Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1394
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Меры по социальной адаптации применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении следующих категорий лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации:
1) безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние;
2) лица, отбывающие уголовное наказание, не связанное с лишением свободы;
3) лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством;
4) несовершеннолетние, подвергнутые принудительным мерам воспитательного воздействия;
5) лица без определенного места жительства;
6) другие категории лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе лица, прошедшие курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и реабилитацию, а также лица, не способные самостоятельно обеспечить свою безопасность, с их согласия.
В процессе работы с клиентом использование технологии социальной адаптации должно пролегать в русле трех составляющих: психологической адаптации, физиологической адаптации и собственно социальной адаптации, которая в данном случае не повторяет форму технологии, а является структурным компонентом общего адаптационного процесса.
Так, психологическая адаптация может означать принятие индивидом новых условий жизнедеятельности, осознание положительных моментов в изменившейся среде, выгод и преимуществ нового положения. Физиологическая адаптация предполагает в первую очередь приспособление организма к новым физическим нагрузкам, режиму деятельности, ритму жизни. Социальный аспект адаптации предполагает использование всего потенциала социальной среды - бытового устройства, коммуникативных связей, уровня потребления - в содействии человеку в выполнении социальных функций и ролей.
В качестве желаемого результата процесса адаптации в социальной работе отмечаются приспособление, интеграция, достижение оптимального состояния, самоактуализация, в которых отражается понимание сути самого процесса адаптации, т.е. через конечную цель процесса даётся его определение. Так, в контексте проблем таких категорий клиентов, как лица девиантного поведения, беспризорники, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, дети-сироты основная цель процесса социальной адаптации рассматривается как приспособление, которое достигается через усвоение социальных норм и правил поведения и овладение новыми способами деятельности. Если речь идет о таких категориях клиентов, как мигранты, беженцы, вынужденные переселенцы, то на первый план выходит интеграция. Целью адаптации лиц с ограниченными возможностями является достижение оптимального физического и психического состояния. Адаптация молодых людей к семье, рождению и воспитанию ребенка может рассматриваться с позиции самоактуализации.
Соц. адаптация людей с ОВЗ:
Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности человека с ОВЗ. Она помогает ему приспособиться к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, учит пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. Цель этой технологии - обеспечить социальную и психологическую самостоятельность, укрепить дееспособность человека с ОВЗ.
Различают несколько видов адаптации людей с ОВЗ:
Социально-бытовая адаптация людей с ОВЗ представляет собой систему мер, направленных на восстановление способностей к самостоятельной деятельности в быту и обеспечивающих их интеграцию в общество. Программа социально-бытовой адаптации включает:
- специальное обучение навыкам самообслуживания, ухода за собой, передвижения и перемещения;
- помощь в подборе технических средств реабилитации и обучение пользованию ими;
- разработка индивидуальных решений вопросов адаптации жилищно-коммунальных условий, рабочего места для нужд человека с ОВЗ.
Психологическая адаптация помогает формировать у людей с ОВЗ положительное отношение к жизни, себе и своему состоянию. Важным этапом в процессе психологической адаптации является переход от пассивного участия к активной творческой деятельности.
Эстетическое воспитание и культурно-досуговая деятельность, которые определяются в качестве неотъемлемой составляющей частью адаптации человека с ОВЗ, так как обеспечивают:
- возможность войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками и избавиться от комплекса неполноценности;
- включиться в творческую деятельность;
- обнаружить в себе скрытые таланты.
Социально-трудовая адаптация людей с ОВЗ включает в себя также направленный к единой цели комплекс мероприятий: приспособление производственной среды к нуждам и потребностям таких людей, адаптацию к требованиям производства
Соц. адаптация детей-сирот
Процесс социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений состоит из нескольких этапов, которые подразумевают определенную технологичность в работе:
Первый этап — подготовительный. Он начинается с момента поступления ребенка в учреждение. Когда ребенок попадает в учреждение, перед ним встает проблема вынужденной адаптации к новым условиям с длительной перспективой. Для того, чтобы помочь ему адаптироваться в новых условиях, специалистам необходимы сведения о характерологических особенностях этого ребенка, его склонностях и интересах, установках и привычках. Главная задача на данном этапе — проведение психологической и социальной диагностики. Для этого используются различные методы: беседа, интервью, наблюдение, метод тестирования, биографический метод и др. Социально-психологическая диагностика позволяет выявить личностные особенности воспитанников, их потребности, способности и интересы, круг общения, проблемы. Также необходимо выработать прогнозы социального развития воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей и в дальнейшем отслеживать динамику, обозначить направления социально-профилактической работы с воспитанниками группы социального риска. На данном этапе необходима работа с психологической травмой ребенка, заключающейся в разрыве с семьей, проработка негативного опыта. В данной работе используются преимущественно методы игровой терапии, арт-терапии (собственно арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия и др.), а также различные релаксационные упражнения. Основная задача вышеперечисленных методов — помочь ребенку выразить свои переживания в наиболее приемлемой для него форме (через игру, рисунок и т. д.), что позволяет ему освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом.
