ работы (1877–1898 гг.), связан с образовательной деятельностью, осуществляемой благотворительными организациями и социальными агентствами. Начало данного этапа можно отнести к 1877 г., когда было создано первое в США «Общество организованной благотворительности», с деятельностью которого и связано начало становления системы профессиональной̆ подготовки социальных работников в США;


II этап «школьный», или этап профессионализации образования в области социальной работы (1898–1913 гг.), связан с образовательной деятельностью так называемых школ социальной работы. Хронологически начало данного периода обусловлено следующим событием: в 1898 г. в США появилась первая такая школа, что ознаменовало собой окончание этапа допрофессионального образования и начало нового – «школьного»;

III этап «кейс» - этап, или этап университетского образования в области социальной работы (1913–1929 гг.), связан с интеграцией школ социальной̆ работы в структуру американских университетов и систему университетского образования. Его начало можно отнести к событиям 1913 г., когда был инициирован процесс постепенного вхождения школ социальной работы в систему университетского образования;

IV этап «милфордский», или этап стандартизации образования в области социальной работы (1929 – начало 1930-х гг.), связан с деятельностью так называемой Милфордской ассоциации организаций по социальной работе. Начало данного периода хронологически обусловлено заявлением Милфордской ассоциации от 1929г.о необходимости стандартизации профессиональной̆ подготовки социальных работников.

Тенденции глобализации и нарастание общих социальных проблем в мире в ХХ веке.

Глобализация (фр. Global — всеобщий от лат. Globus — шар) — по Робертсону, процесс все возрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения, экономических и политических. Несмотря на социально-историческое своеобразие государств и моделей помощи в каждом из них, процессы глобализации и создание сети мировых школ социальной работы привели к тому, что процесс помощи и поддержки стал рассматриваться как унифицированный помогающий профессиональный процесс. (ИЗ УЧЕБНИКА ФИРСОВА)

Глобализация начала развиваться в начале 20 века, когда мир превратился в общую коммуникационную систему. До Второй мировой – ранний период глобализации. Конец 20 в – начало 21 – постиндустриальное общество, глобализация широко распространилась.

Характерные черты и тенденции глобализации:

1) Усиление роли ТНК. Транснациональные компании (TНK) - хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах, и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент.

2) Создание компьютерной сети Интернет Интернет — всемирная компьютерная сеть, созданная в США как ресурс Минобороны в 1969 г. и рассекреченная в общемировой доступ в начале 1990-х гг. Наличие и развитость Интернета является показателем включенности стран в глобальное пространство.