Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1393
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
второй — измерение и анализ показателей; третий — построение выводов, заключение по диагнозу.
Отдельные исследователи самостоятельными этапами ведения социальной диагностики выделяют проведение общей и специальной диагностики. Общая диагностика предполагает выделение и анализ наиболее важных проблем исследуемого явления, а частная диагностика нацелена на распознание и анализ частных, более узких проблем диагностируемого явления.
Задачи СД:
— выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;
— определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;
— описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;
— ранжирование специфических свойств клиента.
Стадии СД:
- стадия осмысления, т.е. анализ сложившейся ситуации, её причин и характерных особенностей;
- стадия разработки альтернативных целей, приемлемых для конкретного субъекта;
- стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное или социальное состояние
Принципы СД:
1.Принцип объективности, предусматривающий непредвзятое рассмотрение социальных явлений и процессов.
2.Принцип комплексного подхода, предполагающий исследование всего множества проблем, стоящих перед клиентом.
3.Принцип причинной обусловленности, направленный на анализ различных социальных или личностных проблем субъекта в их взаимосвязи и взаимозависимости, отказ от попыток рассматривать какую-либо проблему как нечто противоестественное для общества и «чуждое его природе».
4.Принцип позиционности, заключающийся в анализе конкретной социальной проблемы или комплекса проблем с позиций различных субъектов, имеющих к ней отношение.
Систему методов социальной диагностики можно подразделить на две основные группы:
1) методы проведения диагностического исследования
2) методы анализа диагностической информации, определения приоритетности проблем.
Методы первой группы позволяют получить наиболее достоверную информацию о явлении, объекте исследования. К их числу относятся следующие методы: сбор первичной информации, ознакомление с документальными и статистическими материалами; диагностическая беседа; наблюдение; интервью; анкетирование; тестирование и др.
На самом начальном этапе ведения диагностики целесообразно использовать метод сбора первичной информации, ознакомиться с имеющимися документами и статистическими материалами. Исследуя то или иное социальное явление, важно изучить соответствующие нормативные документы, справки, отчеты.
Выделяют следующие методы СД:
1.Общенаучные, представляющие собой процедуры исследования любой проблемы, в том числе, и социальной. К их числу относятся метод анализа и синтеза, метод наблюдения и т.п.
2.Социологические, направленные на изучение именно социальных проблем с учётом их специфики и своеобразия. Это, прежде всего, конкретные социологические исследования, социально-статистические методы, социальный эксперимент и т.п.
3.Психологические, позволяющие исследовать проблемы, лежащие в «поле» межличностных, внутригрупповых и тому подобных отношений.
4.Специальные, направленные непосредственно на выработку конкретного социального диагноза. Содержание этой группы методов социальной диагностики определяется характером и содержанием проблемы или комплекса проблем, являющихся объектом социально-диагностической деятельности.
Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие:
Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем;
Беседа в социальной диагностике — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации;
Анкетирование — метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых. Вопросник (опросник-личностный) — совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, не знаю).
Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.
Мониторинг — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.
Методы тестирования. Особенно широко распространены. Их существует множество, и они разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др.
Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Этот метод, основанный на изучении личности в контексте ее личной истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, на переструктурирование пространственно-временной организации и деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.
Результаты проведенной социальной диагностики позволяют разработать либо план реабилитационных мероприятий, либо индивидуальную программу реабилитации
Содержание индивидуальной программы реабилитации определяется группой специалистов.
В содержании плана реабилитационной работы или индивидуальной программы реабилитации указываются технологии и методы реабилитации, соответствующие выявленным в ходе социальной диагностики проблем клиентов.
Катя:
27. Социальная адаптация как технология социальной работы
Понятие социальной адаптации, функции социально адаптивных технологий. Социальная адаптация и социализация. Объективная и субъективная стороны социальной адаптации. Факторы формирования механизма адаптации у личности. Деятельность, общение и самосознание как составляющие компоненты механизма социальной адаптации. Социальная работа с разными группами населения по регулированию адаптивных процессов. Программы социальной адаптации. Актуальные проблемы социальной работы в сфере адаптации разных групп населения к условиям общественной жизни, в решении личностных и социально-психологических проблем.
Социальная адаптация - процесс приспособления человека к социальным условиям существования.
Социальная адаптация предполагает постепенное усвоение культурных ценностей, социальных норм и ролей, а также овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
Для адаптации человека характерным является процесс его социализации, усвоение социальных поведенческих норм. Другими словами, социальная адаптация – важнейший механизм, обеспечивающий эффективную социализацию.
