Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1397
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДашаБ
28. Основные методы, применяемые в индивидуальной социальной работе и с различными группами населения
Психологические и социально-психологические методы, применяемые в социальной работе. Педагогические методы в социальной работе. Творческие методы в социальной работе: виды, функции, значение для практики социальной работы с различными группами населения. Социально-экономические методы в социальной работе. Организационные методы в социальной работе. Особенности индивидуальных и групповых методов в социальной работе.
Психологические методы в социальной работе связаны с косвенным воздействием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Главным методом при этом является убеждение в различной форме (объяснение, совет, аргументация, внушение, рекомендация, положительный пример и др.).
Педагогические методы, применяемые в социальной работе, наряду с убеждением, включают в себя также педагогические требования, обучение, соревнование, этическую беседу, диспут и др. Социально-педагогические методы направлены на оказание социально-педагогической помощи клиенту как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации. Выделяют три основные группы этих методов:
1) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);
2) методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);
3) методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).
Социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты оказывают воздействие на материальные, моральные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежит натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т.п.
Материальная помощь является одним из видов социальной помощи, предоставляемой гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и основывается на принципах адресности, доступности и добровольности
В виде осуществления за заявителя расходов
(возмещения понесенных заявителем расходов) предоставляется на: оформление документов, удостоверяющих личность; оплату проезда железнодорожным и автомобильным транспортом (кроме такси) к месту жительства заявителей, оказавшихся без средств к существованию; оплату медицинского осмотра (обследования) при трудоустройстве; В натуральной форме: продуктовый набора; набора средств санитарии и гигиены; горячее питание; одежда, обувь.
Соц. обеспечение – (обеспечение минимума) система мер по мат-му обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи. К основным видам соц обеспечения следует отнести:·пенс-е обеспечение; систему пособий; систему льгот нуждающимся категориям населения; систему проф обучения, трудоустройства и протезно-ортопедической помощи инвалидам; соц обслуживание престарелых, инвалидов и лиц, находящихся в ТЖС; соц помощь семье и детям.
Организационные методы лежат в основе управленческого воздействия социальных служб и отдельных специалистов. При этом организационные методы закрепляют права, полномочия, обязанности и ответственность различных органов социальных служб. Распределительные методы позволяют осуществить управление социальной работой оперативно и динамично (уточнение задач, перераспределение сил и средств, устранение недостатков и др.).
В практике социальной работы организационные и распределительные методы играют важную стабилизирующую роль. В зависимости от характера стабилизирующего воздействия основными организационно-распределительными методами являются: регламентирование, нормирование, консультирование.
Регламентирование представляет наиболее жесткий метод организационного воздействия, заключающийся во введении положений, которые являются обязательными для исполнения (приказы, должностные инструкции, типовые положения и т.д.). Этот метод используется органами управления социальных служб.
Нормирование – это менее жесткий метод организационного воздействия, который заключается в установлении нормативов по верхнему и нижнему пределам (нормативы численности обслуживаемых клиентов, времени обслуживания и т.д.).
Инструктирование является наиболее мягким методом организационного воздействия, заключается в разъяснении обстановки и задач, возможных трудностей и последствий неправильных действий клиентов, предостережении от ошибок.
Особенности индивидуальных и групповых методов в социальной работе.
Социальная работа с группой – метод, который используется с целью оказания человеку помощи через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения.
Под методом групповой работы будем понимать совместную деятельность людей, работающих в группах по 3–10 чел. над определенными задачами и проблемами. Они самостоятельно направляют свою деятельность, избирают средства своей работы и устанавливают нормы взаимодействия. Наиболее важный результат групповой работы – преобразование внутреннего мира ее участников. Основа этих преобразований – переосмысление жизненных ценностей. В групповой работе может осуществляться процесс групповой коррекции (например, изменение, поправка, исправление) ценностей.
Основные виды социальной работы с группой:
1. Досуговые группы. Такие группы организуются в микросоциуме (коммьюните) в местах проживания клиентов с целью совместного рационального проведения свободного времени.
2. Группы восстановления умений. Основная цель создания групп — помочь клиенту восстановить утраченные умения. Данные группы имеют достаточно широкий спектр деятельностных форм: от спортивных игр (баскетбол, теннис и т.д.) до занятий эстетической прикладной направленности (гончарное дело, роспись керамики и т.д.).
3. Образовательные группы. Работа строится на основе социальных запросов клиентов, которых могут интересовать: правильная организация семейного бюджета, воспитание детей, вопросы внутренней и внешней политики и т.д.
5. Группы самопомощи. Помощь клиенту оказывает взаимная поддержка членов группы. Социальный работник, организуя процесс, передает свои функции группе. Участник группы, находя поддержку у других, помогает себе рационально осознать сущность своей проблемы и снять ее.
