Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1389

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— оценка результатов консультации и выводы.
Проведение любой консультации предполагает соблюдение основных принципов:

Целесообразность и целеустремленность. Консультация должна иметь конкретную цель, решать

строго определенную задачу, проблему.

Добровольность и ненавязчивость. Консультируемый вправе в любое время отказаться от помощи

консультанта. Эффективность консультации определяется ценностью идей, а не статусом консультанта.

Методическая грамотность и компетентность. Ядром технологии процесса консультирования является

установление доверительных взаимоотношений консультанта и консультируемого.
Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:

1. определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;

2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;

3. помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.

Катя:

25. Социальная профилактика

Понятие социальной профилактики, классификация уровней и видов социальной профилактики. Основные теоретико-методологические подходы, повлиявшие на методологию разработки современных профилактических программ предупреждения социально неодобряемых явлений, форм поведения. Основные принципы и методы современной социальной профилактики. Типы социального государства как типы организации профилактики социального неблагополучия граждан.


Социальная профилактика определяется как сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.

Цели социальной профилактики:- выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;- уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;- предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы; - сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей; - содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.

Формы и виды профилактических мероприятий разнообразны. Исходя из стадий предупредительного воздействия, они могут быть определены как: нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия по осуществлению последующего контроля за проведенной профилактической работой и ее результатами.

По степени охвата проблемы и глубине методик профилактика может подразделяться на общую и специальную, а также на первичную, вторичную и третичную.

Общая профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, собственно, и называется общей социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, при котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и т.д. Что касается

специальной профилактики, то она направлена на противодействие конкретным проблемам и проводится в отношении конкретного индивида или группы лиц.

Первичная профилактика осуществляется с целью упреждения еще не возникшей проблемы. Задачи: информирование, формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие; формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение; развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения; развитие стратегий разрешения проблем, поиска социальной поддержки, избегания искушения употребления наркотиков.

Вторичная профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию лиц, уже имеющих отрицательный социальный опыт. Главной целью здесь является формирование мотивации на изменение поведения. Задачи: формирование мотивации на изменение поведения; изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные; формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

Третичная профилактика в этом случае будет комплексом мероприятий, направленных на социальную адаптацию лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы. Ее задача будет состоять в создании поддерживающей и развивающей среды. Задачи: организация социально поддерживающих и терапевтических сообществ, реализация локальных и территориальных программ, а также программ на рабочих местах, создание групп самопомощи и многие другие мероприятия.

Социальная профилактика имеет следующие стадии:

1.Стадия предупреждения - основной задачей которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений.

2.Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности клиента.

3.Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения клиента, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом.

Принципы социальной профилактики:


1. Принцип системности. Выявляется совокупность причин социальной проблемы, создается максимальное количество условий для того, чтобы урегулировать возникающие проблемы и использовать в профилактической работе весь комплекс имеющихся методик и форм работы;

2. Принцип превентивности. Предпринимаемые действия носят предупредительный характер;

3. Принцип оптимальности. Необходимо выявить степень актуальности определенной проблемы для клиента;

4. Принцип активизации собственных сил человека. Клиент активно принимает участие в профилактических мероприятиях.

Методы социальной профилактики: 1. Медико-социальные направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п. 2. Организационно-административные: создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базы, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других. 3. Правовые: разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п. 4. Педагогические: формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся методы образования, воспитания и просвещения. 5. Экономические: направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.

К числу методов также можно отнести:

  • метод профилактической информационно-консультационной беседы – предполагает работу как с небольшими группами (например, школьников), так и с отдельными индивидами;

  • системное наблюдение – как метод профилактики предусматривает проведение мониторинга проблемной области с целью выявления нежелательных тенденций;

  • профилактические тренинги – предназначены для получения объектом социальной профилактики углубленных знаний и навыков поведения в проблемной ситуации;

  • метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения, социальной среды – предполагает акцентирование внимания со стороны субъекта социальной профилактики на достижениях индивида в деле преодоления неблагоприятной ситуации, на возможности активизации скрытых внутренних резервов объекта, одобрение позитивных сдвигов;

  • метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации – направлен на выявление и устранение причин цконфликта с целью недопущения его развития и эскалации.


Формами профилактики являются распространение наглядной агитации, брошюр, индивидуальная и групповая работа, патронаж.
Катя:

26. Социальная диагностика и ее применение в социальной работе.

Понятия социальной диагностики и социального диагноза. Социальная диагностика как тип исследования актуальной социальной проблемы: этапы проведения диагностики. Принципы и методы социальной диагностики. Функции социальной диагностики. Социальный диагноз как основа принятия управленческих решений в социальной сфере.

Социальная диагностика — это процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития. Цель диагностики заключается в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).

Термин "диагноз" (от греч. diagnosis – "распознание") пришел в социологию из области медицины, где необходимо правильное распознание той или иной болезни по ее внешним проявлениям для выбора оптимальных методов лечения. В социологии первоначально термин "социальная диагностика" также преимущественно использовался при изучении тех или иных социальных болезней, изучении девиаций и отклоняющегося поведения в целом. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи. Таким образом, цель диагностики состояния социального объекта — установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Будучи технологической процедурой, социальная диагностика включает в себя определенные этапы. Первый — предварительное ознакомление с объектом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор показателей методик;