В процессе адаптации имеются объективные и субъективные стороны. Объективный процесс социальной адаптации заключается в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс усвоения и развития механизмов адаптации, в формировании принимает участие окружающая социальная среда (родители, друзья), различные социальные институты. Субъективный процесс связан с личными качествами человека, убеждениями, с социально-психологическим развитием. Проявляется активная роль человека, его желание или нежелание изменить или усвоить существующие социальные ценности.
Под адаптивным механизмом чаще всего понимается совокупность средств, с помощью которых приводится в действие и самореализуется адаптивный потенциал субъекта для восстановления нарушенного равновесия в системе «адаптант – адаптирующая среда». Включение адаптивного механизма наступает при возникновении адаптивной ситуации. Последняя возникает под влиянием двух обстоятельств. Во-первых, таких изменений в среде (или переходом субъекта адаптации их одной среды в другую), которые делают невозможными для него в новых условиях достижение старых жизненных целей и ориентиров старыми (прежними) средствами. Во-вторых, таких изменений в субъекте адаптации, которые делают невозможными для него достижение новых целей в старых условиях среды. Внутренняя напряженность, присущая субъекту в момент обнаружения этих несоответствий (рассогласований), вынуждает его начать поиск выхода из дискомфортной ситуации. Комплекс факторов, формирующих условия для протекания адаптации: экономические, политические, социокультурные, демографические, психологические и другие факторы.
В процессе социальной работы с дезадаптированными индивидами необходимо стремиться воздействовать на три составляющие адаптивного механизма: деятельность, общение, самосознание.
Воздействие на деятельность предусматривает помощь индивиду в овладении какими-либо навыками по выполнению конкретных действий, позволяющих создавать вокруг себя новые элементы среды, могущие сыграть весомую роль в адаптационном процессе.
Воздействие на общение означает как изменения в коммуникативном пространстве (появление новых партнеров, обновление смысловой тематики общения), так и воздействие на коммуникативные способности индивида (например, в случае нарушений речи), что позволит клиенту самостоятельно развивать и обновлять каналы коммуникации.
Воздействие на самосознание является очень сложным процессом, вбирающим в себя как деятельность социального окружения клиента, так и усиленную работу над собой. Обретение нового социального самосознания означает формирование и осмысление своей социальной роли, что связано с самостоятельными действиями индивида по выработке собственной жизненной позиции.
Отдельные исследователи самостоятельными этапами ведения социальной диагностики выделяют проведение общей и специальной диагностики. Общая диагностика предполагает выделение и анализ наиболее важных проблем исследуемого явления, а частная диагностика нацелена на распознание и анализ частных, более узких проблем диагностируемого явления.
Задачи СД:
— выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;
— определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;
— описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;
— ранжирование специфических свойств клиента.
Стадии СД:
- стадия осмысления, т.е. анализ сложившейся ситуации, её причин и характерных особенностей;
- стадия разработки альтернативных целей, приемлемых для конкретного субъекта;
- стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное или социальное состояние
Принципы СД:
1.Принцип объективности, предусматривающий непредвзятое рассмотрение социальных явлений и процессов.
2.Принцип комплексного подхода, предполагающий исследование всего множества проблем, стоящих перед клиентом.
3.Принцип причинной обусловленности, направленный на анализ различных социальных или личностных проблем субъекта в их взаимосвязи и взаимозависимости, отказ от попыток рассматривать какую-либо проблему как нечто противоестественное для общества и «чуждое его природе».
4.Принцип позиционности, заключающийся в анализе конкретной социальной проблемы или комплекса проблем с позиций различных субъектов, имеющих к ней отношение.
Систему методов социальной диагностики можно подразделить на две основные группы:
1) методы проведения диагностического исследования
2) методы анализа диагностической информации, определения приоритетности проблем.
Методы первой группы позволяют получить наиболее достоверную информацию о явлении, объекте исследования. К их числу относятся следующие методы: сбор первичной информации, ознакомление с документальными и статистическими материалами; диагностическая беседа; наблюдение; интервью; анкетирование; тестирование и др.
На самом начальном этапе ведения диагностики целесообразно использовать метод сбора первичной информации, ознакомиться с имеющимися документами и статистическими материалами. Исследуя то или иное социальное явление, важно изучить соответствующие нормативные документы, справки, отчеты.
Выделяют следующие методы СД:
1.Общенаучные, представляющие собой процедуры исследования любой проблемы, в том числе, и социальной. К их числу относятся метод анализа и синтеза, метод наблюдения и т.п.