Второй этап — включение в социальную группу, предполагающее помощь воспитаннику в адаптации к условиям учреждения. На данном этапе необходимо ознакомить воспитанника с учреждением, персоналом (разъяснить цели и задачи учреждения, познакомить с распорядком дня, расположением служб помощи и администрации). При этом могут использоваться разнообразные методы: беседа, консультирование, рассказ о досуге и быте учреждения (в форме стендов, альбомов, с помощью разных технических средств и т. д.) — все это должно способствовать адаптации, снизить неуверенность, тревожность воспитанника. Успех социальной адаптации на данном этапе зависит от многих факторов: подбора комнаты и соседей, психологического климата, традиций и т. д. На данном этапе очень важно сочетать как индивидуальные, так и групповые формы работы (например, социально-психологические тренинги, направленные на сплочение воспитанников и др.). Во многих интернатных учреждениях разрабатываются программы социальной адаптации воспитанников, которые включают: трудовую деятельность, общественную занятость, досуг, общение.
Третий этап — социальная адаптация к жизни в социуме. На этом этапе работа направлена на усвоение воспитанниками социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к самостоятельной жизни, зависит успешность их адаптации в обществе. Выделяют следующие основные направления социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений: – социально-трудовая; – индивидуально-личностная; – социально-бытовая; – семейная адаптация. В содержание социально-трудовой адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, включены следующие компоненты: – создание условий для профессионального самоопределения; – формирование навыков к обучению; – профессиональная ориентация; – приобретение опыта производственных отношений. Индивидуально-личностная адаптация воспитанников интернатных учреждений включает: – формирование самосознания у детей; – формирование коммуникативных навыков (навыков общения, умения слушать, стратегий поведения в конфликтных ситуациях); – развитие эмоциональной сферы (осознание проявления эмоций, поиск путей их выражения в социально приемлемой форме). Социально-бытовая адаптация подразумевает формирование у детей-сирот конкретных знаний и навыков, необходимых в самостоятельной жизни (навыки ухода за собой, ведения домашнего хозяйства и т. д.). Семейная адаптация детей, проживающих в интернатных учреждениях, ориентирована как на подготовку детей к самостоятельной семейной жизни, так и к жизни в замещающих семьях. Замещающая семья — семейная форма воспитания детей, в которой родители (воспитатели) не являются биологическими родителями ребенка. Содержание семейной адаптации воспитанников интернатных учреждений включает: – осознание и принятие своего семейного опыта; – формирование полоролевой идентификации, выстраивание отношений с противоположным полом; – формирование представлений о взаимоотношениях в семье; – формирование представлений о собственной будущей семье, воспитании детей; – формирование семейных установок и готовности к созданию семьи.
Основными методами и формами работы по социальной адаптации детей-сирот к жизни в обществе являются: – специальные занятия, лекции, тренинги, деловые игры, направленные на получение детьми разностороннего социального опыта; – организация работы секций, мастерских, кружков, обеспечивающих развитие различных адаптационных компетенций; – экскурсии, поездки, путешествия, способствующие расширению кругозора воспитанников и обеспечивающие знакомство с культурными нормами, традициями; – организация комнат социально-бытовой адаптации; – профориентационные мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению, знакомящие воспитанников с различными профессиями, специальностями; – трудотерапия; – арт-терапия и другие.
Актуальные проблемы социальной работы в сфере адаптации разных групп населения к условиям общественной жизни, в решении личностных и социально-психологических проблем
Применение технологий социальной адаптации в социальной работе определяется ее основными задачами и актуальностью социальной проблемы. Проблема социальной адаптации остро стоит среди такой категории населения, как дети-сироты и воспитанники детских домов. По мнению специалистов, зачастую условия, в которых живут дети-сироты, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности, ее самоопределение, что впоследствии затрудняет социальную адаптацию в будущей личной жизни. Разрешение таких проблем, как смутное представление этих детей о будущей половой роли в семье и о профессии, отсутствие знаний о половой идентификации и индивидуализации, затрудняет формирование полоролевых, нормативных ориентации в будущей жизни. Эти проблемы могут преодолеваться путем интенсивной, качественной и комплексной работы социальных работников и психологов методами психологической и игровой коррекции, интеграции детей в условия естественного социума, снятия социальных барьеров, ведущих к изоляции детей, лишенных попечения родителей.