6. Терапевтические группы. Работа в группе позволяет регулировать развитие отношений индивидов и окружающей среды. Групповая терапия помогает развивать интерперсональные умения; стимулировать личностный рост; помогает корректировать хронические проблемы со здоровьем; решает проблемы индивидуальных различий.
4. Группы социализации: многие рассматривают их как основной центр групповой социальной работы, так как цели этих групп — поведенческие изменения и развитие социальных навыков. Социальный работник, действуя в подобных группах как агент социализации, активно обучает, задает модели социльного поведения, помогает ускорить научение новым социальным ролям и развивать ролевую компетентность, организует дискуссии, обеспечивает благоприятную среду и, таким образом, создает возможности для изменения ролевого поведения и взаимодействия. Такие группы организуются обычно в системе исправительных учреждений, в больницах, детских учреждениях, различных клубах и т. п. с целью адаптации и реадаптации определенных категорий людей к тем или иным ситуационным условиям. Группы социализации могут иметь и более широкие цели содействия вхождению в общество и общего развития.
Три основные модели социальной работы с группой: клиническая модель, модель взаимопомощи, социально-ориентированная модель. В клинической модели под группой понимается совокупность индивидов, находящихся в трудной жизненной ситуации, групповая деятельность направлена на работу с поведенческими отклонениями. Модель взаимопомощи связана с межгрупповой поддержкой, когда члены группы принимают совместное участие в разработке программы помощи наряду с социальным работником. Социально-ориентированная модель направлена на работу по активизации различных групп населения, среди которых можно выделить работу с молодежью, работу в микросоциальной среде и т.п.
Индивидуальная социальная работа (работа со случаем) ― это деятельность профессиональных социальных работников, основанная на психосоциальных, поведенческих, системных концепциях и имеющая ценности; помогающая индивидам и семьям справится с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими проблемами и проблемами развития; она реализуется при непосредственном взаимодействии с клиентом в ситуации «лицом к лицу», «один на один».
Основная цель индивидуальной работы ― это улучшение социального функционирования индивида либо достижение оптимального баланса между человеком и окружающей средой.
В рамках индивидуальной социальной работы существует большое количество концептуальных моделей и подходов: психоаналитические, психосоциальные, функциональные, ориентированные на решение проблемы, бихевиористские, личностно центрированные, системно-ориентированные, экзистенциальные и др. все они сфокусированы на индивиде и их главной задачей является дать клиенту возможность выработать самому способы изменения ситуации, или, если это невозможно, помочь принять ее, то есть изменить отношение к проблеме.
Основные методические приемы индивидуальной работы — это интервью, клиническая беседа, логическая дискуссия, защита интересов клиента в государственных и частных организациях и учреждениях, ведение переговоров от имени клиента.
Алиса
29. Групповой метод в социальной работе
Понятие групповой работы, история групповой работы как практика социальной работы. Роль социального работника в групповой работе. Этапы групповой работы и стадии развития групп. Принципы групповой работы, теоретическая база – теория поля, социального обмена, социальных систем, экосистемный подход.
Групповая социальная работа – это направление и метод социальной работы, при котором небольшая группа лиц с близкими интересами и общими проблемами регулярно собирается и включается в совместную деятельность для достижения общих целей. Руководство деятельностью группы осуществляется социальным работником. В отличие от психотерапевтических групп, цель групповой социальной работы не обязательно заключается в решении эмоционально-личностных проблем. В качестве такой цели могут выступать обмен информацией, развитие практических или социальных умений, изменение асоциального поведения в позитивном направлении. Приемы вмешательства включают контролируемые терапевтические дискуссии, в некоторых случаях - обучение, вовлечение в спорт, искусство, ремесла, досуг, обсуждение различных тем. Согласно подходу Г. Конопки, социальная групповая работа является практическим методом социальной работы, который помогает личностям расширять их социальное функционирование и через целенаправленный опыт группы более эффективно справляться с их индивидуальными, групповыми или проблемами в микросоциуме.
Социальная работа с группой оформляется идеологически в 40-90-е гг. XIX в. Появляются первые агентства взаимопомощи, центры поддержки конфессиональных организаций, а также образовательные центры по развитию грамотности среди населения.
В 1920-е гг. оформляется интерес к группе как к методу лечения. М. Ричмонд в 1920 г. начинает исследования поведения группы, где она увидела новые возможности лечения и внедрения метода индивидуальной работы с клиентом. Э. Харт видел необходимость развития индивидуальности через опыт группы. Г. Л. Койл в 1935 г. опубликовала исследование “Работа группы по социальному изменению”, где она обосновала групповой процесс как способ действия в особом направлении, приводящий к социальным изменениям в общественных отношениях.