2.Социологические, направленные на изучение именно социальных проблем с учётом их специфики и своеобразия. Это, прежде всего, конкретные социологические исследования, социально-статистические методы, социальный эксперимент и т.п.
3.Психологические, позволяющие исследовать проблемы, лежащие в «поле» межличностных, внутригрупповых и тому подобных отношений.
4.Специальные, направленные непосредственно на выработку конкретного социального диагноза. Содержание этой группы методов социальной диагностики определяется характером и содержанием проблемы или комплекса проблем, являющихся объектом социально-диагностической деятельности.
Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие:
Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем;
Беседа в социальной диагностике — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации;
Анкетирование — метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых. Вопросник (опросник-личностный) — совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, не знаю).
Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.
Мониторинг — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.
Методы тестирования. Особенно широко распространены. Их существует множество, и они разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др.
Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Этот метод, основанный на изучении личности в контексте ее личной истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, на переструктурирование пространственно-временной организации и деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.
Результаты проведенной социальной диагностики позволяют разработать либо план реабилитационных мероприятий, либо индивидуальную программу реабилитации
Содержание индивидуальной программы реабилитации определяется группой специалистов.
В содержании плана реабилитационной работы или индивидуальной программы реабилитации указываются технологии и методы реабилитации, соответствующие выявленным в ходе социальной диагностики проблем клиентов.
Катя:
27. Социальная адаптация как технология социальной работы
Понятие социальной адаптации, функции социально адаптивных технологий. Социальная адаптация и социализация. Объективная и субъективная стороны социальной адаптации. Факторы формирования механизма адаптации у личности. Деятельность, общение и самосознание как составляющие компоненты механизма социальной адаптации. Социальная работа с разными группами населения по регулированию адаптивных процессов. Программы социальной адаптации. Актуальные проблемы социальной работы в сфере адаптации разных групп населения к условиям общественной жизни, в решении личностных и социально-психологических проблем.
Социальная адаптация - процесс приспособления человека к социальным условиям существования.
Социальная адаптация предполагает постепенное усвоение культурных ценностей, социальных норм и ролей, а также овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
Для адаптации человека характерным является процесс его социализации, усвоение социальных поведенческих норм. Другими словами, социальная адаптация – важнейший механизм, обеспечивающий эффективную социализацию.
В процессе адаптации имеются объективные и субъективные стороны. Объективный процесс социальной адаптации заключается в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс усвоения и развития механизмов адаптации, в формировании принимает участие окружающая социальная среда (родители, друзья), различные социальные институты. Субъективный процесс связан с личными качествами человека, убеждениями, с социально-психологическим развитием. Проявляется активная роль человека, его желание или нежелание изменить или усвоить существующие социальные ценности.
Под адаптивным механизмом чаще всего понимается совокупность средств, с помощью которых приводится в действие и самореализуется адаптивный потенциал субъекта для восстановления нарушенного равновесия в системе «адаптант – адаптирующая среда». Включение адаптивного механизма наступает при возникновении адаптивной ситуации. Последняя возникает под влиянием двух обстоятельств. Во-первых, таких изменений в среде (или переходом субъекта адаптации их одной среды в другую), которые делают невозможными для него в новых условиях достижение старых жизненных целей и ориентиров старыми (прежними) средствами. Во-вторых, таких изменений в субъекте адаптации, которые делают невозможными для него достижение новых целей в старых условиях среды. Внутренняя напряженность, присущая субъекту в момент обнаружения этих несоответствий (рассогласований), вынуждает его начать поиск выхода из дискомфортной ситуации. Комплекс факторов, формирующих условия для протекания адаптации: экономические, политические, социокультурные, демографические, психологические и другие факторы.
В процессе социальной работы с дезадаптированными индивидами необходимо стремиться воздействовать на три составляющие адаптивного механизма: деятельность, общение, самосознание.
Воздействие на деятельность предусматривает помощь индивиду в овладении какими-либо навыками по выполнению конкретных действий, позволяющих создавать вокруг себя новые элементы среды, могущие сыграть весомую роль в адаптационном процессе.
Воздействие на общение означает как изменения в коммуникативном пространстве (появление новых партнеров, обновление смысловой тематики общения), так и воздействие на коммуникативные способности индивида (например, в случае нарушений речи), что позволит клиенту самостоятельно развивать и обновлять каналы коммуникации.
Воздействие на самосознание является очень сложным процессом, вбирающим в себя как деятельность социального окружения клиента, так и усиленную работу над собой. Обретение нового социального самосознания означает формирование и осмысление своей социальной роли, что связано с самостоятельными действиями индивида по выработке собственной жизненной позиции.